Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;
  • продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;
  • способствовать проявлению своей индивидуальности;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;
  • побуждать к использованию в речи фольклора;
  • развивать речевую и двигательную активность;
  • закреплять умение вырезать по контуру и аккуратно наклеивать;
  • создавать у детей радостное настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию

Тема: «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;
  • продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;
  • способствовать проявлению своей индивидуальности;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;
  • побуждать к использованию в речи фольклора;
  • развивать речевую и двигательную активность;
  • закреплять умение вырезать по контуру и аккуратно наклеивать;
  • создавать у детей радостное настроение.

Предварительная работа: чтение рассказа Осеевой В.А. «Волшебное слово», знакомство с устным народным творчеством – пословицы и поговорки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку (из м/ф «Крошка Енот») проходят в группу и располагаются на стульчиках.

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, оно волшебное.  А волшебное потому, что мы будем говорить о волшебных словах.  Мы сейчас друг с другом поздоровались. Что мы пожелали друг другу?

Ответы детей.

– Здравствуй – это пожелание здоровья.  Я предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Здравствуй» (стоя)

Я здороваюсь везде –                             /руки к груди, развести в стороны/
Дома и на улице.                                    /
отвести правую (левую) руку в сторону ладонями вверх/
Даже «здравствуй» говорю                    /
наклон головы/
Я соседской курице.
– Здравствуй, солнце золотое!              /
руки вверх, пальчики-лучики  раскрыть/
– Здравствуй, небо голубое!                  /
руки вверх, пальчики сомкнуть/
– Здравствуй, вольный ветерок!           /
помахать над головой кистями рук/
– Здравствуй, маленький дубок!           /
перед грудью, руками показать дерево/
– Здравствуй, утро!                                /
отвести правую руку в сторону ладонью вверх/
– Здравствуй, день!                                /
отвести левую руку в сторону ладонью вверх/
Нам здороваться не лень!

2. Беседа по рассказу В.А.Осеевой «Волшебное слово»

– Ребята, какую роль в жизни человека играет речь?
Ответы детей.
– Правильно, речь необходима для того, чтобы общаться друг с другом, передавать свои мысли, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
– Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Ответы детей.
– Да, ребята, речь – это все слова , которые мы говорим. Мы сегодня поговорим о словах, о «волшебных» словах. А что это за слова такие волшебные?
Ответы детей.
– Какие вы молодцы, много знаете слов.  А какое слово самое волшебное?
Ответы детей.
– Верно, это слово «пожалуйста».  И действительно, стоит только вам добавить это слово к какой-нибудь просьбе и человек готов откликнуться на неё. Вспомните мальчика Павлика из рассказа Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».  Как Павлик вёл себя в начале рассказа?
Ответы детей.
– А как нужно себя вести?
Ответы детей.
– Вспомните сестру, брата и бабушку Павлика.  Почему они изменили отношение к нему?
Ответы детей.
– Действительно, если что-то попросить грубо, не очень захочется выполнять такую просьбу. А вот если заглянуть в глаза и добавить это самое «волшебное» слово, то в просьбе уже будет трудно отказать.  Вы со мной согласны?
– На самом деле волшебных слов очень много, каждое доброе слово – волшебное.

3. Словесная игра «Вспомни пословицу». Знакомство с пословицей

– Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о красивой и правильной речи. Я начну, а вы продолжите:
* Доброе слово – ключ, … 
(которым открывают сердца).
– Чему учит эта пословица? 
(С человеком, который говорит добрые и учтивые слова хочется дружить.)
*Недоброе слово больнее  … 
(огня жжёт).
(Из-за обидного слова бывает очень плохо и тяжело, что даже наворачиваются слёзы)
*От худого слова – … 
(на век ссора).
(Если мы кого-то обзываем или говорим грубо, то можно поссориться)
*Слово не воробей, … 
(вылетит – не поймаешь)
(Тот, кто сказал грубое слово, уже и пожалел об этом)
– А ведь бывает и такое, что мы злимся друг на друга, кричим, совсем не задумываемся над тем, что «Доброе слово дом построит, а злое разрушит».
Познакомьтесь ещё с одной пословицей: «Доброе слово дом построит, а злое – разрушит».  Скажите мне, пожалуйста, чему учат эти пословицы?

Выводы детей. Нужно следить за своей речью, подбирать слова, когда общаемся друг с другом.

4. Коммуникативная подвижная игра «Мишка» (авт. М.Картушина)

– Когда вас обидели, очень важно, чтобы рядом с вами был друг, который утешит словом, поможет делом и поддержит вас.  Давайте с вами поиграем.

(Дети становятся в круг – чётное количество детей)

На прогулку косолапый,                  /ходят по кругу, изображая походку медведя/
Вышел Мишка погулять.
По тропинке громко топал,             /
руки на пояс, топаем ногами/
Друга он пошёл искать.
«Где ты, где ты мой товарищ?        /
остановиться, повернуться в круг, развести руки в стороны/
Без тебя так трудно жить!».
Встретил Мишка наш лисёнка,       /
каждая пара повернулась друг к другу/
И сказал: «Давай дружить!»             /
рукопожатие/
Мишка с другом подружился –
Он в лесу устроил бал.                     /
сделать руками лодочку, покружиться/
А потом остановился,
По головке гладить стал.                  /
погладить друг друга по голове/
Спиночки друзья чесали,                 /
повернуться спинами друг к другу, движения по тексту/
Вправо, влево, вверх и вниз.
И немножко потолкались,                /
встать напротив друг друга, взяться за руки; поочерёдно сгибать, разгибать руки
Крепко, крепко обнялись.                 /
обняться/

(Дети садятся на свои места)

Бывает, без сомнения,
Разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.

(Грусть, радость, удивление, горе, страх, ужас)


А теперь, хочу, ребята,
Пригласить на сказку вас.

5. Добрая сказка «Теремок» на новый лад  (по ролям)

Воспитатель.  

Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.

Бежит мышка-норушка. Увидела теремок и спрашивает:

Мышка.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Нет ни кого.  Значит, я буду жить.
Ведущий.  Бежит мимо лягушка-квакушка.
Лягушка.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Мышка.  Здравствуйте, я мышка-норушка.
Лягушка.  Здравствуйте, а я лягушка-квакушка. Впусти меня, пожалуйста, к себе жить.
Мышка. С радостью, проходи.
Ведущий.  Стали они дружно жить вдвоём. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Заяц.  Скажите, пожалуйста, кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Мышка. Лягушка.   Здравствуйте, а мы две подружки – Мышка и Лягушка.
Заяц.  Добрый день. А я Зайчик-побегайчик.  Впустите, пожалуйста, к себе жить.
Ведущий.  Стали жить они дружно втроём. А мимо лисичка-сестричка бежала. Спрашивает.
Лиса.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Ну-ка выходи! 
Звери.  Здравствуйте. Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, а я Зайчик-побегайчик. А вы кто?
Лиса.  А я Лисичка-сестричка, впустите-ка меня к себе жить!
Мышка.  Лисичка-сестричка, в нашем теремочке живут только воспитанные звери.
Лиса.  Я всё поняла.  Я больше не буду грубить.  Очень прошу вас, пожалуйста, впустите меня к себе жить.
Звери.   Проходи.
Ведущий.   Стали они жить дружно вчетвером. Идёт мимо медведь.
Медведь.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Звери.  Здравствуйте.  Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, я Зайчик-побегайчик, а я Лисичка-сестричка. А вы кто?
Медведь.  А я Мишка-косолапый. Тоже хочу с вами жить.
Лягушка.  Извини нас, Миша, но ты здесь не поместишься.
Миша.  А если я на крыше жить буду?
Заяц.  Мишенька, пожалуйста не полезай на крышу. Ты сломаешь дом и нас раздавишь.
Миша.  Но что же делать?
Звери.  Не волнуйся Миша, мы наш дом достроим, расширим и будем жить все вместе дружно.

Ведущий. 

Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!

Воспитатель.  Вот мы и посмотрели добрую сказку, где Миша дом не ломает. Ребята, как уговорили звери Мишу не ломать дом?
Ответы детей: С помощью вежливых и добрых слов.
Воспитатель.  Правильно, ребята, не даром говорят: «Доброе слово дом построит, а злое разрушит».

Воспитатель. Ребята, а где живет доброта? (В сердце). Давайте создадим цветок, который назовем «цветок доброты». Чтобы создать цветок доброты вы должны вырезать по одному лепестку.

Дети вырезают, а затем наклеивают каждый лепесток, в виде сердца, на бумагу, получая таким образом общий цветок.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый, необычный цветок у нас получился.(Работа выполняется под музыку).

- А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что на них лежит столько добра, столько добрых чувств, сколько может поместиться в ваших руках. Закройте ладошки, прижмите их к сердцу. Закройте глаза. Подумайте о чем-то добром, приятном (пауза). Вы чувствуете, как теплеют ваши руки(недолгая пауза), как наполняется теплом ваше сердце. Сейчас, вы представьте своих близких, друзей. Протяните к ним руки. Улыбнитесь им. Мысленно скажите им что-нибудь доброе. Вам очень приятно, вы ощущаете тепло и уют(недолгая пауза). Ваше сердце наполняется добротой. Откройте глаза. Поместите в свой лепесток как можно больше добра.

6. Итог занятия

– Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось занятие?
– Что вам больше всего понравилось?
– Что мы нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Презентация к занятию в старшей группе детского сада по познавательному развитию. Лексическая тема “Одежда”

Презентация к занятию в старшей группе детского сада по познавательному развитию. Лексическая тема “Одежда&rdquo...

Конспект ОД в старшей группе детского сада по речевому развитию "В мире животных"

Цель: Формировать представления детей о животном мире разных континентов через игру-путешествие....

Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада по развитию речи «Юные писатели»

Задачи:1. Учить действовать по плану или инструкции2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.3. Закреплять умения в составлении сказки.ХОД ЗАНЯТИЯ1.  Организационный момент....