Самообразование на тему: «Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста»
методическая разработка
Годовой план и отчеты по самообразованию по месяцам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста»
Реализация плана по самообразованию 2023-2024 уч.г.
Повышение теоретического и научно-методического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК…) | Срок | Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий, посещение семинаров по теме | Повышение практического опыта (показ и обработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками). | Отчётные материалы(подведение итогов, оформление результатов). |
Поиск информационных ресурсов по выбранной теме. | сентябрь | Изучение литературы по теме самообразования. Проведение диагностики детей в группе. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) | Использование в режимных моментах для примерного знакомства воспитанников с темой. | Разработка тематических планов |
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования. | октябрь | Знакомство с опытом работы других воспитателей. | Использование в НОД 1 неделя «Осенний лист». 4 неделя «Грибок» | Консультация для родителей «Релаксация для малышей» |
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для внедрения релаксационных методик. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования: «Звуковая релаксация»* | ноябрь | Просмотр возможных открытых мероприятий, посещение семинаров по теме | Использование в НОД 1 неделя «Спящий котёнок». 2 неделя «Одежда». Использование «Звуковой релаксации» в режимных моментах. | Консультация для родителей «Использование релаксационной музыки для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников». Файловая папка «Музыка для релаксации» |
Работа с методической литературой Изучение интернет ресурсов по теме самообразования: «Мышечная релаксация»* | декабрь | Памятка для воспитателей «Использование релаксационных упражнений в различных режимных моментах» | Использование в НОД 1 неделя «Вьюга и сугробы». 2 неделя «Олени». 3 неделя «Шишки» | Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Колыбельная для малышей» |
Работа с методической литературой Повышение знаний, сбор материала |
январь | Просмотр возможных открытых мероприятий, посещение семинаров по теме | Использование в НОД и режимных моментах 2 неделя «Снеговик». 3 неделя «Пылесос» | Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Гимнастика после сна». |
Изучение литературы, интернет ресурсов по теме самообразования: «Релаксационные игры»*
| февраль | Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме. | Использование в НОД и режимных моментах 3 неделя «Гуси» | Подготовить промежуточный отчет о проделанной работе. |
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования: «Знакомство с методикой мышечной релаксации по Джекобсону»* | март | Сборник консультаций для родителей и воспитателей по теме: «Релаксация для дошкольников». | Использование в НОД и режимных моментах 1 неделя «Сосулька». 3 неделя «Жмурки» по Джекобсону | Оформление папки передвижки для родителей «Релаксация» |
Работа с методической литературой | апрель | Оформление информационного стенда для родителей и воспитателей: «Методические рекомендации по реализации техник релаксации в условиях ДОУ (с учётом возраста) | Использование в НОД и режимных моментах 1 неделя «Цветок распустился» 2 неделя «Спортсмены». 3 неделя «Самолёты» 4 неделя «Тёплая лужа» по Джекобсону | |
Мониторинг освоения темы: | май | Фотоотчёт о проделанной работе по теме | Использование в НОД и режимных моментах 2 неделя «Бабочка». 3 неделя «Загораем» 5 неделя «Муха» по Джекобсону | Выступление на педсовете, презентация по теме. |
* Использование, применение в НОД и режимных моментах в течение всего учебного года,
согласно перспективно-тематическому планированию образовательной деятельности (по лексическим темам).
Отчёт по самообразованию за сентябрь, октябрь.
Актуальность выбранной темы
В раннем возрасте происходит изменение социальной среды ребёнка, что сказывается на его психологическом и физическом здоровье. Так же происходит интенсивное эмоциональное развитие, созревание всех психических процессов. В этом возрасте малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов: начинают посещать дошкольное учреждение.
Поэтому одной из основных задач воспитательно-образовательных учреждений является забота о физическом и психическом здоровье детей, обеспечение их эмоционального благополучия и самочувствия при пребывании ребенка в детском саду.
Педагоги могут помочь снять это напряжение, успокоить их, используя в работе релаксационные техники. Очень важно, то, что релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.
Цель: повышение своего профессионального уровня в области эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста средствами релаксации.
Задачи:
-изучить методическую литературу, другие источники для повышения уровня знаний по данной теме;
-создание картотек игр и упражнений по релаксации для детей младшего дошкольного возраста;
-создание условий для реализации релаксацонных упражнений, комфортного выполнения их и положительного эмоционального пребывания детей в группе;
-разработать рекомендации для родителей, памятки, консультации по использованию релаксационных упражнений.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка, на его душевное равновесие. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.
Методы релаксации бывают:
- Мышечная - «Напряжение-расслабление», релаксация по Джекобсону
- Дыхательная
- Звуковая
- Аутотренинг
- Арт-терапия – лёгкие упражнения по рисованию.
В своей работе с детьми младшего возраста я буду использовать более простые методы релаксации: мышечную, звуковую, дыхательную.
Сентябрь, октябрь.
- Изучение литературы по теме самообразования. Проведение диагностики детей в группе. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы). Знакомство с опытом работы других воспитателей.
- Использование в режимных моментах для примерного знакомства воспитанников с темой.
Советы по использованию релаксационных упражнений в работе
с детьми дошкольного возраста
1.Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2.Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3.Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
4.Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
5.Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
6.Повторяйте каждое упражнение не более 2-3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
7.Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно
«Осенний лист». (Крепкий лист – прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение). Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий. Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землёй, зацепился за веточку. Вот он какой красивый, развернулся, чтобы издалека его было видно. Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю. Но что это? Хлоп! Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.
«Грибок» дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются – «грибок растёт». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем показывают, какой гриб был маленький, медленно приседают – дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.
Список литературы:
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. Пособие.»-М: «Сфера»,2008.
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» авт.-сост. Н.И. Еременко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
- «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» авт.-сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко.- Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С, 2007.
Отчёт по самообразованию за ноябрь, декабрь, январь.
Релаксация (от лат. relaxatio — расслабление) — это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Работая несколько месяцев по этой теме, я убедилась, что требуется систематическое обязательное повторение упражнений минимум от 2 недель. Дети раннего младшего возраста по своей физиологии (часто болеют) не успевают формировать правильное повторение, выполнение упражнений. И при введении, знакомства с новым, необходимо повторять предыдущие упражнения. Детям нравится, они любят повторять и им нравится помогать другим детям, которые забыли или пропустили.
В отчётный период я более обширно знакомила детей со звуковой релаксацией.
Музыкальная релаксация является формой пассивного рецептивного (рецепторы, слух) влияния музыки, направленного на глубокую релаксацию индивида.
Музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Например, для новорождённого ребёнка такой музыкой является биение сердца мамы. Он привык к его ритму, ещё находясь в её утробе.
Для взрослых музыка обладает тонизирующим эффектом, вызывает положительные эмоции, усиливает физические процессы. Расслабляющий, успокаивающий эффект вызывают звуки природы (шум моря, леса).
Метод релаксации используется не только на музыкальных занятиях, но и в других видах деятельности. Музыкальное сопровождение в целях релаксации у дошкольников можно использовать в начале занятий как настрой на творческую деятельность, а также в виде физкультминутки или музыкальной паузы в конце занятия.
Для детей применение звуковой релаксации имеет положительный эффект. Но, учитывая специфику и нестабильность детской нервной системы, необходима спокойная и мелодичная музыка. Наиболее подходящим вариантом для прослушивания могут служить мелодии, в основе которых присутствуют природные звуки, колыбельные, музыкальные произведения, в которых главным критерием является смягчающее, успокаивающее, гармонизирующее действие (при приглушенном освещении).
За отчётный период я искала литературу, более глубоко изучала статьи в которых подтверждалось, что психическая и соматическая релаксация с помощью музыки способствует социальной адаптации детей.
Например из литературы, Уильямсон Карен «52 лёгких способа идеальной релаксации». А для детей, Баженова Оксана Викторовна «Детская и подростковая релаксационная терапия».
Нашла даже курсы с поющими чашами. Так же много и современных музыкальных произведений Sound chilling. Я использовала:
Best Russian lullaby/ Лучшие колыбельные песни для малышей. Brilliantmedia Video. «Вот и люди спят, вот и звери спят.»/ Коллекция колыбельных. (детям очень понравилось)
За отчетный период проведены:
-Консультация для родителей «Использование релаксационной музыки для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников»;
-Файловая папка «Музыка для релаксации»;
-Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Колыбельная для малышей».
Создана папка «Картотека упражнений на релаксацию».
Приобретена литература: О.В.Баженова «Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум», «Генезис», Москва, 2022г.
Отчёт по самообразованию за февраль, март, апрель.
Хочется напомнить, что релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных методик. Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц. Э.Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с самыми маленькими детьми.
В период с февраля по апрель включительно я углублённо знакомила детей и родителей с методикой, играми мышечной релаксации по Джекобсону.
Игры на релаксацию по Джекобсону:
За отчетный период мною изучена доступная литература, интернет ресурсы по теме. Изучила конкретно метод Джекобсона. О нём много пишут медучреждения и психологи. Ознакомила с ним родителей и проиграла с детьми.
С родителями проведена работа, предоставлены материалы, игры, упражнения, литература по заданной теме, а именно:
- Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Виды релаксации для малышей».
- Создана папка «Релаксационные игры по Джекобсону»:
- предоставлен материал: «Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону как метод саморегуляции»;
- Консультация для родителей « Игровые упражнения мышечной релаксации по методике Э. Джекобсона для детей дошкольного возраста».
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ Э. ДЖЕКОБСОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу: сидя или лежа.
Каждое упражнение выполняется дважды.
Комплекс релаксационных упражнений
(по Джекобсону – детский вариант)
Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).
Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.
Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.
Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело.
Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.
Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…
Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.
Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.
Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.
Список использованной литературы:
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.
3. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.
4. Шмигель Н.Е. Управляешь дыханием – управляешь жизнью // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 10. - С.15 - 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков на тему:«Водичка, водичка умой моё личико» для детей второй группы раннего возраста.
В ходе организованной образовательной деятельности у детей закрепляется привычка к чистоте и опрятности. ...
Презентация, тема: "Роль воспитателя в формировании речи у детей второй группы раннего возраста"
Роль воспитателя в формировании речи у детей второй группы раннего возраста Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играе...
Конспект НОД на тему «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…» для детей второй группы раннего возраста образовательная область «Познавательное развитие»
Для детей второй группы раннего развития....
Статья на тему : "Песочная терапия как средство психологической адаптации детей раннего возраста"
Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Благодаря песочной терапии мы можем узнать о себе чуть больше, можем пр...
Дары Ф. Фребеля как средство сенсорного воспитания детей в группе раннего возраста
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного ...
План по самообразованию. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста".
План по самообразованию на 2023-2024 учебный год. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста"....