«Методы и средства амплификации развития дошкольника»
учебно-методический материал
Индивидуальный план по самооразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_2021_e.v.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию
Ф.И.О. Корчуева Елена Викторовна
Индивидуальная тема самообразования «Методы и средства амплификации развития дошкольника»
Актуальность:
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновлённым содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Амплификация (от лат. amplificatio - расширение, усиление, обогащение) - многозначный термин, используемый в различных областях. Гораздо более важной - как в теоретическом, так и в практическом плане представляется концепция амплификации, сформулированная А.В.Запорожцем. Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Амплификация, по Запорожцу — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.
Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и без включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая деятельность, мир взрослых и других детей, природы, общественной жизни.
Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.
Литература по теме самообразования:
Время работы с материалами | Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Планируемый результат |
Сентябрь - декабрь | Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». | М.:Мозаика-Синтез, 2014. | Изучена литература по данной теме. «Методы и средства амплификации развития дошкольника» Определены цель и задачи по теме «Методы и средства амплификации развития дошкольника». Проведен анализ и оценка результатов своей деятельности + деятельности детей. Проведена исследовательская работа в области «Методы и средства амплификации развития дошкольника».
|
Сентябрь - декабрь | Запорожец А.В. Венгер Л.А. «Восприятие и действие». | – М.: Издательство «Просвещение», 1967. - М., «Владос –Пресс» 2017. | |
Сентябрь - декабрь | Кожевникова В.В. «Моделирование образовательной среды по вектору амплификации развития детей раннего возраста» | – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 736 с. | |
Сентябрь - декабрь | Запорожец А.В. «Психология действия». | Журнал «Общество: социология, психология, педагогика», 2016, №5. | |
Сентябрь - декабрь | Ханова Т.Г., Белинова Н.В. «Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования» | Электронная газета «Интерактивное образование», №71, 2017 г. | |
Сентябрь - декабрь | Каратаева И.Б. «Амплификация детского развития» «Технологии художественно эстетического развития дошкольников» |
Перспективный план по теме самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | ||
Дети | Педагоги | Родители | |||
Диагностический (организационный) | Постановка проблемы. Подбор литературы по проблеме. Определение целей и задач работы над темой. Планирование работы по самообразованию. Изучение материала по теме и имеющегося опыта с использованием образовательных технологий согласно ФГОС. | Сентябрь - декабрь | -подготовка дидактического материала; -подготовка материальной базы для работы по теме; - проведение мониторинга знаний и умений детей. | -изучение методической литературы; | -ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями, задачами работы; -пополнение родительского уголка материалами по данной теме. |
Практический | Применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования | Декабрь – май | Внедрение и проведение образовательной деятельности с детьми по методу амплификации предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Реализация принципов амплификации при формировании математических представлений. «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения (амплификации) детского развития» | Консультации для педагогов по данной теме. Презентации для педагогов по данной теме. Выступление на педсоветах по данной теме | Консультация для родителей: «Амплификация детского развития» Дистанционная консультация: «Для чего нужна амплификация?» «Как заниматься с ребенком по этому методу?»
|
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Представление материалов. Распространение опыта своей работы. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 38 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНК-ПЕТЕРБУРГА
План работы по самообразованию
«Методы и средства амплификации развития дошкольника»
Автор – составитель:
Корчуева Е.В., воспитатель
Санкт-Петербург
2020 – 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Проектный метод как стимул познавательного развития дошкольника
В статье говорится об использовании метода проектов в детском саду.«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современн...
Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"
В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....
Методическая разработка «Цветоград» или ознакомление старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей»
В данной методической разработке широко рассматривается вопрос ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей.Раскрываются цели, зада...
План самообразования "Методы и средства амплификации развития дошкольников"
План самообразования "Методы и средства амплификации развития дошкольников"...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...
Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Методы и средства амплификации развития дошкольников"
Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.Задачи:1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.2. Обеспечение равных в...