Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток»
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружка «Чудесный завиток», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников.
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству через моделирование и конструирование из бумаги, самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_na_2022-23_uch.god_2.docx | 81.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» «__31_» __08__ 2022г. Протокол № _1 _ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» ___________ Митрюшина Е. Н. Приказ № _ 1_ от «__31_» __08__ 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЧУДЕСНЫЙ ЗАВИТОК»
(Бумагопластика)
Направленность: художественная
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Андреева Светлана Борисовна,
педагог дополнительного образования
с. Печерск, 2022 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии и творчества».
В. А. Сухомлинский.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» разработана в соответствии с законодательными и нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09 – 3242;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196) (вступил в действие с 11.12.2018 г.).
Информация о типе программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» (бумагопластика) художественной направленности является модифицированной. При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный завиток» были использованы книги:
- Бумагопластика. Цветочные мотивы. Давыдова Г.Н. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
- От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. Черкасова И.А. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
- Ступак Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и является одной из важнейших задач формирования творческой личности.
Ребёнок познаёт мир с помощью манипуляций, т.е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Работа с бумагой дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчеств. Открывая поразительные качества бумаги, дошкольники знакомятся с технологией изготовления поделок от самых простых до сложных, трудоемких и, вместе с тем, увлекающих процессом их создания. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства.
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие, у дошкольников формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности.
Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Направленность общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования детей «Чудесный завиток» (бумагопластика) – художественная.
Уровень сложности программного материала – стартовый.
Для стартового уровня сложности содержания программы «Чудесный завиток» (бумагопластика) характерна минимальная сложность предоставляемого материала – получение дошкольниками определенных возрастных навыков работы с бумагой и картоном.
Предлагаемая программа содержит четыре технологических направления и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Киригами (с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером простого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространённая и в наше время, получившая название «Квиллинг».
«Квиллинг» - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Техника «квиллинг» является современным направлением декоративно – прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей.
Актуальность программы.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников всегда рассматривается как одна из актуальных задач образования.
Данная актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что традиционное обучение представляет собой в большей степени репродуктивный процесс передачи дошкольникам того, что создано человеком в различных областях науки и культуры.
Бумага является одним из видов искусства, по мнению Г.Н. Давыдовой техника бумажной пластики настолько проста, что заниматься ею можно уже с годовалым малышом. Ведь здесь не требуется аккуратности и строгой четкости линий. Но в то же время бумажная пластика настолько сложна, что даже взрослые, состоявшиеся художники уделяют ей немало сил и времени.
Любая работа с бумагой: складывание, вырезание, скручивание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с изготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе.
В процессе деятельности у обучающихся развивается:
- мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- художественные способности и эстетический вкус;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки.
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к следующему этапу - обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Новизна программы заключается в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Данная Программа позволяет максимально использовать самые разные виды, приемы бумагопластики, аппликации и квиллинга.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она дает возможность овладеть техникой работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к красоте, к творчеству, художественному самовыражению.
Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии изготовления аппликации различными способами. Данная программа учит эстетически относиться к труду, побуждает и развивает интерес к декоративной деятельности. Воспитывает трудовые навыки и умения, а художественно – творческая деятельность обучающихся на занятиях, получает разнообразные формы выражения. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Программа может быть адаптирована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся.
На основании утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что отражается в программах дополнительного образования.
Программа «Чудесный завиток» позволяет обеспечить необходимое образовательное пространство для обучающихся с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями
(в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и детей, находящихся в ТЖС).
Программа дополнительного образования «Чудесный завиток» (бумагопластика) позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья приобрести реальный опыт практической преобразовательной деятельности. Дети знакомятся с разными материалами и художественными техниками, используя полученные знания, выполняют работы в смешанных техниках.
Занятия бумагопластикой позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья заполнять свободное время интересным и содержательным делом, у них развивается стремление к прекрасному, уважение к труду других людей. Занятие продуктивной деятельностью способствует выработке целого ряда личностных качеств, ценных в социальном плане: трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми, а также созидательных возможностей личности, творческих способностей.
Программа «Чудесный завиток» (бумагопластика) предусматривает возможность организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Выявление предпосылок одарённости обучающихся теми или иными способностями (художественные, литературные, музыкальные, артистические, спортивные) позволяет использовать педагогическую методику Савенковой А.И «Методика оценки общей одаренности», а также авторскую систему сопровождения талантливых и одарённых детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/11/rabochaya-programma-detey-doshkolnogo-vozrasta
Доступность дополнительной общеобразовательной программы «Чудесный завиток» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.
Программа «Чудесный завиток» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение к удивительному миру творчества, на проявление самостоятельности в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Создавая их, дети приобретают навыки конструктивной, учебно-исследовательской работы, опыт взаимодействия в коллективе. Реализация программы «Чудесный завиток» способствует приобщению через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, облагораживанию круга общения, созданию условий для психического и социального благополучия обучающихся.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» (бумагопластика) ориентирована на детей от 5 до 6 лет. Данная общеобразовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) и учитывает психофизические особенности каждого учащегося.
К занятиям по данной Программе принимаются все желающие, специального отбора не производится. Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне.
Характеристики особенностей детей дошкольного возраста, значимые для разработки и реализации программы
Характеристика возрастных особенностей детей 5 – 6 лет.
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу жизни – школьному обучению. 6-7-летний возраст – «золотой век» детского творчества.
В творческой деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности.
В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки, конструирования из бумаги.
Композиция рисунков, аппликации усложняется. Дети могут изображать предметы ближе или дальше. При этом они способны выделить главное, определить «место действия», передать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа. Теперь они замечают недостатки и могут дать эстетическую оценку полученному результату. Иногда проявляют желание повторить определенный сюжет, добиваясь более качественного изображения.
Конструирование из бумаги у старших дошкольников может быть самостоятельным и творческим. Дети могут создавать достаточно сложные композиции, выбирать тему, способы конструирования, планировать и контролировать свои действия.
Инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции.
Опыт изобразительной деятельности, творческого конструирования и социокультурные потребности, позволяют приобщать детей к декоративному дизайну, художественному оформлению быта.
Преемственность программы
Содержание программы перекликается с другими образовательными областями. Возрастная преемственность обеспечивается посредством учета содержания художественной деятельности детей организуемой педагогом
в с детьми 5-6 лет, а также за счет подготовки детей к участию в работе кружка в следующем учебном году, с детьми 6-7 лет.
Объем программы
Программа реализуется в течение одного года. Количество часов в год – 36 часов.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения – очная (ФЗ № 273, ст. 17, п. 2).
Форма организации деятельности обучающихся – групповая, индивидуальная, парная.
Основная форма организации обучения – групповое занятие. Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая и практическая части. Теоретическая часть включает - объяснение нового материала, беседы, рассматривание, демонстрация наглядных пособий, презентации, мастер-классы, общие сведения об используемых материалах. В теоретическую часть входят беседы по технике безопасности в обращении с острыми предметами (ножницы). Практическая часть – изготовление и оформление поделок, обыгрывание ситуаций по теме. Занятия проводятся в следующих формах:
- учебное занятие;
- занятие-соревнование;
- занятие-выставка;
- занятие-игра.
Срок освоения программы
Один год обучения в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1академический час в неделю.
Режим занятий: 1 раз в неделю 1 академический час (длительностью 25 минут) во второй половине дня, согласно нормам СаНПина. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в совместной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности. Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи. По окончанию каждого месяца организуются ежемесячные выставки детских работ для родителей.
Принципы и подходы к формированию программы
Реализация программы, основывается на принципах дошкольного образования (предусмотренных в ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. (ст.14 п.2 «Закон об Образованиии №273-фз», «ФГОС ДО ст.1,9.)
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты).
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития Художественно – творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и практической деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Чудесный завиток», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников.
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству через моделирование и конструирование из бумаги, самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Данная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- Обучать дошкольников художественному моделированию из полосок бумаги;
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами техники бумагопластика;
- Формировать и обогащать сенсорные способности и впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать композиции с элементами, выполненными в технике бумагопластика.
Развивающие:
- Повысить уровень развития мелкой моторики рук, координацию движений рук, глазомер;
- Развивать художественный вкус, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
- Развивать познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к бумажной пластике и искусству бумагокручения;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
- Знает историю получения бумаги, её свойства и виды;
- Владеет различными техническими приемами при работе с бумагой;
- Обладает практическим навыком работы с инструментами (правильно и аккуратно режет ножницами по прямой, использует кисть и клей);
- Умеет следовать устным инструкциям;
- Создает композиции с элементами, выполненными в технике бумагопластика;
- Владеет навыками культуры труда, соблюдает правила техники безопасности, порядок на рабочем месте.
Личностные результаты
- Развита мелкая моторика рук, координация движений рук и глазомер;
- Проявляет интерес в создании композиции и формообразовании, выражая самостоятельную творческую активность в процессе деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Понимают цель выполняемых действий;
- Управляет своим вниманием;
- Адекватно оценивают результаты своей деятельности.
Познавательные:
- Умеет работать по шаблонам, по устным инструкциям и по образцу проявляя внимательность;
- Активизирует свою фантазию.
Коммуникативные:
- Выражают собственное эмоциональное отношение к своим работам;
- Взаимодействуют друг с другом во время коллективных работ: помогают, уступают и договариваются с товарищами;
- Учитывают мнения других о собственной работе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория группы и ДОУ, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности, освещение и параметры мебели соответствуют требованиям Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы
- Бумага белая, цветная двухсторонняя и односторонняя;
- картон белый, цветной и гофрированный;
- клей – карандаш;
- клей ПВА;
- клеевые кисточки;
- салфетки;
- ножницы;
- простые карандаши.
- Материально-техническое обеспечение – ноутбук.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
В течение всего периода обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Чудесный завиток» проводится контроль освоения изученного материала.
Формы отслеживания результатов
Мониторинг проводится два раза в год - на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май месяц).
Вводный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь), для проверки знаний учащихся: у вновь прибывших – уровень навыков работы с бумагой, а у обучающихся последующего года обучения – усвоение материала за прошедший учебный год.
Итоговый контроль осуществляется по окончании реализации программы обучения в конце второго полугодия (май). Данный контроль помогает отследить уровень полученных знаний учащимися по образовательной программе за весь период обучения.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы, и определяется уровень:
высокий уровень - 13-15 баллов
средний уровень - 9-12 баллов
низкий уровень - 4-8 баллов
Низкий уровень:
У ребенка есть представление о процессе аппликации, но он не всегда добивается положительного результата; владеет материалами и инструментами, навыки и умения по аппликации и бумагопластике требуют дальнейшего развития и закрепления; творческая инициатива отсутствует.
Средний уровень:
Владеет техническими, навыками и умениями по аппликации и бумагопластике; может создавать выразительный образ, самостоятельно дополнить изображение отдельными выразительными деталями, найти интересные способы изображения при активном побуждении взрослых.
Высокий уровень:
Отличает виды аппликации; обладает достаточными навыками и умениями, способами различных видов деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы; проявляет самостоятельность и творческую инициативу.
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
№ | Показатели | Обучающиеся 5-6 лет | |||||
Начало учебного года | Конец учебного года | ||||||
В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. | ||
1. | Общая ручная умелость (моторика) | ||||||
2. | Знание и качество выполнения отдельных элементов | ||||||
3. | Качество готовой работы | ||||||
4. | Организация рабочего места | ||||||
5. | Трудоёмкость, самостоятельность выполнения работы | ||||||
6. | Креативность |
Критерии оценивания/ показатели:
№ | Критерии оценивания | Показатели | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1. | Общая ручная умелость (моторика), знание правил ТБ при работе с ножницами, кистью. | Хорошо развита моторика рук, работа выполнена аккуратно. Четко выполняет правила ТБ. | Ручная умелость развита, работа выполнена не достаточно аккуратно. Правила ТБ соблюдает под контролем педагога. | Слабо развита моторика рук, работа выполнена не аккуратно. Правила ТБ не выполняет. |
2. | Знание и качество выполнения отдельных элементов | Знает, называет детали. Элементы выполнены аккуратно, ровно, соответствуют образцу. | Знает, называет детали при небольшой помощи педагога. Элементы выполнены с небольшим замечанием; Есть отклонения от образца. | Не знает, не называет детали. Элементы выполнены не аккуратно, не соответствуют образцу. |
3. | Качество готовой работы | Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. | Работа выполнена с небольшими затруднениями, которые можно легко исправить. | Работа выполнена не аккуратно. Композиционные требования не соблюдены. |
4. | Организация рабочего места | Способен самостоятельно готовить и убирать рабочее место. | Рабочее место готовит и убирает при незначительной помощи педагога или сверстников. | Испытывает серьезные трудности при подготовке и уборке рабочего места. |
5. | Трудоёмкость, самостоятельность выполнения работы | Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый, хорошо спланированный, четкая последовательность. | Работа выполнена с небольшой подсказкой или помощью педагога (сверстника). Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникает сомнение в выборе последовательности изготовления элементов (деталей). | Работа выполнена совместно с педагогом. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца. |
6. | Креативность | Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены новые идеи. Есть творческая находка. | Изделие выполнено на основе образца с небольшим дополнением собственного замысла. Технология изготовления на известных способах, но внесено что-то своё. | Изделие выполнено строго по образцу. Технология изготовления строго соблюдена, ничего нового нет. |
Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности воспитанника по программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающегося выступает сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в художественно-эстетическую деятельность.
Планируемые результаты могут быть отслежены в формах аттестации - мониторинг на начало года (сентябрь месяц) и конец года (апрель месяц).
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аналитический материал, фото, проекты, грамоты и другие наградные документы;
- табель посещаемости;
- публикации в СМИ;
- отзывы родителей;
- мониторинг умений и навыков
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставки;
- конкурсы;
- открытое занятие;
- мастер-классы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как моделирование из полос гофрокартона и бумагокручение. Знакомство с базовыми формами, выполнение простых работ, и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие «История возникновения бумаги. Волшебные свойства бумаги» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, опрос |
2. | «Основы цветоведения. Основы композиции» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос, занятие-игра |
3. | «Волшебные полоски» | 15 | 4 | 11 | Наблюдение. Занятие-игра |
4. | Моделирование тройных форм | 4 | 2 | 2 | Беседа, занятие-игра Выставка работ. |
5. | Знакомство с гофрокартоном | 13 | 1 | 12 | Беседа, наблюдение, игра-занятие Выставка работ. |
6. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Методическая игра. Выставка |
7. | Итоговый мониторинг | 1 | - | 1 | Тестовое задание Анализ деятельности |
8. | Всего | 36 | 8 | 28 |
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема: «История возникновения бумаги. Волшебные свойства бумаги» - 1ч.
Теория: Продолжать знакомить тетей с бумагой различной фактуры, ее свойствами.
Практика: Практическая работа по изучению свойств бумаги.
Раздел 2. «Основы цветоведения. Основы композиции»
Тема: «Основы цветоведения. Основы композиции» 1ч.
Теория: Цветовой круг. Основные характеристики цвета. Теплые и холодные цвета. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Практика: Практическая работа на закрепление данных понятий.
Раздел 3. «Волшебные полоски» 15 ч.
Тема: «Волшебные полоски -1» - 1ч.
Теория: Познакомить со свойствами полосок бумаги (полоска может принимать различную форму).
Практика:
Тема: «Волшебные полоски -2» - 1ч.
Теория: Познакомить с тремя основными элементами складывания полоски (кольцо, капля, листик).
Практика: получать из полосок основные элементы.
Тема: «Фрукты: яблоко и вишня» - 1ч.
Теория: Упражнять в складывании элемента кольцо
Практика: составление мини натюрморта.
Тема: «Цветик-семицветик" – 1ч.
Теория: упражнять в складывании элемента капля из полоски бумаги. Закрепление цветового спектра.
Практика:
Тема: «Гроздья рябины» - 1ч.
Теория: продолжать учить складывать элемент кольцо и капля.
Практика: изготовление поделки.
Тема: Коллективная работа «Цветы в вазе» -1ч.
Теория: упражнять в складывании элемента капля из полоски бумаги. Учить работать в группе сверстников.
Практика: способствовать развитию воображения, эмоциональной отзывчивости.
Тема: «Рыбка» - 1ч.
Теория: Упражнять в складывании элемента капля из полоски бумаги.
Практика: игровое упражнение «Рыбки плавают в пруду».
Тема: «Лебедь» -1ч.
Теория: совершенствовать умение складывать элемент капля из полоски бумаги.
Практика: самостоятельное выполнение аппликации.
Тема: «Зайчик» - 1ч.
Теория: продолжать совершенствовать умение складывать элемент кольцо, капля из полоски бумаги
Практика: составление композиции.
Тема: Коллективная работа «Ёж» - 1ч.
Теория: упражнять в складывании элемента капля из полоски бумаги.
Практика: изготовление поделки и создание единой композиции.
Тема: «Раз – колечко, два – колечко» - 1ч.
Теория: учить детей моделировать двойные формы (двойное колечко, двойная капля и др.)
Практика:
Тема: «Бабочка» – 1ч.
Теория: учить детей делать элемент двойное колечко.
Практика: совершенствовать мелкую моторику.
Тема: «Волшебный цветок» (гирлянда на ёлку) - 1ч.
Теория: совершенствовать умение делать элемент двойное колечко.
Практика: создать праздничное настроение, украшение елки своими руками.
Тема: Работа в парах «Новогодняя ёлочка» - 1ч.
Теория: продолжать упражнять в складывании элемента двойная капля из полосок бумаги.
Практика: совместное творчество.
Тема: «Снеговики» - 1ч.
Теория: упражнять в складывании элемента двойная капля из полосок бумаги.
Практика: «Веселый Новый год».
Раздел 4. Моделирование тройных форм – 4ч.
Тема: Моделирование тройных форм -1ч.
Теория: учить детей моделировать тройные формы (колечко)
Практика:
Тема: Моделирование тройных форм -1ч.– 1ч.
Теория: учить детей моделировать тройные формы (капля, листик)
Практика:
Тема: «Золотая рыбка» - 1ч.
Теория: моделировать тройные формы (колечко, капля, листик)
Практика: создание поделки – «Рыбка».
Тема: Открытка для папы «Лодочка» - 1ч.
Теория: учить изготавливать открытку из готовых форм, дополняя объёмными элементами.
Практика: самостоятельное изготовление открытки, доставить радость близкому человеку.
Раздел 5. Знакомство с гофрокартоном – 13 ч.
Тема: Что такое гофрокартон- 1ч.
Теория: познакомить с гофрокартоном.
Практика:
Тема: «Веточка мимозы» - 1ч.
Теория: учить детей работать с гофрокартоном.
Практика: создание основных элементов из полос гофрокартона.
Тема: «Фрукты: яблоко и вишня» - 1ч.
Теория: учить изготавливать поделки из гофрокартона, используя основные элементы (кольцо, капля)
Практика: игровое упражнение «Витамины».
Тема: «Подснежник» – 1ч.
Теория: закреплять умение работать с гофрокартоном, используя знакомые элементы и технику выполнения.
Практика: учить делать объемный подснежник.
Тема: «Заюшкина избушка» - 2ч.
Теория: учить создавать коллективную работу по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Практика: создание отдельных элементов для коллективной композиции.
Тема: Коллективная работа «Космос» - 1ч.
Теория: учить делать объёмное панно
Практика: закреплять умение работать с гофрокартоном.
Тема: «Аквариум» - 2ч.
Теория: создавать коллективную композицию, используя полученные ранее умения и навыки в работе с различными видами бумаги
Практика: создание коллективного панно.
Тема: «Насекомые (бабочки и стрекозы)» - 1ч.
Теория: учить создавать образ бабочки (стрекозы), используя элементы капля, и листик.
Практика: закреплять умение сочетать пропорции, формы.
Тема: Солнышко – лучистое – 1ч.
Теория: совершенствовать умения делать поделки из гофрокартона, используя знакомые формы.
Практика: создание индивидуальной поделки.
Тема: «Мишка» - 1ч.
Теория: совершенствовать умения делать поделки из гофрокартона, используя знакомые формы.
Практика: создание индивидуальной поделки.
Тема: «Ветка винограда» - 1ч.
Теория: развивать воображение, чувство композиции.
Практика: создание индивидуальной поделки, используя знакомые формы.
Раздел 6. Итоговое занятие – 1ч.
Практика: Методическая игра. Выставка детских поделок за весь период обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Чудесный завиток».
Раздел 7. Итоговый мониторинг - 1ч.
Практика: выполнение тестовых заданий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе ния занятия | Форма занятия | Кол-во час. | Тема занятия | Место проведе ния | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 1 нед. | Теория | 1ч. | Вводное занятие. | Групповое помещение | Наблюдение, опрос | |
2. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч . | Основы цветоведения. Основы композиции | Групповое помещение | Наблюдение, беседа, опрос | ||
3. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | Волшебные полоски -1 | Групповое помещение | игровое упражнение | ||
4. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Волшебные полоски -2 | Групповое помещение | игровое упражнение | ||
5. | Октябрь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | Фрукты: яблоко и вишня | Групповое помещение | Занятие-игра Выполнение поделки | |
6. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | Цветик-семицветик | Групповое помещение | Занятие-игра | ||
7. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | Гроздья рябины | Групповое помещение | Занятие-игра Аппликация | ||
8. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Коллективная работа «Цветы в вазе» | Групповое помещение | Наблюдение Занятие-игра Аппликация | ||
9. | Ноябрь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Рыбка» | Групповое помещение | Занятие-игра | |
10. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Лебедь» | Групповое помещение | Занятие-игра | ||
11. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Зайчик» | Групповое помещение | Занятие-игра | ||
12. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Коллективная работа «Ёж» | Групповое помещение | Изготовление панно | ||
13. | Декабрь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Раз – колечко, два – колечко» | Групповое помещение | Беседа Опрос | |
14. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Бабочка» | Групповое помещение | Занятие-игра | ||
15. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Волшебный цветок» (гирлянда на ёлку) | Групповое помещение | Беседа, наблюдение, Поделка | ||
16. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Работа в парах «Новогодняя ёлочка» | Групповое помещение | Беседа Аппликация | ||
17. | Январь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Снеговики» | Групповое помещение | Беседа Аппликация | |
18. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | Моделирование тройных форм | Групповое помещение | Беседа Опрос | ||
19. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | Моделирование тройных форм | Групповое помещение | Беседа Опрос | ||
20. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Золотая рыбка» | Групповое помещение | Беседа Занятие-игра | ||
21. | Февраль | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | Открытка для папы | Групповое помещение | Беседа Аппликация | |
22. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | Что такое гофрокартон | Групповое помещение | Беседа Опрос | ||
23. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Веточка мимозы» | Групповое помещение | Беседа Занятие-игра | ||
24. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Фрукты: яблоко и вишня» | Групповое помещение | Коллективное панно | ||
25. | Март | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Подснежник» | Групповое помещение | ||
26. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Заюшкина избушка» | Групповое помещение | Изготовление панно | ||
27. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Заюшкина избушка» | Групповое помещение | Коллективное панно | ||
28. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Коллективная работа «Космос» | Групповое помещение | Изготовление панно | ||
29. | Апрель | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Аквариум» | Групповое помещение | Беседа Аппликация | |
30. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Аквариум» | Групповое помещение | Коллективное панно | ||
31. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Насекомые (бабочки и стрекозы)» | Групповое помещение | Беседа Занятие-игра | ||
32. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Солнышко – лучистое | Групповое помещение | Беседа Изготовление поделки | ||
33. | Май | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Мишка» | Групповое помещение | Беседа Изготовление поделки | |
34. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Ветка винограда» | Групповое помещение | Изготовление панно | ||
35. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | Итоговое занятие | Групповое помещение | Выставка работ за год. Беседа | ||
36. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Итоговый мониторинг | Групповое помещение | Выполнение тестовых заданий |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы «Чудесный завиток» используются следующие методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии
- технология диалогового обучения;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию ведение вести здоровый образ жизни.
Ведущее место в жизни дошкольника занимает игра, поэтому игровая технология широко используется в дополнительном образовании. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к новой технике, ребята быстрее усваивают данный им материал.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология проблемного обучения при проведении занятий позволяет педагогу создавать проблемные ситуации, которые обучающиеся самостоятельно разрешают, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Информационно - компьютерные технологии обучения - это технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи информации воспитанникам является компьютер. Эта технология позволяет педагогу расширять формы, методы, приемы в обучения и воспитании детей: ауди-, видеозаписи, презентации, проводить интерактивные игры.
Для педагога данная технология расширяет возможности повышения профессионального мастерства, использование сетевой формы реализации дополнительной образовательной программ. Продуктивное использование ИКТ технологии позволяет использовать ее для дессиминации своего опыта на разных площадках педагогического сообщества: ДОУ http://mdou-goldfish.ru, а также размещая материалы на личном сайте https://nsportal.ru/svetlana-borisovna-andreeva
Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:
- необходимо активизировать детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к творчеству;
- предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
- развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
- постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 2007. – 64 с.
- С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
- Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». – «Просвещение», Москва 1982.
- Давыдова Г. И. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
- Джексон Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
- Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль.: Академия развития, 2001.
- Л.В Куцакова «Творим и мастерим». Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
- Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
- Петрова И. М. Волшебные полоски. – Санкт-Петербург.: Детство-пресс, 2000.
- Стницина Е. Умные пальчики (Текст): пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва. 1998
- Ступак Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
- Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
- Черкасова И. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – МОСКВА – И.: «Скрипторий 2003» 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"
Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"(тестопластика)возраст воспитанников 5-7 лет,срок реализации 2 года. Автор: ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Настоящая программа предназначена для развития творческих способностей детей и имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Бумага попадает в руки...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток»
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский. Направленность общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного обра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудесные коробочки» для детей 5-6 лет
Программа «Чудесные коробочки» имеет естественнонаучную направленность, направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста, развитие соци...