Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Методы и средства амплификации развития дошкольников"
рабочая программа

Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.

Задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

5. Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2022-2023.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36

ГО город Нефтекамск Республика Башкортостан

План работы по  самообразованию

«Методы и средства амплификации развития дошкольника»

                                                       

 Автор – составитель:

                                                         Сафина Р.Р., воспитатель

                                                                 

Нефтекамск

2022 – 2023 учебный год

                           Индивидуальный план по самообразованию

Ф.И.О. Сафина Резеда Ралифовна

Индивидуальная тема самообразования «Методы и средства амплификации развития дошкольника»

Актуальность:

Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновлённым содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Амплификация (от лат. amplificatio - расширение, усиление, обогащение) - многозначный термин, используемый в различных областях. Гораздо более важной - как в теоретическом, так и в практическом плане представляется концепция амплификации, сформулированная А.В.Запорожцем. Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Амплификация, по Запорожцу — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и без включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая деятельность, мир взрослых и других детей, природы, общественной жизни.

Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.

Задачи: 

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

5. Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.

Литература по теме самообразования:

Время работы с материалами

Название, автор

Источник

(сайт, издательство, год издания)

Планируемый результат

Сентябрь - декабрь

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

М.:Мозаика-Синтез, 2014.

Изучена литература по данной теме. «Методы и средства амплификации развития дошкольника»

Определены цель и задачи  по теме

«Методы и средства амплификации развития дошкольника».

Проведен анализ и оценка результатов своей деятельности + деятельности детей.

Проведена исследовательская  работа в области

«Методы и средства амплификации развития дошкольника».

 

Сентябрь - декабрь

Запорожец А.В. Венгер Л.А. «Восприятие и действие».

– М.: Издательство «Просвещение», 1967. - М., «Владос –Пресс» 2017.

Сентябрь - декабрь

Кожевникова В.В. «Моделирование образовательной среды по вектору амплификации развития детей раннего возраста»

– М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 736 с.

Сентябрь - декабрь

Запорожец А.В. «Психология действия».

Журнал «Общество: социология, психология, педагогика», 2016, №5.

Сентябрь - декабрь

Ханова Т.Г., Белинова Н.В. «Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования»

Электронная газета «Интерактивное образование», №71, 2017 г.

Сентябрь - декабрь

Каратаева И.Б. «Амплификация детского развития»

«Технологии художественно эстетического развития дошкольников»

сайт www.vash-psiholog.info

Перспективный план по теме самообразования 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность 

Дети

Педагоги

Родители

Диагностический

(организационный)

Постановка проблемы.

Подбор литературы по проблеме.

Определение целей и задач работы над темой.

Планирование работы по самообразованию.

Изучение материала по теме и имеющегося опыта с использованием образовательных технологий согласно ФГОС.

Сентябрь - декабрь

-подготовка дидактического материала;

-подготовка материальной базы для работы по теме;

- проведение мониторинга знаний и умений детей.

-изучение методической литературы;

-ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями, задачами работы;

-пополнение родительского уголка материалами по данной теме.

Практический

Применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

Декабрь – май

Внедрение и проведение образовательной деятельности с детьми по методу амплификации

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Реализация принципов амплификации при формировании математических представлений.

«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения (амплификации) детского развития»

Консультации для педагогов по данной теме.

Консультация для родителей: «Амплификация детского развития»

Дистанционная консультация:

«Для чего нужна амплификация?»

«Как заниматься с ребенком по этому методу?»

 

   Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

План самообразования "Методы и средства амплификации развития дошкольников"

План самообразования "Методы и средства амплификации развития дошкольников"...

«Методы и средства амплификации развития дошкольника»

Индивидуальный план  по самооразованию...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».

Актуальность:В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики....

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»

Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"...