«Использование технологии «scribing» в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)

Бахтеева Мария Андреевна

Цель : 1. Нравственное воспитание детей, через представление о добре и зле. 2. Повышение компетентности родителей в применении технологии «scribing» в нравственном воспитании детей 5-6 лет. Задачи мероприятия: 1. Познакомить родителей с технологией «scribing». 2. Продолжать формировать у детей представление о добре и зле. 3. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки героев, учить давать оценку поведению своему и других. 4. Показать родителям на практике использование технологии «scribing» в воспитании у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scribing.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии «scribing» в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.

                                                                       Подготовила:

                                                                       Бахтеева Мария Андреевна

                                                                       Воспитатель

                                                                       ГБОУ гимназия №114

                                                                       дошкольное отделение

                                                                       Выборгского района

2024

Цель мероприятия:

  1. Нравственное воспитание детей, через представление о добре и зле.
  2. Повышение компетентности родителей в применении технологии «scribing» в нравственном воспитании детей 5-6 лет.

Задачи мероприятия:

  1. Познакомить родителей с технологией «scribing».
  2. Продолжать формировать у детей представление о добре и зле.
  3. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  4. Показать родителям на практике использование технологии «scribing» в воспитании у детей.

Инструменты для мастер-класса по технологии «scribing».

  1. мольберт (доска) для рисования маркером, листы белой бумаги;
  2. маркеры, фломастеры, цветные карандаши;
  3. набор картинок-аппликаций;
  4. набор готовых картинок, магниты.

Сегодня я хочу познакомить вас с такой технологией как «scribing». Рассказать о важности использования этой технологии в речевом развитии детей. Научить вас создавать собственный скрайб.

Процесс образовательной деятельности должен быть увлекательным и интересным. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Одна из таких технологий «scribing»

Скрайбинг (от английского scribe – набросать эскизы или рисунки) – это способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов.

Если по-простому, скрайбинг – это когда выступающий дополняет свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно.

Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.

Рисовать можно чем угодно фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Виды скрайбинга:

Рисованный скрайбинг.

Классический вариант скрайбинга. Взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Или рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.

Аппликационный скрайбинг.

Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Магнитный скрайбинг.

Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Фланелеграфный скрайбинг.

Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей.

Компьютерный скрайбинг.

При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.

Сегодня мы поговорим о добре и зле (на доске можно нарисовать солнышко -добро, тучку с молнией-зло), о помощи близким, о справедливости. Доброта – это хорошие поступки. Добрый человек всегда поможет другим и не оставит в беде, при этом он сделает это просто так и не будет ждать ничего взамен.

Воспитатель: - Дети, а что такое зло? (ответы детей).

Злого человека отличить нетрудно. Злой несправедлив, завистлив, жаден. Не любит помогать другим. Поэтому люди давно поняли для себя: добро – это хорошо, зло – это плохо. Значит, доброго в жизни должно быть намного больше!

Я предлагаю родителям и детям попробовать с помощью картинок пересказать рассказ и познакомиться с разными видами «scribing» технологии.

Магнитный скрайбинг

Предлагается рассказ «Лето»

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем.

(родители и дети слушают рассказ (читается дважды, медленно), а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя магнитную доску).

-Молодцы у вас хорошо получилось! Теперь попробуем еще один рассказ.

Предлагается рассказ «Еж» Чарушин.

-Кто из родителей и детей готов поробовать себя в магнитном скрайбинге? Выходите.

-Я буду читать текст медленно, а ваша задача крепить на доску магниты, которые соответствуют произносимому тексту.

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.

(Рассказ читается дважды, медленно)

После этого родитель с ребенком рассказывает текст глядя на магнитный скрайбинг.

- Какой это был скрайбинг? (магнитный, когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску).

-Вам понравилось? Какие возникли сложности?

Аппликационный «scribing»

C помощью аппликационного «Scribing» можно заучивать стихи.

-Я раздам Вам фон, на который вы будете наклеивать готовые изображения, соответствующие услышанному тексту.

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

-Кто готов рассказать стих по полученному скрайбу?

-У вас отлично получилось!

Физкультминутка (выполняют все вместе)

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем на месте),

И про добрые дела мы не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки)

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем вверх). Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, быстрее посмотри (руки в стороны)

Рисованный скрайбинг.

-Теперь мы познакомимся с рисованным «scribing». Я раздам Вам листы бумаги, фломастеры, карандаши. Я буду читать рассказ «Галка» по Л.Толстому, ваша задача его прослушать, зарисовать вместе с детьми, а потом мы его с вами проговорим.

Толстой Лев Николаевич

«Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

-Посмотрите, как дети зарисовали этот рассказ.

- Мы часто учим стихи с детьми. И многим детям сложно запомнить.

- Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.

Пример: мы учили стихотворение «Елочка» Н.Нищевой. Я прошу ребенка нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, глядя на свой скраб, но и интересуется самим процессом.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

- Посмотрите, как «нарисовали» это стихотворение дети (показ).

Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

- А сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение «Осень в парке» Винокурова

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки

Бусы красные рябинке

Фартук розовый осинке

Зонтик желтый тополям

Фрукты осень дарит нам!

-Мы часто с детьми учим пословицы и поговорки с помощью скрайбинга, и я хочу с вами поиграть и проверить детей и родителей на знание пословиц и поговорок в формате скрайбинга: (показываю картинки, которые относятся к той или иной пословице)

-Яблоко от яблони не далеко падает.

-Готовь сани летом, а телегу зимой.

-Что написано пером, не вырубишь топором.

-Под лежачий камень вода не течет.

Сказка «Заюшкина избушка» с использованием «фланелеграфного» скрайбинга.

(Картинки сказки на липучках для фланелеграфе)

Воспитатель читает сказку и одновременно выкладывает на фланелеграфе текст с помощью картинок.

Вопросы детям:

- Почему зайчик был грустный? Кто и как его обидел? - Ребята, кто пришел на помощь Зайчику? - Что можно сказать о Петушке? Какой он? - А что можно сказать о Лисе? - Что победило в сказке: добро или зло? - С какими героями сказки вы хотели бы подружиться?

-Молодцы ребята на все мои вопросы ответили.

Уважаемые родители! Еще раз напомню - возможности технологии скрайбинга безграничны. С помощью этой технологии вы можете пополнять знания детей об окружающем мире, учить пересказывать, заучивать стихи, развивать их память, мышление и воображение. Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков. Читайте и рассказывайте рисуя!

Благодарю за встречу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста

Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие критического и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством полигонального моделирования

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В рамках инженерного образования в дошкольном учрежде...