дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя малая Родина"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ирина Викторовна Сенченко

построение системы коррекционно-развивающей работы в л огопедической группе на основе использования краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_dlya_detey_s_ovz.docx933.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сенченко Ирина Викторовна, старший воспитатель

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 19

п. Разумное Белгородского района Белгородской области"

Принята:                                                                                   Утверждаю:

на Педагогическом совете                                        заведующий МДОУ № 19 п. Разумное

Протокол № 1                                                              ___________ О.И. Коваленко

от 01 сентября 2015 года                                           Приказ № 74 от 01 сентября 2015 года                                                      

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАВТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

C:\Users\user\Desktop\2014-2015\ПРОЕКТ\рисунок.jpg

Белгородский район

2015 год

C:\Users\user\Desktop\2014-2015\виды Белгорода\на реке Северский Донец.jpg

Село мое Разумное, старинное село

Не тихое, не шумное

К двум речкам прилегло

А по другую сторону цветут весной сады.

                                                     

http://ic.pics.livejournal.com/lezhnev_sergey/51147689/1015556/1015556_900.jpg

Всегда всего здесь поровну -

И счастья, и беды.

Здесь люди нынче новые,  и век совсем другой.

Давно уже село мое - поселок городской.

http://static.panoramio.com/photos/large/30523287.jpg

Глядятся зори грустные в оконное стекло, 

Сторонка моя русская - ни город, ни село.

Мы все бежим за годами куда глаза глядят,

И все-таки находим мы дороженьку назад.

http://www.raz-muk.uobr.ru/data/pictures/sh.jpg

        Печальные, веселые стоят года стеной,

    Разумное, поселок мой, любимый и родной.

                Никола Гладких  «Село мое родное»

Содержание Программы «Моя малая Родина»

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка
  3.  Концепция программы
  4. Организация образовательного процесса и технологии.
  5.  Содержание программы.

5.1. Работа с детьми

5.2.Работа с родителями (законными представителями) воспитанников.

5.3. Работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения

  1. Приложение.

6.1.Приложение № 1 -Формы интегративного взаимодействия

6.2.Приложение № 2-Примерный перспективный план работы с детьми  

      группы  компенсирующей направленности

           6.3.Приложение № 3  - Конспект организованной образовательной  

                 деятельности

           6.4.Приложение № 4  - Альбом "Они сражались за Родину" (герои-

                 освободители поселка Разумное от немецко-фашистских  

                 захватчиков)

 

1. Паспорт  программы.

Наименование программы

Программа «Моя малая Родина» для детей с ограниченными возможностями здоровья

География

Белгородская область, Белгородский район, п. Разумное

Авторы программы

Сенченко Ирина Викторовна – старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

Тип программы

Образовательная

Вид программы

Модифицированная

Целевые группы

Группа компенсирующей направленности (с тяжелым нарушением речи) для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации

2 года

Уровень реализации

Дошкольное образование

Цель программы

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет на основе использования краеведческого материала, предусматривающей полную интеграцию действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников

Задачи программы

Образовательные:

-овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками посредством использования краеведческого материала;

-ознакомление  детей  с ОВЗ с  историей, культурой  и  природой   своей  «малой  родины», 

как  части   Родины  большой;

- стимулировать у детей интерес к знакомству с историей своего родного поселка, города, с его достопримечательностями; приобщать к изучению и сохранению природы и культуры;

 Развивающие:

- побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь;

- способствовать повышению речевой и познавательной активности воспитанников,

- развивать познавательные, художественные и творческие способности детей;

-стимулировать развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности.

Воспитательные:

- способствовать формированию у детей с ОВЗ чувства любви к своему родному поселку, городу, краю на основе приобщения к истокам родной культуры;

-прививать любовь к самобытной культуре Белгородского края;

- формировать у детей чувство сопричастности себя и своей семьи к историческим и культурным событиям родного поселка и страны.

Направленность программы

Программа «Моя малая Родина» - комплексная система патриотического воспитания старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Она предполагает работу с детьми, педагогами, родителями. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям:

1. Природа родного края.

2. Дошкольник в истории.

3. Дошкольник в народной культуре.

4. Дошкольник в своем крае.

Ожидаемые результаты

Расширение знаний о родном крае, о природе, об основных достопримечательностях, памятниках, определяющих облик поселка.  

Умение видеть красоту родного края, радоваться ей.  Формирование чувства гордости за свою малую Родину.  

Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.

Система контроля

Контроль над ходом выполнения программы осуществляет Педагогический совет МДОУ

2. Пояснительная записка

         «Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. Дети проявляют живой интерес ко всему происходящему в большом, взрослом мире. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры, совокупности результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами страны: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших город, республику, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст.2, п.1); единство федерального культурного и образовательного пространства.         Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» (ст.2, п.2). Закон определяет содержание образования, которое должно обеспечивать: «интеграцию личности в национальную культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и целенаправленного на совершенствование этого общества; формирование духовно- нравственной личности» (ст.14, п.2). ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально – регионального компонента в систему образования разного уровня. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В содержании двух образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении с краеведением. В соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области «Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 – 2020 год, планом действий («дорожная карта») по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в целях повышения качества дошкольного образования в Белгородской области одной из главных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание. При рассмотрении патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальную, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности и свою историческую культуру, тесно связанную с традициями и обычаями данной местности. Отношение к Родине может быть выражено по-разному: через ратный подвиг, через прославление своего народа в музыке, стихах, живописи. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных людей.

Проблема:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, особенно у детей с ОВЗ – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Поэтому, за основу программы мы взяли нравственно-патриотическое воспитание детей. Мы считаем, что система работы позволит детям с ОВЗ усвоить сложный краеведческий материал посредством использования различных форм, методов и способов совместной деятельности взрослого и детей, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

3. Концепция программы

В целях улучшения организации коррекционно - образовательного процесса была разработана программа «Моя малая Родина». Данная программа определяет направление и цели системы образовательного процесса ДОУ по направлению «Познавательное развитие» (краеведение),  механизма интеграции учебного материала в образовательный процесс с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, выработки стратегии взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении поставленных задач в дошкольном учреждении. Данная программа носит открытый характер, что дает возможность включению в Программу достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач. Программа построена на принципах реалистичности и реализуемости, что дает возможность выполнить те цели и задачи, которые поставленные в ней. В процессе реализации программы предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности. Задачи данной Программы вытекают из основных задач Программы ДОУ.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого развития детей с ОНР.

Принципы построения программы

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала
  • принцип игровой подачи материала — игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

  • Систематизировать, обогатить знания воспитанников по темам: «Моя малая Родина», «Россия – Родина моя».  
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
  • Воспитание у детей ценностно-нравственных качеств, являющихся фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.  Повышение познавательной активности, общей культуры и компетентности всех участников проекта по данной теме.  
  • Укрепление взаимосвязи детьми - родители - педагоги.  
  • Обогащение предметно-развивающей среды, способствующей нравственно- патриотическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты:

- для детей:  Расширение знаний о родном крае, о природе, об основных достопримечательностях, памятниках, определяющих облик поселка.  Умение видеть красоту родного края, радоваться ей.

 Формирование чувства гордости за свою малую Родину.

 Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.

- для педагогов:  Обеспечение информационной, методической готовности педагогов к работе с детьми.  

Проведение музыкально- литературной викторины, досугов, развлечений («Лучше нет родного края», «Знаешь ли ты свою малую Родину?», «Знатоки Белгородского края»).  

Укрепление партнерства с социальными институтами поселка (библиотеки, Дом культуры, школы и др.)

-для родителей:  Повышение интереса к совместной деятельности по изучению истории и культуры малой Родины.  

Расширение знаний о родном поселке.  

Гармонизация детско-родительско-педагогических отношений.  

Проявление интереса к мероприятиям в детском саду.

4. Организация образовательного процесса и технологии

        Участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.  

        Группа: старшая (подготовительная) компенсирующей направленности.  

        Срок реализации программы: два года.

         Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

         Выполнение поставленных Программой задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов ДОУ и семей воспитанников. В работе по патриотическому воспитанию дошкольников участвуют воспитатели, учитель-логопед.

Воспитатели: осуществляют образовательный процесс, работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, своей семье, об особенностях природы родного края, о людях, живущих на территории родного поселка, объектах окружающего мира, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.  

Музыкальный руководитель: оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников посредством музыкальной деятельности.

Инструктор по физической культуре: проводит физкультурно-оздоровительную работу с использование краеведческого характера.

Учитель-логопед: осуществляет коррекционно-развивающую деятельность на основе краеведческого материала, помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы..

Родители (законные представители): принимают участие в совместной деятельности ДОУ и семьи в организации экскурсий, выставок, проведение гостиных, праздников и т.д.  

Старший воспитатель: контролирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.

5. Содержание Программы

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.  

  • Уголок в групповой комнате «Мой родной край»  
  • Альбомы, папки с различной информацией о малой Родине
  • Мини – музей «Мое родное Белогорье»  
  • Дидактический и накопительный материал (стихи, физминутки, народныеϖ подвижные игры, художественная литература, фольклор Белгородской области и др.)  
  • Карты-схемы, макеты поселка  
  • Дидактические игры  
  • Творческие игры  
  • Материал по ознакомлению с природой родного края (гербарий лекарственных трав, альбомы растительного и животного мира родного края, Красная книга Белогорья)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ  

  • Подбор материалов и иллюстраций  
  • Анкетирование  
  • Собрания
  • Консультации
  • Досуги, викторины, развлечения  
  • Творческие конкурсы (рисунков, поделок)

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию являются:

- Духовно-нравственное

- Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент).

- Гражданско-патриотическое

- Экологическое воспитание

Виды детской деятельности:

  • Совместная со взрослыми образовательная деятельность:

- организованные образовательные ситуации;

-в режимные моменты;

  • Самостоятельная детская деятельность.
  • В семье.

Реализация программы представлена в виде тематических разделов.

Первый раздел: «Природа родного края»

        Целями раздела являются:

- расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне Белгородской области и проблемах родного края;

- воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать ее богатство.

Примерные темы и формы работы:

        Времена года в нашем поселке.

Осенние изменения в природе. Занятия населения осенью. Народные

осенние праздники. Осенние игры, забавы, занятия детей.

Зимние изменения в природе. Занятия населения зимой. Народные зимние

праздники. Зимние игры, забавы, занятия детей.

Весенние изменения в природе. Занятия населения весной. Народные

весенние праздники. Весенние игры, забавы, занятия детей.

Летние изменения в природе. Занятия населения летом. Народные летние

праздники. Летние игры, забавы, занятия детей.

        Поверхность Белгородского района, поселка: холмы, равнины, овраги, балки.

Водоемы поселка: река Разуменка, песчаные карьеры, Белгородское море.

        Природные богатства Белгородского края: мел, песок, глина, железная

руда - полезные ископаемые.

        Почва поселка Разумное. Черное золото края – черноземы.

        Растительный мир  и животный мир поселка.

Полевые  растения  (сельскохозяйственные:  сахарная  свекла,

подсолнечник, пшеница, ячмень, рожь, овес, гречка, просо, горох, кукуруза) и садоводческие культуры, бахчевые культуры.

        Тепличное хозяйство. Красная книга Белгородской области.

Правила поведения в природе.

        Участие детей совместно с родителями в акциях «Поможем птицам перезимовать», "Чистый двор" и др.

        Участие в народных и календарных праздниках поселка: «Осенняя ярмарка», «День поселка», «Новый год», «Масленица» и др.

        Совместные детско-родительские проекты: «Природные богатства родной земли», «Птичий базар»  и др.

Второй раздел: «Дошкольник в истории». 

        Примерные темы: «История семьи», «История детского сада», «История родного края».

        Цель – воспитание чувства любви и сопричастности к своей семье, городу, родному краю; пополнение новыми знаниями об историко- географических компонентах, природно- климатических зонах; сохранение семейных, родовых традиций.

        Члены семьи, родители, близкие родственники детей. История семьи в истории родного края. Гордость моей семьи. Родственники, прославившие (прославляющие) мою семью. История о воинских и трудовых наградах дедушек, бабушек, родителей. Реликвии семьи (фотографии, награды).

        История детского сада, его традиции. Чем гордится детский сад.

        Знакомство с историей поселка и историей названия поселка. Роль поселка в годы Великой Отечественной войны. Герои фронта и тыла.

 4 августа - День освобождения поселка, а 5 августа – День города. Белгород – город Первого салюта.

        Встречи с актерами, писателями, художниками, музыкантами, спортсменами; с ветеранами войн; с народными умельцами – мастерами ДПИ.

        Выставка детских работ, совместных работ детей с родителями; детско-родительские проекты.

        Участие детей совместно с педагогами и родителями в праздниках: День поселка, города, 9 Мая, 1 Мая, 4 ноября, 12 июня, 4 августа, 5 августа,  1 июня и др.

Третий раздел: «Дошкольник в народной культуре». 

        Примерные темы: «Русская традиционная культура», «Культура родного края».

        Цель – формирование нравственного отношения и чувства сопричастности культурному наследию региона, уважения к своей нации.

        Народные промыслы Белгородской области. Народные умельцы – мастера ДПИ.  Преемственность в работе мастеров прошлого и настоящего. Профессии народных мастеров и умельцев. Белгородчина творческая. Устное народное творчество: потешки, прибаутки, заклички, загадки, игры и т.д.

        Школа искусств поселка. Писатели, поэты  и композиторы поселка.    Музыкальный фольклор, ансамбли народной песни поселка: "Родничок", "Любавушка", ансамбль народных инструментов. Песни о поселке, родном крае.

        Экскурсии в музеи, библиотеки, ДК, школу искусств поселка.

        Встречи с актерами, писателями, художниками, музыкантами, спортсменами; с народными умельцами – мастерами ДПИ.

Четвертый раздел: «Дошкольник в своем крае».

        Примерные темы: «Знаменитые люди», «Основные достопримечательности», «Родной поселок».

        Цель – ознакомление детей с поселком Разумное, городом Белгородом, областью, его культурой, промышленностью, жителями; воспитывать желание познать и сохранить культуру русского народа

        Профессии и место работы родителей. Семейные династии.

Микрорайон детского сада и его достопримечательности. Профессии  работников  детского  сада:  воспитатель,  помощник воспитателя, медсестра, врач, повар, педагог, психолог, логопед и др. Наша группа. Правила и нормы жизни в группе. Мои друзья по группе.

        Символы района – герб и флаг, областной центр – город Белгород.

Основные достопримечательности поселка (природные, архитектурные, исторические).  

        Военные памятники на территории поселка. 78 Гвардейская дивизия, герои ВОВ, освобождавшие поселок в годы войны.

        Известные и знаменитые люди поселка, Доска почета.

Архитектура прошлого и настоящего поселка. Разнообразие  новых построек.

Мой дом, моя квартира, моя комната. Знакомство с названиями улиц, на которых проживают дети, историей их названий, расположением домов, достопримечательностями улицы.

Знакомство с правилами поведения в доме и вне дома. Правила поведения на улице, правила дорожного движения.

Наш край в будущем. Наш поселок в будущем. Наша семья в будущем.

Я в будущем (кем я хочу быть).

Творческое рисование, моделирование, творческие рассказы детей, мини-проекты детей совместно с родителями, выставки, презентации.

Экскурсии, проекты, участие в праздниках и мероприятиях детского сада, поселка.

Формы интегративного взаимодействия при организации образовательного процесса (Приложение № 1)

Работа с детьми ведется в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ по системе включения в образовательный процесс различных видов деятельности согласно направлений работы (Приложение № 2).

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников.

Одним из основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 7 лет является работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

-повышение педагогической культуры родителей.

-изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

-включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

п/п

Мероприятия

Сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

  • Консультация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Выставка методической и художественной литературы для родителей
  • Совместное посещение Дома культуры, библиотеки, ФОКа  «Парус», обзорной экскурсии по поселку, памятников поселка, возложение цветов и др.
  • Активное участие в подготовке и проведении досугов и развлечений «Что посеешь, то и пожнешь», «Веселись, честной народ!», «Вот моя деревня, вот мой дом родной.», «Мой дом – моя семья», «Масленица – блиноеда», «Наша Армия родная» и др.
  • Участие в конкурсах, викторинах, акциях Участие родителей в оформлении альбомов «Памяти павшим», «Хроники военных лет», «Народный костюм Белгородской области», «История родного края» и т.д.
  • Анкетирование родителей
  • Организация предметной развивающей среды в группе
  • Детско-родительские проекты, выставки совместных работ и др.

Октябрь

Ноябрь

В течение года

В течение года

В течение года

Октябрь, апрель

В течение года

В течение года

Работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения

        Цель: повышение образовательного уровня педагогов в процессах организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Основными направлениями работы являются:

-знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в познавательном развитии детей с ОВЗ;

-создание информационной базы по педагогическим технологиям

-оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

 Консультация  «Воспитание патриотических чувств через ознакомление детей с родным поселком».

Выставка методической и художественной литературы для педагогов (в мини-музее).

Взаимопосещения, обмен опытом, посещение открытых мероприятий.

Открытые мероприятия для педагогов: праздник «Святочные гуляния» (с региональным компонентом), интегрированное занятие «Знатоки Белгородского края»

Творческий отчет, презентация проектов на педагогических совещаниях.

Октябрь

Декабрь

В течение года

Январь, май

Май

Рекомендуемая литература:

1.Ботова С.И., Приставкина Г.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. – Белгород, 2000 г.

2.Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22

3.Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной художественной культуры. – Белгород, 2003.

4.Жиров М.С. , Жирова О.Я., Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородской области. История и современность. – Белгород:БГИКИ, 2005.

5.   Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005

7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

8.Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики». СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.

10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 4, 2004 г.

11. Интернет ресурсы:  Посёлки Белгородской области | Посёлок Разумное

ashkalov.ruposelki.html, Разумное — Википедия ru.wikipedia.orgРазумное,  

История | ...городского поселения "Поселок Разумное"...  admrazum.ruinformation/history.html, История Белгородской области ashkalov.ruistoria.html, История Белгородской области belregion.ruОбласть›, История images.yandex.ruфото Белгорода и Белгородской области

Приложение 1

Формы интегративного взаимодействия

Содержание работы

Совместная образовательная деятельность

педагогов и детей

(организованная и в режимных моментах)

Образовательная деятельность

в семье

Интегративная деятельность участников процесса

Раздел: «Природа родного поселка»

Целями раздела являются:

- расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре,фауне поселка Разумное Белгородского района Белгородской области и проблемах родного края;

- воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать ее богатство.

Воспитатели:

-Образовательные ситуации:

«Природа родного края» «Кузьминки – об осени поминки»,  «Белогорье – малый островок России», «Знатоки Белгородского края»

-Творческая мастерская

«Милый сердцу уголок»,

-Проектная деятельность:

мини-проект «Свой край люби и знай»

-Опытно-экспериментальная деятельность «Природа родного края» (изучение почвы, климата, природных ископаемых, растительности, животного мира).

-Экскурсии. Целевые прогулки: по улицам поселка, в сквер

-Беседы, рассказы о природе малой Родины.

-Развивающие, дидактические игры и игровые   упражнения по теме.

-Чтение художественной литературы

-Рассматривание и обсуждение познавательной литературы, карт Белгородской области, Белгородского района, поселка Разумное, фотографий малой Родины

-Викторины по теме.

-Индивидуальная работа.

Логопед:

-Составление описательных рассказов (по картине, об объекте природы); рассказов по схеме; по сюжетной картине и др.

-Тематические занятия

-Рассматривание альбомов, фотографий природы родного края

-Наблюдение в природе

-Чтение художественной литературы

-Посещение выставок, музеев, галерей

-Совместная творческая продуктивная деятельность

-Экскурсии по Белгородской области (заповедники, заказники, в парк и др.)

-Заучивание стихотворений

-Оформление альбома лексических тем

-Тематические вечера, досуги «Что посеешь, то и пожнешь»

-Праздники и развлечения «Осень – щедрая пора!»

-Фотовыставка «Мой дом природа»,  «Отдыхаем всей семьей на природе»

-Акция «Посади дерево»

-Сбор гербария растений

-Выставка поделок «Осенние фантазии (красота родного края)».

-Фотоальбом «Красота моей малой Родины»

Раздел: «Дошкольник в истории».

Представлен темами «История семьи», «История детского сада», «История родного края»

Цель – воспитание чувства любви и сопричастности к своей семье, городу, родному краю; пополнение новыми знаниями об историко- географических компонентах, природно-климатических зонах; сохранение семейных, родовых традиций.

Воспитатели:

-Образовательные ситуации:

«Традиции наших бабушек», «Путешествие в историю поселка Разумное», «Я знакомлюсь со своим поселком (городом)», «Большая и малая Родина»,

-Творческая мастерская

«Милый сердцу уголок», «Моя малая Родина».

-Проектная деятельность:

мини-проект «Семейное древо», «История детского сада», «Улица героев» (к 70-летиюВеликой Победы), «С чего начинается Родина»

-Моделирование «Мой поселок в 3015 году».

-Презентации.

-Наблюдение: за общественной жизнью поселка,

-Беседы, рассказы взрослых об истории, достопримечательностях, жителях малой Родины.

Логопед:

-Составление рассказов по схеме, плану; по сюжетной картине и др.

-Тематические занятия

-Развивающие, дидактические игры и игровые   упражнения по теме.

-Рассматривание семейных альбомов

-Рассказы о семейных традициях, об истории поселка и Белгородского края, о героях малой Родины, о своем труде

-Чтение художественной литературы на патриотические темы

-Посещение выставок, музеев, галерей

-Экскурсии по Белгородской области (Прохоровское поле и др.)

-Оформление альбома лексических тем

-Тематические вечера, досуги «Что посеешь, то и пожнешь», «Веселись, честной народ!», «Вот моя деревня, вот мой дом родной..», «Мой дом – моя семья».

-Праздники и развлечения «Масленица – блиноеда», «Наша Армия родная».

-Выставки «Книжки-малышки «Люблю тебя, мой край родной», рисунков «Ничто не забыто, никто не забыт» (к 70-летию Победы),

-Выставка семейных фотографий.

-Заседание круглого стола «Растим патриота»

«Марафон добрых дел».

Раздел: «Дошкольник в народной культуре».

Представлен темами «Русская традиционная культура», «Культура родного края».

Цель –  формирование  нравственного  отношения  и  чувства сопричастности культурному наследию региона, уважения к своей нации.

Воспитатели:

-Образовательные ситуации:

«Борисовская керамика», «Белогорье – малый островок России», «Знатоки Белгородского края»

-Творческая мастерская

«Белгородский карагод»,

-Проектная деятельность:

мини-проект «Знакомство с художественными промыслами – творением умельцев Белгородчины», «Костюм Белгородской области»

-Презентации.

-Экскурсии. Целевые прогулки: в библиотеку, в дом культуры,

-Наблюдение: за общественной жизнью поселка,

-Беседы, рассказы взрослых

-Викторины по теме.

-Индивидуальная работа.

-Творческие игры.

-Игры-драматизации, музыкально-дидактические игры родного края

Логопед:

-Составление описательных рассказов (по картине,  фотографии, о предметах одежды);

-Составление рассказов по схеме, плану; по сюжетной картине и др.

-Тематические занятия

-Развивающие, дидактические игры и игровые   упражнения по теме.

-Посещение театров, выставок, музеев, галерей

-Совместная творческая продуктивная деятельность по теме

-Экскурсии по Белгородской области

-Оформление альбома лексических тем

-посещение культурно-массовых мероприятий в городе Белгороде и на территории Белгородской области

-Посещение занятий в кружках, секциях

-Тематические вечера, досуги  «Веселись, честной народ!», -Праздники и развлечения «Масленица – блиноеда» и др.

-Фотоальбом «Красота моей малой Родины»

Раздел: «Дошкольник в своем крае».

Представлен темами «Знаменитые люди», «Основные достопримечательности», «Родной поселок».

Цель – ознакомление детей с поселком Разумное, городом Белгородом, областью, его

культурой, промышленностью, жителями; воспитывать желание познать и сохранить культуру русского народа.

-Образовательные ситуации:

 «Я знакомлюсь со своим поселком (городом)», «Большая и малая Родина» «Знатоки Белгородского края», «Спортсмены земли Белгородской»

-Творческая мастерская

 «Моя малая Родина».

-Проектная деятельность:

мини-проект «Свой край люби и знай»

-Опытно-экспериментальная деятельность «Откуда хлеб пришел?»

Презентации.

-Экскурсии. Целевые прогулки: по улицам поселка, в библиотеку, на школьный стадион,  в спортивно-оздоровительный комплекс, к Доске Почета жителей поселка и др.

-Наблюдение: за общественной жизнью поселка, за трудом представителей некоторых профессий – жителей поселка.

-Беседы, рассказы взрослых об истории, достопримечательностях, жителях малой Родины.

-Чтение художественной литературы  патриотической тематики.

-Рассматривание и обсуждение познавательной литературы Белгородской области, Белгородского района, поселка Разумное, фотографий малой Родины, героев войны и труда, трудовых будней жителей Белгородчины.

-Конструктивная деятельность.

-Викторины по теме.

-Индивидуальная работа.

-Творческие игры.

-Решение проблемных ситуаций.

-Изготовление атрибутов для игр

-Элементарная трудовая деятельность  с детьми

(самообслуживание,

хозяйственно-

бытовой труд, труд   в природе, ручной

труд).

Логопед:

-Составление рассказов по схеме, плану; по сюжетной картине и др.

-Тематические занятия

-Развивающие, дидактические игры и игровые   упражнения по теме.

-Беседы по теме

-Рассматривание альбомов, фотографий

-Наблюдение за общественной жизнью поселка, трудом жителей поселка

-Рассказы о о героях малой Родины, о своем труде

-Чтение художественной литературы по теме

-Посещение выставок, музеев, галерей

-Совместная творческая продуктивная деятельность

-Экскурсии по Белгородской области

-Оформление альбома лексических тем

-Совместный труд на субботнике по уборке участков детского сада «Марафон добрых дел».

-Акция «Посади тюльпан»,

«Поздравь ветерана ВОВ»,

«Бессмертный полк» и др.

-Изготовление макета поселка

-Тематические вечера, досуги «Вот моя деревня, вот мой дом родной..»,

--Праздники и развлечения «Наша Армия родная», «День Победы», «С днем рождения, поселок!».

-Фотовыставка «Поселок в лицах»

Приложение № 2

Примерный перспективный план работы с детьми

старшей  группы компенсирующей направленности

Сентябрь

 «Моя семья»

  Работа с детьми

 1. Беседа на тему «Моя семья».

 2. Дидактические игры «Для чего человеку имя»

 3. Дидактическая игра «Кто что делает?» (Семья)

 3. Рисование на тему «Портрет семьи».

 4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

 5. Оформление папки - передвижки «Мой дом – моя крепость»

Работа с родителями

 1. Тематическая беседа «Семейные традиции»

Октябрь

 «Я люблю свой детский сад….»

Работа с детьми

 1. Прогулка «Экскурсия по территории детского сада»

 2. Акция «Наш детский сад – чистый и уютный»

 3. составление маршрута передвижения по территории детского сада.

 4. Рисование на тему «Мой детский сад»

 5. Составление рассказа «Я люблю свой детский сад»

Работа с родителями

 1. Консультация на тему «Роль детского сада в жизни ребёнка»

Ноябрь

 «Я живу на земле Белгородской»

Работа с детьми

1. Беседа «История возникновения поселка Разумное»

2. Оформление альбома «Достопримечательные места родного поселка»

3. Беседа на тему «Красная книга области»

4. Прогулка «Белая берёза под моим окном»

5. Организованная образовательная деятельность «Природа родного края»

6. Презентация «Мой поселок»

Работа с родителями

1. Акция «Посади дерево»

 Декабрь

 «Разумное – поселок мой родной»

 1. Беседа на тему «Милый сердцу уголок…»

 2. Экскурсия в сквер, на площадь ДК к новогодней ёлке.

 3. Символика Белгородского района.

 4. Заучивание стихотворения «Мой город дорогой…»

 5. Рисование «Новый год в моём поселке»

  Работа с родителями.

 1. Беседа на тему «Как провести новогодние каникулы»

 Январь

 «Прошлое нашего края»

 1. Беседа на тему «Народные костюмы Белгородской области»»

 2. Дидактическая игра «Собери костюм»

(Народные костюмы Белгородской области»

 3. Знакомство с Борисовской керамикой.

 4. Разучивание народных игр Белгородской области.

 5.Тематический досуг «Путешествие в прошлое». Рассматривание фотографий прошлого.

Работа с родителями

 1. Рекомендации для родителей «Что рассказать детям об истории нашего края»

 Февраль

 «День защитника Отечества»

Работа с детьми

 1. Беседа на тему «Наши Защитники» »

 2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

 3. Подвижная игра «Защита границы»

 4. Ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»

 5. Составление рассказа «Мой папа - солдат»

Работа с родителями

  1. Изготовление совместного фотоальбома «Есть такая профессия – Родину защищать».

Март

 «Мама милая моя»

Работа с детьми

 1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

 2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

 3. Рисование «Портрет моей мамы»

 4.Разыгрывание ситуаций «Я с мамой в магазине», «Я с мамой в поликлинике» и т. д.

 5. Чтение стихов о маме

 6.Творческая мастерская «Подарок маме»

Работа с родителями

 1.Тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Правила жителя поселка»

Работа с детьми

 1. Экскурсия по улицам поселка, к проезжей части

2. Организованная образовательная деятельность «Лучший пешеход»

3. Совместное изготовление карты – схемы микрорайона детского сада.

4.Обучение ориентироваться на карте – схеме. Дидактическая игра «Дойди до Дома культуры»

5.Беседа «Правила настоящего жителя поселка»

6. Заучивание пословиц о селе, городе.

Работа с родителями

1. Совместный труд на субботнике по уборке участков детского сада

 Май

«Это русская сторонка – это Родина моя»

Работа с детьми

 1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

 2. Экскурсия к «Памятнику воина-освободителя»

 3. Встреча с ветеранами ВОВ

 4. Вечер загадок (о поселке)

 5. Моделирование «Мой поселок в 3015 году»

 6. Художественное творчество . Лепка. «Объёмные клумбы нашего поселка»

Работа с родителями

 1. Краеведческая викторина «Знатоки родного края»

Примерный перспективный план работы с детьми подготовительная к школе группы компенсирующей направленности

Сентябрь

«Улицы нашего поселка»

1.Беседа «Моя улица»

2. Экскурсия по улицам поселка.

3. Организованная образовательная деятельность «Улицы нашего поселка и по каким правилам они живут»

4. Изобразительная деятельность. Лепка «Мой двор»

5. Экскурсия в ФОК «Парус»

6. Беседа «День рождение нашего поселка»

7. Изготовление поздравительной открытки «С Днём рождения, любимый поселок»

Работа с родителями

1.Консультация на тему «В честь кого названы улицы в нашем городе»

2.Конкурс рисунков «Милый сердцу уголок…»

Октябрь

«Поселок, в котором я живу»

1.Экскурсия в мини- музей Дома культуры.

2.Изобразительная деятельность. Рисование «Золотая осень в поселке»

3. Символика Белгородского района. Дидактическая игра «Собери герб и флаг  Белгородской области, Белгородского района»

4.Рисование «Наш микрорайон»

5.Организованная образовательная деятельность «Край, в котором я живу»

6. Беседа «Не сжигайте опавшие листья»

Работа с родителями

1. Конкурс «Придумай кроссворд»(тематика поселка)

Ноябрь

«Живая краса Белогорья»

1.Беседа «Белгородская область. Животный и растительный мир»

2. Ориентировка на карте Белгородской области.

3. Организованная образовательная деятельность «Белгород – город первого салюта»

4. Краеведческая беседа «Мой край – Белгородчина»

5. Экскурсия на «Почту»

6. Показ презентации «Разумное – поселок мой родной»

Работа с родителями

1.Акция «Помогите птицам перезимовать»

Декабрь

« Зима в нашем поселке»

  1. Изобразительная деятельность. «Зима в нашем поселке» (акварель)
  2. Экскурсия на площадь ДК. Новогодняя ёлка.
  3. Изготовление игрушек для украшения групповой комнаты и ёлки к Новогоднему празднику.
  4. Аппликация «Мой родной поселок в канун Нового года»

Работа с родителями

     1.Конкурс «Изготовим новогодние сувениры»

 Январь

«В гости в прошлое»

1.Знакомство с предметами обихода в прошлом.

2. Разучивание физкультминутки «По поселку мы идём»

3. Организованная образовательная деятельность «В гости в прошлое родного края»

4. Изготовление кукол – оберегов «Берегиня»

5.Знакомство с народными играми Белгородчины.

6. Дидактическая игра «Клуб знатоков» по теме «Как жили наши предки»

Работа с родителями

1.Консультация для родителей «А знаете ли вы? История поселка Разумное»

 Февраль

«День защитника Отечества»

 1. Беседа на тему «Наши папы»

2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

 3. Организованная образовательная деятельность «Всегда на страже»

 4. Ручной труд. Подарки для пап.

 5. Составление рассказа из личного опыта «Мой папа»

6. Изготовление газеты (коллаж) «Папы – наша защита!»

Работа с родителями

1.Консультация «Знаменитые люди поселка»

 Март

«Любимые наши мамы»

Работа с детьми

 1. Творческая мастерская. Рисование «Портрет моей мамы»

 2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

 3. Изготовление подарков для мам.

 4. Беседа «Женские профессии»

 5. Чтение стихов о маме

 6. Мини-проект «Знакомство с художественными промыслами – творением умельцев Белгородчины»

Работа с родителями

 1.Концерт «Для милых мам»

Апрель

«Труд людей в поселке»

1.Знакомство с предприятиями поселка Разумное.

2.Экскурсия в библиотеку.

3. Беседа «Горжусь трудом своих родителей»

4. Презентация «Магазины нашего поселка»

5. Дидактическая игра «Подбери правильно»

6.Беседа «Откуда берётся мусор?»

7. Составление рассказа «Как мы трудились на огороде»

Работа с родителями

1.Конкурс рисунков «Герб нашей семьи»

2. Работа по благоустройству на территории участка

Май

«Знай и люби свой город»

Работа с детьми

1. «Памятники воинам ВОВ в поселке» (возложение цветов)

2. Разучивание стихов о Великой Отечественной войне.

3. Беседа на тему «Что ты знаешь о войне?»

4.КВН «Знаешь ли ты свой поселок?»

5. Экскурсия в школу № 2.

6. Разгадывание кроссвордов «Мой край родной»

7. Изготовление из бросового и природного материала «Герб Белгородской области»

8. Игры с буквами.

Работа с родителями

1.Краеведческая викторина «Знатоки родного края»

Приложение № 3

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

Тема: "Знатоки Белгородского края"

Задачи:

Образовательные

- Закреплять знания детей о животном и растительном мире Белгородской области.

- Уточнять знания детей о гербе России, Белгородской области, Белгородского района.

- Обобщить знания детей о родном поселке.

- Продолжить знакомство с народным творчеством Белгородского края: костюмом Белгородской области, народными играми, предметами декоративно-прикладного искусства – Борисовской керамикой.

- Способствовать формированию композиционных умений при выполнении творческой работы, используя различные материалы и средства изображения.

Развивающие

- Развивать у детей интерес к интеллектуальным, творческим играм, к познанию социальной действительности.

- Развивать и накапливать у детей собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

- Развивать коммуникативные способности детей: грамотно формулировать ответ на вопрос, объяснять свою точку зрения.

-  Развивать активность, самостоятельность и любознательность.

Воспитательные

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к России, гордость за родной поселок, проявлять познавательный интерес к родному краю.

- Воспитывать способность сотрудничать в коллективе, уважать чужое мнение.

- Способствовать развитию в детском коллективе дружеских отношений.

- Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой Родины.

Развитие речи.

Расширение словаря: ребус, архитектура, скульптура, географическая карта, Борисовская керамика, понева, кушак.

Активизация словаря: ответы на вопросы и самостоятельные высказывания детей.

Музыкальный ряд: Музыкальные композиции, сопровождающие телевизионную игру «Что? Где? Когда?» (начало игры, волчок, черный ящик)

Песня «Россия», группа «Непоседы».

Песня «Этот город самый лучший...», группа «Браво»

Литературный ряд: Загадки о народных промыслах, стихи о Родине.

Материалы и оборудование.

- Круглый стол.

- Стулья по возрасту и росту детей.

- Ребусы 3 шт.

- Карта России, Белгородской области, к ней набор животных и растений.

- Черный ящик.

- Предметы Борисовской керамики (чашка, тарелка, чайник).

- Разрезные картинки (флаг России, Белгородской области, Белгородского района)

- Призы и медали для каждого ребенка.

- Материал для коллажа  (силуэты животных, растений, клей-карандаш, салфетки и.т.д.)

- Музыкальный центр, мольберт.

- Конверты 6 шт.              

Предварительная работа:

- Рассматривание с детьми карты России, обратить внимание на животный и растительный мир.

- Чтение художественной литературы о родном крае.

- Слушание песен о Родине.

- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с архитектурными и скульптурными достопримечательностями г. Челябинска.

- Совместная продуктивная художественная деятельность педагога с детьми, рисование на тему «Архитектура моего города» (живопись).

- Организация в группе выставки «Декоративно-прикладное искусство Урала».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  Ведущий обращается к детям:

- Ребята! Вы любите играть?

- Да!

- А выигрывать и получать призы?

- Да!

- Тогда, предлагаю Вам сыграть в увлекательную игру «Клуб знатоков». Но, чтобы в ней победить, нужно быть умными, внимательными и дружными. Вы можете выиграть приз и получить звание «знатоки» по праву.

- Итак, играем?

- Да!

Ведущий знакомит участников с правилами игры.

-Мы с вами – «знатоки». У нас три команды: в каждой команде выбран капитан команды, который будет участвовать в выборе задания. Сидим за круглым столом.  

Капитаны будут по очереди подходить к ведущему и брать конверт с заданием. В каждом конверте будет задание, которое команда должна будет выполнить. Помогать командам будут кураторы команд – воспитатели: Татьяна Николаевна, Светлана Петровна и Ольга Николаевна. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку.

 А тему нашей игры мы определим с вами с помощью игры «Зашифрованное письмо»

Задание: Расшифровать ребусы и объяснить значение разгаданных слов.

Ведущий раздает капитан ребусы.

- Ребята, в 3-х ребусах спрятаны слова, нам нужно их расшифровать.

- Назовите первую картинку, в первом ребусе.

- Рыбка.

- С какой буквы начинается это слово?

- «Р»

- Под этой картинкой есть пустой квадратик, туда вписываем эту букву и так с остальными картинками.

Ведущий  раздает ребятам фломастеры, они самостоятельно вписывают буквы.

Дети выполняют задание. Воспитатели руководят и направляют деятельность детей.

- Ребята! Прочитайте первое слово.

- Россия.

- Что оно означает?

- Наша Родина, страна в которой мы живем.

- Прочитайте второе слово.

- Белогорье.

- Что оно означает?

- Край, где мы живем.

- Какое третье слово?

- Разумное.

- Что оно означает?

- Наш родной поселок.

Ведущий: Итак, тема нашей игры посвящена нашей Родине.

Россия.. Родина – это край, где мы родились, где живем. Это наш дом, это все, что нас окружает. Россия….Какое красивое слово…И роса, и сила, и синее что-то…Россия….                                                        

Дети  читают стихи:

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют.
Одним широким словом – Русь!

ПЕСНЯ: «Моя Россия»

Ведущий:

Одна у человека родная мать. Одна у него и Родина. Крепко любит ее народ. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Предлагаю в виде разминки вспомнить пословицы о Родине.

Дети:

  • Родина любимая, что мать родная.
  • На чужой земле и весна не красна.
  • Родной край – сердцу рай.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Жить – Родине служить.
  • Родина – мать, умей Родине постоять.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • На чужой стороне человек, что соловей без песни.

Ведущий: Разминка закончена. Приглашаются капитаны команд для получения задания.

1-й конверт: «Это нужно знать...»

Задание: Собрать разрезные картинки и рассказать, кто или что на них изображено.

Дети выполняют задание. Воспитатель по необходимости направляет деятельность детей.

- Ребята, что изображено на первой картинке?

- Флаг России.

- Что Вы видите на второй картинке?

- Флаг Белгородской области.

- Кто изображен на третьей?

- Флаг Белгородского района

- Молодцы! Все правильно!

Ведущий:За правильно выполненное задание каждая команда получает флажок.

Наша Родина – Россия, она очень большая!Но также у каждого человека есть своя малая Родина.Как называется наша малая Родина?

Дети: Наша малая Родина –посёлок Разумное.

Ведущий: Любой край, город, село, деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живём в поселке Разумное Белгородского района Белгородской области. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

Мой милый край – земля, где я родился,

Где первые тропинки протоптал.

С тобою сердцем с детства я сроднился,

Тебя я малой Родиной назвал…

  Наш поселок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть

много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.

Ребенок читает стихотворение:

Малая родина-

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая Родина малая моя!

 Ведущий:В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- город, поселок, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, малая Родина.

Следующее задание будет посвящено нашей малой Родине.

Капитанов команд приглашаю подойти для получения конвертов.

2-й конверт: «Я поселок свой люблю, о нем все расскажу».

Задание: «Расскажи о своем городе». Блиц – опрос.

Команда должна ответить на несколько вопросов за определенный промежуток времени.

 Условие - каждый участник команды отвечает  на один вопрос.  

Вопросы первой команде.

- Как называется посёлок, в котором мы живем?

- Как называют жителей нашего поселка?

- На какой улице стоит наш детский сад?

- Сколько этажей в нашем детском саду?

-В какой группе ты воспитываешься?

- Как называется наша область?

Вопросы второй команде.

- Какая река протекает в нашем поселке?

- В какой стране расположена наша Белгородская область?

- На какой улице ты живешь?

- В каком здании у нас в поселке выступают артисты?

- В каком доме ты живешь?

-Как называется город – центр Белгородской области?

Вопросы третьей команде.

- Как называется наш район?

- Сколько у нас в поселке школ?

- В каком здании у нас в поселке дети занимаются спортом?

-Как называют жителей нашего поселка?

- Какие овощи выращивают в наших теплицах?

- На какой улице живет твоя бабушка?

Подводится итог. Капитаны получают следующее задание.

3-й конверт: «Животный и растительный мир моей малой Родины»

Задание: «Отгадай животных и растения родного края».

Участники команд должны из предложенного количества животных и растений найти обитателей нашего края и наклеить их на обозначенную плоскость.

Задание первой команде – звери, рыбы нашего края.

Задание второй команде – птицы, насекомые, пресмыкающиеся нашего края.

Задание третьей команде – растительный мир нашего края.

Дети выполняют задание. Воспитатель по необходимости руководит и направляет деятельность детей. Во время работы звучит музыка, песня "Над Разумным небо синее...".

Дети выполнили задание. Подводится итог.

Динамическая пауза – народная игра:

4-й конверт: «Черный ящик».

Задание: «Назовите, что находится в черном ящике?».

Звучит соответствующая музыка.Ведущий выносит черный ящик.

- Ребята, в ящике лежат три предмета, чтобы узнать, что там, внимательно послушайте три подсказки.

Детям читаются подсказки, они называют предметы.

-Давайте достанем из ящика предметы и проверим, правильно ли вы ответили.

Ведущий достает предметы Борисовской керамики.

- Ребята, давайте еще раз их назовем.

Дети перечисляют.

-Это художественные промыслы, которыми славится наш Белгородский край. Изготавливают эти предметы мастера в поселке Борисовка Грайворонского района Белгородской области.

Ведущий:  Ребята! На этом наша увлекательная игра закончена. Подведем итог.

Ведущий: Мы с вами говорили о том, в какой стране мы живем, чем богат наш Белгородский край, его достопримечательностях, о людях, живущих в нём. И вы справились со всеми заданиями.

 Мы поговорим еще о культурных традициях нашего края, которые прочно вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой и привычной ее частью. Историческая культура наших предков всегда передавалась и передаётся из поколения в поколение. Фольклор, традиции, обряды – это родник, из которого наши люди черпают силы, свою самобытность и национальную особенность.

        У нас в гостях участники фольклорного ансамбля Дома культуры поселка Разумное. Они познакомят нас с народным костюмом Белгородской области, споют для нас песни и научат нас одному из элементов народного танца нашего Белгородского края, который называется пересек.

Участники фольклорного ансамбля: (дают презентацию народному костюму Белгородской области, проводят мастер-класс для детей по народному танцу, исполняют песни).

Ведущий:  Дорогие ребята! На этом наша увлекательная игра закончена. Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характери...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основнаяобщеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)...