«Использование технологии «scribing» в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)
Цель : 1. Нравственное воспитание детей, через представление о добре и зле. 2. Повышение компетентности родителей в применении технологии «scribing» в нравственном воспитании детей 5-6 лет. Задачи мероприятия: 1. Познакомить родителей с технологией «scribing». 2. Продолжать формировать у детей представление о добре и зле. 3. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки героев, учить давать оценку поведению своему и других. 4. Показать родителям на практике использование технологии «scribing» в воспитании у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scribing.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии «scribing» в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Бахтеева Мария Андреевна
Воспитатель
ГБОУ гимназия №114
дошкольное отделение
Выборгского района
2024
Цель мероприятия:
- Нравственное воспитание детей, через представление о добре и зле.
- Повышение компетентности родителей в применении технологии «scribing» в нравственном воспитании детей 5-6 лет.
Задачи мероприятия:
- Познакомить родителей с технологией «scribing».
- Продолжать формировать у детей представление о добре и зле.
- Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Показать родителям на практике использование технологии «scribing» в воспитании у детей.
Инструменты для мастер-класса по технологии «scribing».
- мольберт (доска) для рисования маркером, листы белой бумаги;
- маркеры, фломастеры, цветные карандаши;
- набор картинок-аппликаций;
- набор готовых картинок, магниты.
Сегодня я хочу познакомить вас с такой технологией как «scribing». Рассказать о важности использования этой технологии в речевом развитии детей. Научить вас создавать собственный скрайб.
Процесс образовательной деятельности должен быть увлекательным и интересным. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Одна из таких технологий «scribing»
Скрайбинг (от английского scribe – набросать эскизы или рисунки) – это способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов.
Если по-простому, скрайбинг – это когда выступающий дополняет свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно.
Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.
Рисовать можно чем угодно фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Виды скрайбинга:
Рисованный скрайбинг.
Классический вариант скрайбинга. Взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Или рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.
Аппликационный скрайбинг.
Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Магнитный скрайбинг.
Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Фланелеграфный скрайбинг.
Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей.
Компьютерный скрайбинг.
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Сегодня мы поговорим о добре и зле (на доске можно нарисовать солнышко -добро, тучку с молнией-зло), о помощи близким, о справедливости. Доброта – это хорошие поступки. Добрый человек всегда поможет другим и не оставит в беде, при этом он сделает это просто так и не будет ждать ничего взамен.
Воспитатель: - Дети, а что такое зло? (ответы детей).
Злого человека отличить нетрудно. Злой несправедлив, завистлив, жаден. Не любит помогать другим. Поэтому люди давно поняли для себя: добро – это хорошо, зло – это плохо. Значит, доброго в жизни должно быть намного больше!
Я предлагаю родителям и детям попробовать с помощью картинок пересказать рассказ и познакомиться с разными видами «scribing» технологии.
Магнитный скрайбинг
Предлагается рассказ «Лето»
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем.
(родители и дети слушают рассказ (читается дважды, медленно), а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя магнитную доску).
-Молодцы у вас хорошо получилось! Теперь попробуем еще один рассказ.
Предлагается рассказ «Еж» Чарушин.
-Кто из родителей и детей готов поробовать себя в магнитном скрайбинге? Выходите.
-Я буду читать текст медленно, а ваша задача крепить на доску магниты, которые соответствуют произносимому тексту.
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.
(Рассказ читается дважды, медленно)
После этого родитель с ребенком рассказывает текст глядя на магнитный скрайбинг.
- Какой это был скрайбинг? (магнитный, когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску).
-Вам понравилось? Какие возникли сложности?
Аппликационный «scribing»
C помощью аппликационного «Scribing» можно заучивать стихи.
-Я раздам Вам фон, на который вы будете наклеивать готовые изображения, соответствующие услышанному тексту.
Мишка лапти надевал,
Надевал и горевал:
- Здесь один, а где второй?
Правый лапоть мой с дырой
Заглянул медведь под стол
И пропажу там нашел.
Стало лаптя 2 опять,
Можно по лесу гулять.
-Кто готов рассказать стих по полученному скрайбу?
-У вас отлично получилось!
Физкультминутка (выполняют все вместе)
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем на месте),
И про добрые дела мы не забываем (поклонились).
Всем всегда поможем дружно (взялись за руки)
Потому что это нужно (указательным пальцем показываем вверх). Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),
Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).
Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)
Раз, два, три,
На наши добрые дела, быстрее посмотри (руки в стороны)
Рисованный скрайбинг.
-Теперь мы познакомимся с рисованным «scribing». Я раздам Вам листы бумаги, фломастеры, карандаши. Я буду читать рассказ «Галка» по Л.Толстому, ваша задача его прослушать, зарисовать вместе с детьми, а потом мы его с вами проговорим.
Толстой Лев Николаевич
«Хотела галка пить»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.
-Посмотрите, как дети зарисовали этот рассказ.
- Мы часто учим стихи с детьми. И многим детям сложно запомнить.
- Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.
Пример: мы учили стихотворение «Елочка» Н.Нищевой. Я прошу ребенка нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, глядя на свой скраб, но и интересуется самим процессом.
Перед нами елочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
- Посмотрите, как «нарисовали» это стихотворение дети (показ).
Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
- А сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение «Осень в парке» Винокурова
Ходит осень в нашем парке
Дарит осень всем подарки
Бусы красные рябинке
Фартук розовый осинке
Зонтик желтый тополям
Фрукты осень дарит нам!
-Мы часто с детьми учим пословицы и поговорки с помощью скрайбинга, и я хочу с вами поиграть и проверить детей и родителей на знание пословиц и поговорок в формате скрайбинга: (показываю картинки, которые относятся к той или иной пословице)
-Яблоко от яблони не далеко падает.
-Готовь сани летом, а телегу зимой.
-Что написано пером, не вырубишь топором.
-Под лежачий камень вода не течет.
Сказка «Заюшкина избушка» с использованием «фланелеграфного» скрайбинга.
(Картинки сказки на липучках для фланелеграфе)
Воспитатель читает сказку и одновременно выкладывает на фланелеграфе текст с помощью картинок.
Вопросы детям:
- Почему зайчик был грустный? Кто и как его обидел? - Ребята, кто пришел на помощь Зайчику? - Что можно сказать о Петушке? Какой он? - А что можно сказать о Лисе? - Что победило в сказке: добро или зло? - С какими героями сказки вы хотели бы подружиться?
-Молодцы ребята на все мои вопросы ответили.
Уважаемые родители! Еще раз напомню - возможности технологии скрайбинга безграничны. С помощью этой технологии вы можете пополнять знания детей об окружающем мире, учить пересказывать, заучивать стихи, развивать их память, мышление и воображение. Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков. Читайте и рассказывайте рисуя!
Благодарю за встречу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...
Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....
Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста
Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....
Мастер – класс: «Использование технологии "скрайбинг" в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста».
Цель: помочь наглядно представить, запечатлеть и воспроизвести материал....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие критического и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством полигонального моделирования
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В рамках инженерного образования в дошкольном учрежде...