Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток»
рабочая программа (средняя группа)
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии и творчества».
В. А. Сухомлинский.
Направленность общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования детей «Чудесный завиток» (бумагопластика) – художественная.
Цель программы: создание всесторонне-интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения техникой бумажной пластики, как художественного способа конструирования из бумаги; развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Настоящая общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- практически формировать навыки работы с различными материалами (картоном, бумагой, салфетками);
- способствовать овладению разными приемами в аппликационной технике из салфеток и технике «бумагопластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок и др.);
- формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- формировать и обогащать сенсорные способности и впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
Развивающие:
- повысить уровень развития мелкой моторики рук, координацию движений рук, глазомер;
- развивать художественный вкус, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
- развивать познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_chudesnyy_zavitok_andreeva_s.b.docx | 85.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» «_30» _08_ 2021 г. Протокол № _1 _ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» ___________ Митрюшина Е. Н. Приказ № _1 от « 30 » _08_ 2021г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЧУДЕСНЫЙ ЗАВИТОК»
(Бумагопластика)
Направленность: художественная
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Андреева Светлана Борисовна,
педагог дополнительного образования
с. Печерск, 2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии и творчества».
В. А. Сухомлинский.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» разработана в соответствии с законодательными и нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года).
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09 – 3242.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196) (вступил в действие с 11.12.2018 г.).
Информация о типе программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» (бумагопластика) художественной направленности является модифицированной. При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный завиток» были использованы книги:
- Бумагопластика. Цветочные мотивы. Давыдова Г.Н. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
- От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. Черкасова И.А. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
У современных детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики, а это является одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. У многих дошкольников особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т.е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Ребёнок познаёт мир с помощью манипуляций, т.е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Направленность общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования детей «Чудесный завиток» (бумагопластика) – художественная.
Уровень сложности программного материала – стартовый.
Для стартового уровня сложности содержания программы «Чудесный завиток» (бумагопластика) характерна минимальная сложность предоставляемого материала – получение у детей первых навыков работы с бумагой и картоном.
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Предлагаемая программа содержит четыре технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Актуальность программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности. Даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности у обучающихся развивается:
- мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- художественные способности и эстетический вкус;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к следующему этапу - обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Новизна программы заключается в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Данная программа позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность заключается в решении основной идеи комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый, чудесный мир творчества. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии изготовления аппликации различными способами, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с бумагой, учащиеся не только создают своими руками различные открытки и композиции, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся.
На основании утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что отражается в программах дополнительного образования.
Программа «Чудесный завиток» позволяет обеспечить необходимое образовательное пространство для обучающихся с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и детей, находящихся в ТЖС).
Программа дополнительного образования «Чудесный завиток» (бумагопластика) позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья приобрести реальный опыт практической преобразовательной деятельности. Дети знакомятся с разными материалами и художественными техниками, используя полученные знания, выполняют работы в смешанных техниках.
Занятия бумагопластикой позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья заполнять свободное время интересным и содержательным делом, у них развивается стремление к прекрасному, уважение к труду других людей. Занятие продуктивной деятельностью способствует выработке целого ряда личностных качеств, ценных в социальном плане: трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми, а также созидательных возможностей личности, творческих способностей.
Программа «Чудесный завиток» (бумагопластика) предусматривает возможность организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Выявление предпосылок одарённости обучающихся теми или иными способностями (художественные, литературные, музыкальные, артистические, спортивные) позволяет использовать педагогическую методику Савенковой А.И «Методика оценки общей одаренности», а также авторскую систему сопровождения талантливых и одарённых детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/11/rabochaya-programma-detey-doshkolnogo-vozrasta
Доступность дополнительной общеобразовательной программы «Чудесный завиток» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.
Программа «Чудесный завиток» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение к удивительному миру творчества, на проявление самостоятельности в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Создавая их, дети приобретают навыки конструктивной, учебно-исследовательской работы, опыт взаимодействия в коллективе. Реализация программы «Чудесный завиток» способствует приобщению через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, облагораживанию круга общения, созданию условий для психического и социального благополучия обучающихся.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» (бумагопластика) ориентирована на детей от 4 до 5 лет. Данная общеобразовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет и учитывает психофизические особенности каждого обучающегося.
В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится. Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне.
Характеристики особенностей детей дошкольного возраста, значимые для разработки и реализации программы
Характеристика возрастных особенностей детей 4 – 5 лет.
К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения до ритмично расположенных в ряд предметов. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.
В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку.
Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к поиску способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.
Ребенок 4 лет может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для деталей. Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания.
Объем программы
Программа реализуется в течение одного года. Количество часов в год – 36 часов.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения – очная (ФЗ № 273, ст. 17, п. 2).
Форма организации деятельности обучающихся – групповая, индивидуальная, парная.
Основная форма организации обучения – групповое занятие. Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая и практическая части. Теоретическая часть включает - объяснение нового материала, беседы, рассматривание, демонстрация наглядных пособий, презентации, мастер-классы, общие сведения об используемых материалах. В теоретическую часть входят беседы по технике безопасности в обращении с острыми предметами (ножницы). Практическая часть – изготовление и оформление поделок, обыгрывание ситуаций по теме. Занятия проводятся в следующих формах:
- учебное занятие;
- занятие-соревнование;
- занятие-выставка;
- занятие-игра.
Срок освоения программы
Один год обучения в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 4-5 лет – 20 минут, согласно нормам СанПиНа.
Принципы и подходы к формированию программы
Реализация программы, основывается на определённых принципах для системной организации учебно-воспитательного процесса.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, презентации, видеоматериалы, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- динамики (предоставление ребенку возможностей поиска и изучения более сложной узконаправленной информации);
- практической активности (предоставление учащимся практической отработки полученных навыков);
- интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве;
- систематичности и последовательности (работа детей строится по принципу «от простого к сложному»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание всесторонне-интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения техникой бумажной пластики, как художественного способа конструирования из бумаги; развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Настоящая общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток» способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- практически формировать навыки работы с различными материалами (картоном, бумагой, салфетками);
- способствовать овладению разными приемами в аппликационной технике из салфеток и технике «бумагопластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок и др.);
- формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- формировать и обогащать сенсорные способности и впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
Развивающие:
- повысить уровень развития мелкой моторики рук, координацию движений рук, глазомер;
- развивать художественный вкус, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
- развивать познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
- Ребенок обладает практическим навыком работы с инструментами (правильно и аккуратно режет ножницами по прямой, использует кисть и клей);
- ребенок владеет различными техническими приемами при работе с бумагой;
Личностные результаты
- у ребенка развита мелкая моторика рук, координация движений рук и глазомер;
- ребенок проявляет интерес в создании композиции и формообразовании, выражая самостоятельную творческую активность в процессе деятельности.
Метапредметные результаты:
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами;
- ребенок способен работать по шаблонам, по устным инструкциям и по образцу проявляя внимательность;
- овладеют навыками культуры труда, будут соблюдать правила техники безопасности, порядок на рабочем месте;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория группы и ДОУ, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности, освещение и параметры мебели соответствуют требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы
- Бумага белая, цветная двухсторонняя и односторонняя;
- картон белый, цветной и гофрированный;
- клей – карандаш;
- клей ПВА;
- клеевые кисточки;
- салфетки;
- ножницы;
- простые карандаши.
- Материально-техническое обеспечение – ноутбук.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
В течение всего периода обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Чудесный завиток» проводится контроль освоения изученного материала.
Формы отслеживания результатов
Мониторинг проводится два раза в год - на начало года (сентябрь месяц) и конец года (май месяц).
Вводный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь), для проверки знаний воспитанников: у вновь прибывших – уровень навыков работы с бумагой, а у воспитанников последующего года обучения – усвоение материала за прошедший учебный год.
Итоговый контроль осуществляется по окончании реализации программы обучения в конце второго полугодия (май). Данный контроль помогает отследить уровень полученных знаний воспитанников по образовательной программе за весь период обучения.
Мониторинг ПОУ художественно – эстетической направленности по освоению детьми дошкольного возраста приемов бумагопластики (4 – 5 лет)
№ п/п | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
Итого в % | |||||||||
На начало года | |||||||||
На конец года |
Н.г. – начало года. К.г. – конец года
В – высокий уровень итого: В% - итого: В% -
С – средний уровень С% - С% -
Н – низкий уровень Н% - Н% -
Критерии уровня развития способностей по ПОУ художественной направленности по освоению детьми 4 – 5 лет приемов бумагопластики.
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества, «индивидуальный» подчерк детской продукции. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначитель-ными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности воспитанника по программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающегося выступает сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в художественно-эстетическую деятельность.
Контрольно-диагностический материал
Диагностика умений и навыков освоения аппликационной деятельности у дошкольников предполагается в середине и в конце учебного года. Мониторинг осуществляется по 10-ти бальной системе оценивания: высокий уровень — от 8–10 баллов; выше-среднего – от 5-7 баллов; средний уровень — от 3-4 баллов; низкий уровень— от 1-2 баллов.
Задание 1. Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.) За определение одного свойства бумаги, данного ребенком самостоятельно, ребенок получает 1 балл, за неправильное свойство 0 баллов. В сумме высшая оценка — 10 баллов.
Игровое упражнение: «Бумажные превращения». Анализ умений и навыков действий ребенка осуществляется по следующим показателям:
- знает основные виды бумаги;
- умеет совершать различные действия с бумагой: сгибать, рвать, скатывать;
- устанавливает различия и сходство свойств бумаги: мягкая — легко сминается, рвется, скатывается; плотная — трудно сминается, рвется, сгибается, скатывается.
Задание 2. Направлено на выявление умений выкладывать готовые изображения с помощью мозаики.
Игровое упражнение: «Игрушечный магазин».
Показателями выступают умения: выделять основные части предмета;
составлять изображение из 2-х, 3-х, 4-х, 5 -ти частей, используя разрезные картинки, пазлы, мозаику); самостоятельно выкладывает изображения из частей; правильно ориентироваться на плоскости.
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если:
- правильно, последовательно выполняет задание;
- самостоятельно ориентируется на плоскости.
Ребенок получает 1 балл, если:
- в составлении сюжетных композиций иногда допускает ошибки;
- составляет изображения с помощью педагога.
Ребенок получает 0 баллов, если:
- неверно выполняет задание;
- не ориентируется на плоскости бумаги
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аналитический материал, фото, проекты, грамоты и другие наградные документы;
- табель посещаемости;
- публикации в СМИ;
- отзывы родителей;
- мониторинг умений и навыков.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки;
конкурсы;
открытое занятие;
мастер-классы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как бумагопластика и моделирование из бумажных полос. Дошкольники учатся работать индивидуально и в микро-группах, а также коллективное выполнение композиций.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Наблюдение, опрос |
2. | Игры с бумагой | 7 | 1 | 6 | Беседа, занятие-игра |
3. | «Рваная бумага» | 7 | - | 7 | Наблюдение. Занятие-игра Выставка работ. |
4. | «Мятая бумага» | 7 | 1 | 6 | Беседа, занятие-игра Выставка работ. |
5. | Волшебные полоски | 12 | 2 | 10 | Беседа, наблюдение, игра-занятие Выставка работ. |
6. | Итоговый мониторинг | 2 | - | 2 | Тестовое задание Анализ деятельности |
8. | Всего | 36 | 5 | 31 |
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие 1ч.
Тема: Диагностика базовых знаний, умений и навыков
детей 1ч.
Теория. Диагностика базовых знаний, умений и навыков.
Практика. Рассматривание работ в технике бумагопластика.
Раздел 2. Игры с бумагой 7ч.
Тема: Такая разная бумага. 1ч.
Теория: познакомить детей с различными видами бумаги.
Практика: игровое упражнение «Подзорная труба» - скручивание бумаги разной фактуры.
Тема «Сверните…» 1ч.
Теория: новый способ манипуляции с бумагой разной фактуры - сворачивание.
Практика: игровое упражнение «Нос и рожки», «Кулек для угощения» - сворачивание бумаги разной фактуры.
Тема «Скатайте…» 1ч.
Теория: показать способ манипуляции с бумагой разной фактуры - скатывание.
Практика: «Башня из бумажных трубочек».
Тема «Сомните…» 1ч.
Теория: показать новый способ манипуляции с бумагой: сминание.
Практика: «Мы делили апельсин» - работа с бумагой разной фактуры.
Тема «Сомните…» 1ч.
Теория: манипуляции с бумагой разной фактуры: сминание. Закрепление цветового спектра.
Практика: «Осенние цветы» - аппликация из бумаги и салфеток.
Тема «Салфетки» 1ч.
Теория: закрепить умение работать на ограниченной площади, манипуляция с салфетками.
Практика: «Осенние листочки» - аппликация из салфеток.
Тема «Сомните и скатайте…» 1ч.
Теория: закрепление навыков работы с бумагой разной фактуры и разными способами. Закрепить цвета «осени».
Практика: «Осенний пейзаж» - способствовать развитию воображения, эмоциональной отзывчивости.
Раздел 3. «Рваная бумага» 7 ч.
Тема «Разноцветный коврик» 1ч.
Теория: познакомить с приемом аппликации – «рваная бумага»; учить детей «правильно» рвать бумагу. Учить подбирать цветовое сочетание.
Практика: «Коврик для котенка» - изготовление панно.
Тема «Солнышко» 1ч.
Теория: отработка приема «рваная бумага».
Практика: игра «Солнышко и дождик». Самостоятельное выполнение аппликации «Солнышко лучистое» в технике «рваная бумага».
Тема «Грибочки» 1ч.
Теория: совершенствовать умение рвать бумагу; умение работать на ограниченной площади (шаблон гриба).
Практика: «Грибное лукошко» - изготовление поделки и создание единой композиции.
Тема «Украшаем тарелочку» 1ч.
Теория: развивать творчество, фантазию, желание сделать приятное близким.
Практика «Подарок» - украшение тарелочки техникой – рваная бумага.
Тема «Смешные человечки» 1ч.
Теория: свободное творчество, совершенствовать умение рвать бумагу на небольшие кусочки.
Практика: «Портрет смешного человечка» - аппликация.
Тема «Ёлочка» 1 ч.
Теория: совершенствовать умение создавать поделку способом «рваная» бумага; умение работать на ограниченной площади (шаблон ёлочки).
Практика «Елочка» - изготовление индивидуальной поделки.
Тема «Дед Мороз» 1 ч.
Теория: совершенствовать технику «рваная» бумага, создание праздничного настроения и украшение группы к празднику.
Практика: выполнение аппликации «Дед Мороз» техникой – рваная бумага, создание коллективной гирлянды.
Раздел 4. «Мятая бумага» 7 ч.
Тема «Гусеничка» 1ч.
Теория: учить детей мять бумагу и придавать форму шара.
Практика: «Веселая гусеница» - из мятой бумаги сделать интересную поделку.
Тема «Румяные яблочки и груши» 2 ч.
Теория: научить детей из мятой бумаги делать объемную поделку.
Практика: изготовление объемной поделки в технике мятая бумага «яблочки и груши на тарелке».
Тема «Неваляшка» 1ч.
Теория: совершенствовать умение делать объемную поделку в технике мятая бумага.
Практика: изготовление поделки «Неваляшка» - подарок малышам.
Тема «Рыбки» 1ч.
Теория: закрепить навыки работы с мятой бумагой, развивать эмоциональную отзывчивость, умение создавать единую композицию.
Практика: изготовление поделки «Рыбка» и создание коллективного панно «Аквариум».
Тема «Букет» 2 ч.
Теория: совершенствовать умение создавать букет цветов из цветной мятой бумаги; продолжать учить детей сочетать цвета.
Практика: изготовление открытки «Букет для мамы».
Раздел 5. «Волшебные полоски» 12 ч.
Тема «Бусы» 2 ч.
Теория: познакомить детей с новым способом изготовления поделок – бумагопластика из полос. Учить работать с ножницами, разрезать лист на полоски. Техника безопасности при работе с острыми и режущими предметами.
Учить делать колечки из бумажных полос.
Практика «Разноцветные полоски» - подготовить полоски для поделки. Изготовление поделки «Бусы из колечек».
Тема «Цветок» 1 ч.
Теория: учить детей из бумажных полос формировать элемент «капля», собирать в единое целое части поделки.
Практика: изготовление поделки «Цветок».
Тема «Мышка» 1ч.
Теория: развивать у детей умение создавать поделки из полосок цветной бумаги, передавая характерные особенности.
Практика: изготовление объемной поделки «Мышка».
Тема «Цыпленок» 1ч.
Теория: развивать у детей умение создавать поделки из полосок цветной бумаги, передавая характерные особенности; закрепить знания основных и составных цветов.
Практика: изготовление объемной поделки «Цыпленок», обыгрывание готовой поделки.
Тема «Котенок» 1ч.
Теория: учить делать шарики разной величины из бумажных полос. Совершенствовать технику бумагопластика. Воспитывать любовь и желание заботиться о домашних животных.
Практика: изготовление поделки «Котенок».
Тема «Рыбка» 1ч.
Теория: совершенствовать технику склеивания бумажных колечек.
Практика: Рассматривание аквариумных рыбок. Изготовление объемной поделки «Рыбка».
Тема «Витамины» 1 ч.
Теория: совершенствовать умение нарезать полоски из бумаги, делать из бумажных полос колечки.
Практика: изготовление поделки «Ананас».
Тема «Петушок с семьей» 2ч.
Теория: закреплять технику изготовления шаров из бумажных полос, уметь собирать единое целое из частей.
Практика: изготовление объемной поделки с обыгрыванием «Петушок с семьей».
Тема «Грибной дождь» 1ч.
Теория: совершенствовать технику нарезания полос для создания поделок, умение аккуратно склеивать бумажные полоски в колечки. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: изготовление панно «Грибной дождь» с дополнением композиции элементами по желанию.
Тема Маска «Левушка» 1 ч.
Теория: совершенствовать методы и приёмы создания объёмной аппликации из полосок бумаги.
Практика: изготовление маски «Левушки».
Раздел 6. Итоговый мониторинг 2ч.
Практика: выполнение тестовых заданий. Выставка детских работ.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе ния занятия | Форма занятия | Кол-во час. | Тема занятия | Место проведе ния | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 1 нед. | Теория | 1ч. | Вводное занятие | Групповое помещение | Наблюдение, беседа, опрос | |
2. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | Такая разная бумага | Групповое помещение | игровое упражнение «Подзорная труба» | ||
3. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Сверните…» | Групповое помещение | игровое упражнение «Нос и рожки», «Кулек для угощения» | ||
4. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Скатайте…»«Башня из бумажных трубочек» | Групповое помещение | Занятие-игра Выполнение поделки | ||
5. | Октябрь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Сомните…» «Мы делили апельсин» | Групповое помещение | Занятие-игра | |
6. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Сомните…» «Осенние цветы» | Групповое помещение | Занятие-игра Аппликация | ||
7. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Салфетки» «Осенние листочки» | Групповое помещение | Наблюдение Занятие-игра Аппликация | ||
8. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Сомните и скатайте…» «Осенний пейзаж» | Групповое помещение | Изготовление панно | ||
9. | Ноябрь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Разноцвет ный коврик» | Групповое помещение | Изготовление панно | |
10. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Солнышко» | Групповое помещение | Занятие-игра | ||
11. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Грибочки» | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
12. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Украшаем тарелочку» | Групповое помещение | Беседа Занятие-игра | ||
13. | Декабрь | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Смешные человечки» | Групповое помещение | Занятие-игра | |
14. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Ёлочка» | Групповое помещение | Беседа Аппликация | ||
15. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Дед Мороз» | Групповое помещение | Беседа Опрос | ||
16. | Январь | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Гусеничка» | Групповое помещение | Изготовление поделки | |
17. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Румяные яблочки и груши» | Групповое помещение | Беседа | ||
18. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Румяные яблочки и груши» | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
19. | ||||||||
20. | Февраль | 1 нед. | Теория Практика | 1ч | «Неваляшка» | Групповое помещение | Изготовление поделки | |
21. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Рыбки» | Групповое помещение | Коллективное панно | ||
22. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Букет» | Групповое помещение | Беседа Занятие-игра | ||
23. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Букет для мамы». | Групповое помещение | Изготовление открытки | ||
24. | Март | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Бусы» | Групповое помещение | Занятие-игра | |
25. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Бусы из колечек». | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
26. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Цветок» | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
27. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Мышка» | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
28. | Апрель | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Цыпленок» | Групповое помещение | Изготовление поделки | |
29. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Котенок» | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
30. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Рыбка» | Групповое помещение | Беседа Изготовление поделки | ||
31. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Витамины» | Групповое помещение | Беседа Поделка | ||
32. | Май | 1 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Петушок с семьей» | Групповое помещение | Беседа Занятие-игра | |
33. | 2 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Петушок с семьей» | Групповое помещение | Изготовление поделки | ||
34. | 3 нед. | Теория Практика | 1ч. | «Грибной дождь» | Групповое помещение | Изготовление панно | ||
35. | 4 нед. | Теория Практика | 1ч. | Маска «Левушка» | Групповое помещение | Изготовление маски | ||
36. | Итоговый Мониторинг | Практика | 2ч. | Тестовое задание | Групповое помещение | Выполнение тестовых заданий |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы «Чудесный завиток» используются следующие методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологии личностно-ориентированного развивающего обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- информационно - компьютерные технологии обучения
Здоровьесберегающие технологии направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию ведение вести здоровый образ жизни.
Ведущее место в жизни дошкольника занимает игра, поэтому игровая технология широко используется в дополнительном образовании. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к новой технике, ребята быстрее усваивают данный им материал.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология проблемного обучения при проведении занятий позволяет педагогу создавать проблемные ситуации, которые обучающиеся самостоятельно разрешают, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Информационно - компьютерные технологии обучения - это технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи информации воспитанникам является компьютер. Эта технология позволяет педагогу расширять формы, методы, приемы в обучения и воспитании детей: ауди-, видеозаписи, презентации, проводить интерактивные игры.
Для педагога данная технология расширяет возможности повышения профессионального мастерства, использование сетевой формы реализации дополнительной образовательной программ. Продуктивное использование ИКТ технологии позволяет использовать ее для дессиминации своего опыта на разных площадках педагогического сообщества: ДОУ http://mdou-goldfish.ru, а также размещая материалы на личном сайте https://nsportal.ru/svetlana-borisovna-andreeva
Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:
- необходимо активизировать детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к творчеству;
- предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
- развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
- постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 2007. – 64 с.
- С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
- Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
- Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». – «Просвещение», Москва 1982.
- Давыдова Г. И. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
- Джексон Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
- Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль.: Академия развития, 2001.
- Зайцева А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
- Л.В КУцакова « Творим и мастерим». Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
- Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
- Петрова И. М. Волшебные полоски. – Санкт-Петербург.: Детство-пресс, 2000.
- Стницина Е. Умные пальчики (Текст): пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва. 1998
- Ступак Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
- Рогочевская Л. Ажурный квиллинг. Уникальная авторская техника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 96 с.: ил.
- Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
- Черкасова И. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – МОСКВА – И.: «Скрипторий 2003» 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"
Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"(тестопластика)возраст воспитанников 5-7 лет,срок реализации 2 года. Автор: ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Настоящая программа предназначена для развития творческих способностей детей и имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Бумага попадает в руки...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток»
Программа кружка «Чудесный завиток», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудесные коробочки» для детей 5-6 лет
Программа «Чудесные коробочки» имеет естественнонаучную направленность, направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста, развитие соци...