Мастер-класс "Использование планшетов,системы контроля знаний в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста,имеющими ОНР"
компьютерная программа по логопедии

Баева Юлия Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) способствуют  развитию информационной компетентности современного дошкольника. Они  являются  мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, лежащей в основе способности к обучению . Современные исследования сви­детельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем ,что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной, а затем от наглядно-образного к словесно-логическому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Использование планшетов,системы контроля знаний в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста,имеющими ОНР"

Цель- познакомить  педагогов с работой нового интерактивного оборудования.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Интерактивные планшеты
  3. Пульты системы контроля знаний
  4. Обучающие программы

 

Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) способствуют  развитию информационной компетентности современного дошкольника. Они  являются  мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, лежащей в основе способности к обучению . Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем ,что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной, а затем от наглядно-образного к словесно-логическому. Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на:

- технологии, в которых используются мультимедийные презентации;

-технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы,

- технологии, в которых используются тестирующие программы .

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.

 

Основные виды интерактивного оборудования в ДОУ.

 

Многопользовательская интерактивная доска- универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Доски можно использовать с готовыми мультимедийными ресурсами, доступными в Интернете и продающимися на дисках, что облегчает их освоение. Тем не менее гораздо эффективнее работать со специально созданными для интерактивных досок ресурсами. Готовые мультимедийные ресурсы, как правило, рассчитаны на индивидуальные занятия с ребенком, а интерактивная доска – инструмент групповой работы. Педагог может создавать собственные разработки с помощью программного обеспечения интерактивной доски. На каждой из виртуальных страниц (экранов) такой разработки размещаются интерактивные задания для детей или наглядные пособия. Полноценное использование интерактивной доски предполагает, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми.(несколько человек)

 

Игровые приемы работы, используемые в работе с данным оборудованием.

 

Игра «Голосистые звуки»

Цель: Развитие фонематических процессов.

Задачи: 1. Выделение на слух звука У в слогах и  словах.

            2.Расширение активного и пассивного словарного запаса.

  1. Развитие внимания, памяти, мышления.

Задание: Послушай слова. Когда услышишь звук У, нажми на шарик.(3 уровень сложности)(Программно-методический комплекс «Развитие речи»)

 

Игра «Разложи картинки в 2 коробки»

Цель: Дифференциация звуков Ш,Ж .

Задачи: 1. Дифференциация звуков Ш,Ж на слух и в произношении.

  1. Расширение активного и пассивного словарного запаса по теме «Животные»
  1. Развитие внимания, памяти, мышления.

Задание: Посмотри на картинки. Назови их. Какой звук слышится в слове: Ш или Ж? Положи картинки в нужную коробку. (Программно-методический комплекс «Развитие речи»)

 

Игра «Подбери схему к картинке»

Цель: Обучение детей составлению звуко-слоговых схем.

Задачи:1. Расширять активный и пассивный словарный запас  по разным лексическим темам.

  1. Учить составлять звуковые и слоговые схемы.

           3.Развивать графические навыки у детей.

  1. Развивать внимание , память, мышление.

Задание: Выбери картинку. Раздели слово на слоги. Подбери нужную слоговую схему. Выложи звуковую схему.

Интерактивный планшет- современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру.

Интерактивные планшеты, так же как и интерактивные доски предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций.

Интерактивный планшет дешевле интерактивной доски и в некоторых случаях с помощью интерактивного планшета и обычного настенного экрана удается воспользоваться привычным функционалом интерактивной доски. Интерактивный планшет позволяет педагогу(докладчику) управлять компьютером, делать рукописные записи (как на меловой или маркерной доске), аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ. И все это - из любой точки аудитории, свободно передвигаясь по ней. Изображение выводится на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора, подключаемого к компьютеру, а управление производится с поверхности планшета. Интерактивный планшет позволяет организовать на занятии или мероприятии оперативную обратную связь, самостоятельную или групповую работу учащихся (слушателей). Педагог может в любой момент времени передать планшет любому ребенку и попросить продолжить выполнение задания. Раздав планшеты по аудитории (до семи на одно приемное устройство), можно получить эффективную работу в группах и даже устроить учебные соревнования.

 

Игровые приемы работы, используемые в работе  с данным оборудованием.

 

Игра «Обведи букву»

Цель: Профилактика дисграфии и дислексии у детей .

Задачи:1. Различение графического написания букв.

  1. Профилактика оптической дисграфии у детей.
  1. Развитие внимания, памяти, мышления.

Задание: Назови буквы, которые написаны на доске. Обведи в круг только буквы А.

 

Игра: «Напиши букву»

Цель:  Правильное написание букв.

Задачи: 1. Определение первого звука в словах.

            2.Профилактика оптической дисграфии.

  1. Развитие внимания, памяти, мышления.
  1. Формирование графомоторных навыков.
  1. Развитие пространственной ориентировки у детей.

Задание: Назови картинку. Какой первый звук в слове? Напиши нужную букву.

Напиши нужную букву в левом верхнем углу, в центре , в правом нижнем углу и т.д.

 

Игра «Найди нужный домик»

Цель: Дифференциация букв.

Задачи: 1. Учить запоминать графический образ буквы.

  1. Профилактика оптической дисграфии.
  1. Развитие внимания, памяти, мышления.
  1. Развитие пространственной ориентировки .

Задание: Посмотри на геометрические фигуры. Помести букву А в круг, букву О в квадрат и т.д.

Напиши букву И над овалом, под квадратом и т.д.

 

Система оперативного контроля знаний. Комплексы оперативного контроля знаний - современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. В сочетании с интерактивной доской (или экраном), компьютером и проектором позволяет существенно повысить эффективность и оперативность обратной связи на занятиях или мероприятиях. Педагог (докладчик) может вывести на интерактивную доску (экран) вопросы теста и аудитория с помощью удобных пультов ответит на них. При этом специализированное программное обеспечение запомнит ответ каждого отвечающего и проанализирует его.

Система контроля знаний(пульты) - находятся в режиме тестирования. Полученные пульты не адаптированы для работы с детьми дошкольного возраста.

 

Оптико-акустический контролер уровня шума – уникальное решение для образовательных учреждений, позволяющее в игровой форме приучать детей соблюдать тишину в аудитории во время занятий.

Когда уровень шума в помещении не превосходит заданное педагогом значение– горит зеленый свет, если шум нарастает, включается желтый сигнал светофора.

Как только уровень шума превысит допустимый, загорится красный свет и будет подан звуковой сигнал.

 

Применение ИКТ , позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха  в коррекционной работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста . Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии невозможно, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит педагога при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, педагог  и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для детей и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

 

 

 

Используемая литература

  Интелин Новые формы организации игровой и образовательной среды с использованием ИКТ в детском саду,М.2012 Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии, М. Мозаика-синтез,2011г Рабинович П.Д.,Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям, М., Бином.Лаборатория знаний,2011г  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...

Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...

«Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие проблемы в развитие коммуникативных навыков посредствам мульттерапии"

Цель программы:Социально-коммуникативное, познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...