Мастер – класс: «Использование технологии "скрайбинг" в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста».
занимательные факты
Цель: помочь наглядно представить, запечатлеть и воспроизвести материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kiyanitsa_a.a._1.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 города Крымска муниципального образования Крымский район
Мастер – класс:
«Использование технологии "скрайбинг" в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель
Кияница Анастасия Александровна
2023 г.
(Слайд 1) Мастер – класс: «Использование технологии «скрайбинг» в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: помочь наглядно представить, запечатлеть и воспроизвести материал.
Задачи:
- увеличить эффективность процесса запоминания;
- обогатить словарный запас, развивать речь;
- способствовать передачи детьми текста в соответствии с его содержанием;
- развивать творческое воображение.
(Слайд 2) Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять, фантазировать, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При формировании читательской грамотности у дошкольников начинает использоваться технология креативного мышления.
Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.
(Слайд 3) Одна из таких современных технологий «скрайбинг».
Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования. Что это? Мне стало интересно и, конечно, у меня сразу возник вопрос, как можно эту технологию использовать в работе с детьми?
Что же такое скрайбинг?.
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
(Слайд 4) Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.
Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.
(Слайд 5) Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
- фломастер, маркер, ручка, карандаши
- скетчбук,
- флипчарт,
- доска для рисования и т.д.
(Слайд 6) Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
- Ручной (рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг, скрайбинг «фланелеграфный», магнитный скрайбинг);
- Компьютерный (при создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы)
Сейчас хочу предложить задание для фокус группы, прошу выйти 3 человека. Перед вами лежат заготовки разных техник. Для начала прослушайте текст, а затем попробуйте по памяти изобразить услышанное в формате скрайбинг (для детей я читаю второй раз более медленно, в этот момент они применяют технику скрайбинг в той или иной технике): для педагогов предлагаются на выбор материалы для рисованного, аппликационного, магнитного скрайбинга.
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня с радостью помогают бабушке собирать ягоды в ведерко. Затем они будут вместе с бабушкой варить из ягод варенье. Зимой все вместе будут пить чай с вкусным вареньем.
Работа с аудиторией.
То, что представляет собой технология «скрайбинг» - это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях.
(вопрос к аудитории)
Может, вы назовете – где, в каких технологиях? (тризовский прием - кодировка, мнемотаблицы, экранизация сказок).
Но в этих технологиях детям даются готовые таблицы, что не развивает их творческое воображение, не дает возможность самим придумать какие то символы.
Но самое важное отличие в скрайбинге - это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.
А пока фокус группа занята, хочу с вами поиграть и проверить аудиторию на знание пословиц и поговорок в формате скрайбинг:
(показываю картинки, которые относятся к той или иной пословице)
- Яблоко от яблони не далеко падает.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Что написано пером, то не вырубишь топором.
- Под лежачий камень вода не течет.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
( Слайд 7) И пока группа работает, покажу несколько фотографий как работают дети.
После выполнения задания фокус группы, задаются дополнительные вопросы:
После проработки текста, ребятам всегда задаю дополнительные вопросы, на которые они дают развернутый ответ.
- Как вы считаете, девочки добрые? Они помогли своей бабушке?
- А какие вы добрые поступки можете сделать для своих бабушек?
Благодарю за участие нашу фокус группу…
( Слайд 8) В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга способствует развитию:
- связной речи у детей;
- памяти, внимания, образного мышления;
- обогащает словарный запас;
- знания об окружающем мире.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс«Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...
Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста
Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие критического и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством полигонального моделирования
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В рамках инженерного образования в дошкольном учрежде...
Мастер класс "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ФЭМП детей старшего дошкольного возраста".
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения....
«Использование технологии «scribing» в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель : 1. Нравственное воспитание детей, через представление о добре и зле. 2. Повышение компетентности родителей в применении технологии «scribing» в нравственном воспитании детей 5-6 лет...