Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»
проект

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_proekt.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

Выполнила: Лычагина Е.С.,

воспитатель высшей категории

Еманжелинск, 2019

Паспорт проекта

Вид проекта:        исследовательско-творческий

По количеству участников: групповой  

Продолжительность проекта: проект долгосрочный (1 год)

Участники проекта:        дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Актуальность и новизна проекта

 Воспитание инженерных кадров было объявлено президентом Российской Федерации В.В. Путиным одной из приоритетных целей российского образования.

Подготовить учащихся к серьезным техническим дисциплинам, проектной деятельности и профессиям будущего способно STEAM образование. STEAM-является одним из основных мировых трендов в образовании.

В состав кабинетов школ новостроек вошли кабинеты проектной деятельности и инженерные классы. В начальной школе и далее широко используются цифровые лаборатории. В нашем регионе реализуется проект «Цифровая образовательная среда». В рамках освоения STEAM компетенций учащиеся активно вовлекаются в соревновательную практику по робототехнике, олимпиадное движение НТИ. Изучение конструирования и программирования создает необходимую базу для дальнейшего развития инженерных и творческих компетенций. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям.

Актуальным становится вопрос о создании единого образовательного STEAM пространства: детский сад – школа – ВУЗ.

Цель: повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет.

Задачи:

Организационные

1.Обеспечить создание материально-технической базы по познавательно - конструктивной деятельности для реализации задач проекта;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ - участников реализации проекта;

3.  Организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды.

Обучающие

1.Познакомить с разновидовыми комплектами LEGO;

2.Дать первоначальные знания по Лего-конструированию, составлению моделей, схем, таблицы для отображения и анализа данных конструкций;

3.Преодоление стереотипов в художественно-творческой деятельности ребенка.

Развивающие

1.Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;

2.Развивать память, внимание, предпосылки инженерного мышления;

 3.Развивать мелкую моторику.

Воспитательные

1.Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

2.Формировать коммуникативные навыки: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Объект: образовательный модель «Е» - инженерия, конструирование STEAM – технологии.

Предмет: эффективность использования STEAM – технологии в формировании у старших дошкольников предпосылок основ инженерного мышления.

Продукт проекта:        Смотр-конкурс творческих работ. Выставка на тему: «Мир вокруг нас».

План-схема

реализации проекта

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность  воспитателя

Срок

I этап

Подготовительный

Цель – детальное изучение ситуации по проблеме внедрения в образовательный процесс ДОУ «LEGO» конструирования, 

подготовка дошкольников и родителей  к проектной деятельности.

- Изучение и анализ современного программно-методического обеспечения, методической литературы по проблеме  внедрения в образовательный процесс ДОУ «LEGO» конструирования,

- Изучение опыта работы педагогов по данной проблеме  на интернет-сайтах.

- мониторинг детского развития,

-  анализ имеющихся условий,

- организация материально-технического обеспечения  проекта,

- анкетирование родителей,

- составление плана-схемы реализации проекта.

июнь-август

2019 г.

II этап Практический

Цель – реализация проектной деятельности, апробирование системы работы по проблеме внедрения в образовательный процесс ДОУ «LEGO» конструирования

Работа с детьми:

НОД образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование)

Этапы формирования предпосылок инженерного

мышления старших дошкольников

I этап - технологический.

Задача: познакомить дошкольников с конструктором «LEGO».

Дети рассматривают основные детали конструктора, закрепляют представления о их величине, цвете, размере и количестве, знакомятся со схемами сборки моделей.

II этап – практический, создание модели по алгоритму.

Задачи:

- Развивать умения выбирать и отсчитывать предметы из  большого  количества  деталей  по  образцу  и  количеству;  

- развивать пространственную ориентировку

(слева, справа, вверху, внизу),

- формировать представления о симметрии.

III этап – элементарное программирование

заданного поведения модели

(создание  алгоритма действия «умной

игрушки» робомыши)

Задачи:

- учить детей излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,

- учить анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Формы организации НОД

-беседа (получение нового материала);

-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);

-ролевая игра;

-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по конструированию, моделированию);

- разработка творческих проектов и их презентация;

-выставка, конкурс.

Работа с родителями:

- Оформление информационного стенда

«Конструктивная деятельность дошкольника»

- Организация фотовыставки: «Мы конструируем»

- Мастер-класс для родителей на тему: «Организация детского конструирования в домашних условиях (правила для родителей)»

  1. - Акция: «Пополним группу конструктором».

- Организация выставки методической и познавательной литературы на тему: «Детское конструирование»

Сентябрь-май

2020 г.

III этап

Итоговый

Цель: обобщение и распространение опыта работы

- Организация выставки детских работ «Мир вокруг нас»

- Мониторинг детского развития

- Презентация на педсовете опыта работы

- Открытый просмотр конструктивной деятельности для педагогов и родителей

- Размещение опыта работы на личном мини-сайте

Июнь-август

2020 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы и оценку продуктивности реализации проекта планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности в августе 2020 г..

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

1.Формирование у старших дошкольников предпосылок инженерного мышления.

2. Создание в ДОУ оптимальных условий для обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием «LEGO» конструкторов.

3. Выраженная активность родительского сообщества в совместной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

Реализация проекта имеет большое значение, так как способствует:

   - Повышению качества образования  в рамках реализации ФГОС ДО;

- Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;

- Участию воспитанников ДОУ в конкурсах по моделированию, конструированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Доклад "Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников"

Доклад "Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников", заместитель заведующего Серкова Л.Е....

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Консультация для педагогов «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Консультация для педагогов«Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...

Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»

Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"...