Думай как инженер! Как на практике сформировать инженерное мышление у дошкольников
статья

Шилкова Ольга Николаевна

Формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления, по словам уже бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, будет STEM — образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шилкова Ольга Николаевна

старший воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад № 32»

Полевской ГО

Думай как инженер! Как на практике сформировать инженерное мышление у дошкольников

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи:

‒ детям учиться должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка: ‒ высокооплачиваемую работу; самореализацию; высокие показатели интеллекта.

И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.

Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно:

‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного;

‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;

‒ неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;

‒ отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности.

Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления, по словам уже бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, будет STEM — образование.

А что же такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта. Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

65 % современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью STEM — образования. STEAM вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

Первые навыки программирования дошкольники получают у нас в детском саду, работая с программируемыми минироботами Bee-Bot «Умная пчела» и конструкторами., которые прекрасно подходят для применения в ДОУ. В управлении эти роботы просты и их отличает дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с Bee-Bot учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Игры с роботами Bee-Bot способствуют развитию мелкой моторики, словарного запаса, пространственной ориентации, развитию умения составлять алгоритмы, работать в группе.  Дети начинают заниматься со среднего возраста. Педагогами разработаны схемы, алгоритмы. С целью развития детской одаренности в работе с дошкольниками создана медиатека интерактивных развивающих игр в развивающих программах, таких как: Интерактивный редактор «Сова», «Волшебная полянка», EasyEnteractiv, сервиса LearningApps.org.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению  одаренных детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества. У дошкольников развиваются интеллектуально - творческие способности через освоение логико - математических представлений. Развивается логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию.

Педагогами разработаны дидактические игры направленные  развитие логического мышления, внимания и памяти.

Большую роль уделяем Экспериментированию.  Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Опытно -  экспериментальная  деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.  

Для развития интеллектуального развития в нашем детском саду разработан педагогический проект «Шахматы».

Мы не просто развиваем фантазию дошкольников, а учим их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, даем в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Опыт работы показывает, что использование современных образовательных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательную деятельность в ДОУ, повысить его эффективность и всесторонне развить ребенка, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО. А также повысить профессиональное мастерство педагогов. Повысить интеллектуальный уровень развития ребенка.

Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом».

Проект«Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом»....

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

quot;ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание иэксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…". Зрелое инженерное м...

Развитие инженерного мышления у дошкольников миф или реальность?

В данной методической разработки описывается как развивать у детей инженерное мышление. Презентация прилагается....