Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_kvillingu_usoltseva_o.p.docx | 57.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
«Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _____________ А.А.Шумейко | Приложение 1-П к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Утверждаю» Заведующий НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _________ О.А. Усольцева |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
(квиллинг)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Усольцева Ольга Петровна,
воспитатель
п. Салым, 2017
Оглавление
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………….………………………………………3
1.2.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (предполагаемые результаты)……………………………………………………………………3
1.3.Характеристика возрастных особенностей развития детей………………………………..4
II.Содержательный раздел
2.1. Учебно – тематический план. ………………………………………………………………4
2.2.Календарно - тематический план..…………………………………………………………..5
III.Организационный раздел
3.1. Продолжительность платной образовательной услуги, график работы………………….8
3.2. Формы, методы и приемы обучения………………………………………………………...8
3.3.Материально-техническое оснащение образовательного процесса………………………9
3.4.Мониторинг……………………………………………………………………………………9
3.5.Список литературы……………………………………………………………………............9
Приложение 1………………………………………………………………………………...
........9
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен быть всесторонне развитой личностью и социально-адаптированным к современной жизни.
Выполнение таких требований предполагает человека с творческими способностями. В педагогической энциклопедии творческие способности – это способности к созданию такого оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Творчество – это создание чего нового на основе того, что есть, но того, чего еще не было.
Дети с творческими способностями очень пытливые и активные. Такие дети могут самостоятельно принимать решения, которые зависят только от него самого. Дети способны создать что-то новое, оригинальное, у них у каждого свой взгляд на красоту. В творчестве у ребенка развиваются такие умственные качества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять, творческое мышление и т.д.
Если говорить о дошкольниках, то развитие у них мелкой моторики рук способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Одним из способов развития мелкой моторики пальцев рук – это конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественно-эстетическому развитию. Существует много техник по работе с бумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминание и др. Конструирование из бумаги с использованием разных техник сложный вид деятельности дошкольников, для этого у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления.
В настоящие время работа с бумагой не потеряло своей актуальности для детского творчества. Бумажное творчество доступно каждому. Бумага – это первый материал, из которого дети учатся творить и мастерить интересные поделки и изделия. Работа с бумагой дает большой простор для детского творчества и фантазии. Она помогает ребенку почувствовать себя в роли конструктора, а может дизайнера или художника.
Для этого я со своими детишками решила попробовать сложную, но очень интересную технику «квиллинг». Quilling(происходит от англ. слова quill (птичье перо)) – это искусство накручивать полоску бумаги в ролл, придавать им различную форму и составлять из них плоские или объемные композиции. Работая в технике «квиллинг», дети объединяют в одно все компоненты бумажного образа, это цветовое решение, и материал, и назначение и другое.
1.2.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (предполагаемые результаты)
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с базовыми элементами техники «квиллинга» и основными их понятиями.
- Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
- Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.
- Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.
- Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.
Развивающие:
- Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
- Развивать творческую фантазию и художественный вкус,
- творческие способности у детей дошкольного возраста.
- Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
- Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.
Требования к уровню развития детей (предполагаемые результаты).
По результатам обучения данной программы дети:
- научатся разным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные базовые формы и геометрические понятия технике «квиллинг»;
- научатся следовать устным инструкциям воспитателя;
- будут создавать разные поделки, выполненные в технике «квиллинг»;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- познакомятся с декоративно-прикладным искусством –«квиллинг»;
- улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление, фантазию и коммуникативные способности, навык работы в коллективе, творческие способности.
1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей.
Возраст воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития детей |
5-6 лет | Художественно –эстетическая деятельность в старшем дошкольном возрасте предусматривает: конструирование поделок из разнообразных геометрических форм, чтение схем, умения планировать процесс создания предмета, самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно – тематический план.
№ | Наименование разделов и тем. | Кол -во часов | Часы | ||||||
Теория | Практика | ||||||||
Вводный блок. | |||||||||
1 | «Что такое квиллинг?» Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников | 1 | 1 | 0 | |||||
Основы квиллинга. | |||||||||
2 | Основная форма «свободная спираль», | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
3 | Основная форма “капля” | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
4 | Основные формы «глаз» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
5 | Основные формы «полумесяц» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
6 | Основные формы «тугая спираль», | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
7 | Основные формы «свободная спираль», «капля», «глаз». | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
Коллективная работа. Композиции из основных форм. | |||||||||
8 | Основные формы «свободная спираль», «капля», «глаз». | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||
Работа в парах | |||||||||
9 | Основные формы «свободная спираль», «капля», «глаз». | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||
Праздники и подготовка к ним. | |||||||||
10. | Основная форма «треугольник» | 3 | 0,5 | 2,5 | |||||
Цикл творческих работ. | |||||||||
11. | Изготовление поделок из различных изученных элементов свободная спираль», «капля», «глаз». Основная форма «стрелка». | 11 | 4 | 7 | |||||
«Всё о космосе» | |||||||||
12. | Основные формы «квадрат», «звезда», «месяц». | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||
«Весна» | |||||||||
13 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
Всего | 28 | 10,5 | 17,5 |
2.2.Календарно - тематический план.
Месяц | Тема | Цель занятия | Оборудование | Дата | |||
Окябрь | «Что такое квиллинг?» Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников | Беседа о технике безопасности при работе с ножницами, клеем, зубочистками. Познакомить с историей появления бумаги, её родственниками (картон, шпагат и т. д.) | Показ готовых работ, которые дети будут выполнять в кружке, а также необходимое оборудование. Презентация «Как появилась бумага» | 5.10.17 | |||
Октябрь | «Мухомор» | Учить накручивать элемент «свободная спираль», обводить трафарет на цветной бумаге и аккуратно вырезать по контуру. | Трафарет: ножки, шляпки мухомора, лист белого картона 15х20, полоска зелёной бумаги 3х15 см, клей ПВА, кисточки, ножницы, простой карандаш, 6 – 8 белых полосок для квиллинга | 12.10.17 | |||
Октябрь | «Деревья в осеннем парке» | Учить накручивать элемент «капля». Учить работать в коллективе. | Лист формата 30х40 см, жёлтые, зеленые, красные и оранжевые полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. | 19.10.17 | |||
Октябрь | «Веточка рябины» | Закреплять умение накручивать элемент квиллинга: «свободная спираль», познакомить с элементом «глаз». | Основа из картона 15х20 с изображением ветки, бумажные полоски красного, зеленого, оранжевого, желтого цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 26.10.17 | |||
Ноябрь | «Банка варенья» | Закреплять умение детей накручивать элемент «свободная спираль». Учить детей делать новый для них элемент квиллинга – «полумесяц» | Основа – силуэт банки 15х20, клей ПВА, кисточка, 15-20 бумажных полосок для квиллинга, инструмент для квиллинга. | 2.11.17 | |||
Ноябрь | «Моя варежка» | Закреплять умение детей накручивать элементы: «тугая спираль», «глаз». Учить детей составлять из знакомых им элементов композицию. | Цветной картон в форме варежки, бумажные цветные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 9.11.17 | |||
Ноябрь | «Снежинка» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», продолжать учить изготовлять элемент «глаз». | Лист голубого картона 15х15 см (круг), белая бумага для квиллинга,клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. | 16.11.17 | |||
Ноябрь | «Зимний лес» (коллективная работа) | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». | Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки. | 23.11.17 | |||
Ноябрь | «Рыбки плавают в аквариуме» (коллективная работа) | Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз». Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка» | Картонная основа (аквариум), цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга. | 30.11.17 | |||
Декабрь | «Снегирь» ( работа в парах) | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Продолжать учить склеивать две полоски в одну. | Силуэт снегиря на формате 20х30, бумага для квиллинга красного, чёрного, тёмно-синего цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточка. | 7.12.17 | |||
Декабрь | Рамка под гжель ( работа в парах) | Закреплять умение детей выполнять элемент: «капля», «глаз», «свободная спираль». | Рамка-паспарту, сделанная из картона, оборудование для квиллинга*. | 14.12.17. | |||
Декабрь | «Звезда на ёлку» | Закреплять умение у детей выполнять формы «капля», «глаз». | Красная бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 21.12.17 . | |||
Декабрь | «Приглашение на новогоднюю елку» | Учить детей соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов квиллинга композиции, аккуратно наклеивать на фон. | Картон, ножницы, клей ПВА, инструмент для квиллинга, бумага для квиллинга разных цветов. | 28.12.17 | |||
Январь | «Ангелочки» | Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «треугольник». Закреплять умение изготавливать элемент «свободная спираль», «капля». | Основа-открытка, ножницы, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 11.01.18 | |||
Январь | «Ёжики и яблоко» (коллективная работа) | Продолжать закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «глаз», «лист». | Основа-фон(30х40см), цветные бумажные ленты, кисточки, клей ПВА, инструмент для квиллинга. | 18.01.18 | |||
Январь | «Дымковская игрушка» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». | Картон для фона с нарисованной дымковской игрушкой, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки. | 25.01.18 | |||
Февраль | Панно «Поёт зима, аукает» (коллективная работа) | Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга и составлять из них композицию. | Фон акварельная бумага 30х40, цветные бумажные полоски, инструмент дляквиллинга, клей ПВА, кисточки. | 1.02.18 | |||
Февраль | «Валентинка» | Закреплять умение детей изготавливать элемент: «завиток», «глаз». Учить детей составлять из знакомых для них элементов композицию. | Красный картон в форме сердечка, кисточки, блески, бусинки, цветные бумажные ленты, клей ПВА, инструмент для квиллинга. | 8.02.18. | |||
Февраль | «Зайчики с морковкой» (коллективная работа) | Закреплять умение у детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник». | Основа лист 30х40 зеленого цвета (пастель), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 15.02.18 | |||
Февраль | «Кораблик плывет по морю» (подарок папе) | 20 Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «полукруг», «завиток», «глаз». | Основа-открытка (из картона синего, голубого цвета), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 22.02.17 | |||
Март | «Открытка для мамы» | Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль», «капелька». Учить выполнять новый базовый элемент «стрелка». Учить украшать бусинками. | Картон, открытка в виде цифры восемь, цветные бумажные ленты,бусинки, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 1.03.18 | |||
Март | «Цветик-семицветик» | Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок) | Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга, зубочистки для стебля (зеленые), бусинки для серединки, пенопласт. | 15.03.18 | |||
Март | «Подснежники» | Закреплять умение детей накручивать элементы квиллинга:«тугая спираль», «глаз». | Основа-открытка, оборудование для квиллинга. | 22.03.18 | |||
Март | «Колокольчики» | Учить детей изготавливать элемент квиллинга – «стрелка». Закреплять умение накручивать элемент «капля». | Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, 5 голубых (розовых) и 6 зеленых полосок бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. | 29.03.18 | |||
Апрель | «Пасхальное яйцо» | Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз». | Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга. | 5.04.18 | |||
Апрель | «Далёкий и загадочный космос» | Учить изготавливать новый элемент «квадрат». Закреплять умение детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «тугая спираль», «глаз». | Основа - открытка, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, бусинки, бисер, блестки, инструмент для квиллинга. | 12.04.18 | |||
Апрель | «Месяц и звёзды на небе ночном» | Учить детей изготавливать новый элемент «звезда» и «месяц». | Картон синего, черного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бумажные полоски золотого цвета. | 19.04.18 | |||
Апрель | «Весенняя поляна» (итоговое занятие) | Закрепить все элементы квиллинга. Развивать воображение, творчество, фантазию. | Оборудование для квиллинга - цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточка. | 26.04.18 |
III. Организационный раздел.
3.1.Продолжительность платной образовательной услуги, график работы.
График работы кружка.
Срок реализации программы | Количество часов | Дни недели | ||
Четверг | ||||
1 год | в год | в месяц | в неделю | Время |
28 занятий. | 4 занятия. | 1 занятие | 15.30 |
3.2.Формы, методы и приемы обучения.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
- Наглядные (презентации, показ педагога, работа по образцу).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок, работа с использованием инструкционных карт, схем).
3.3.Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Инструменты:
- Цветная бумага,
- гофрированный картон,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистки,
- спички длинные,
- бумажные полоски шириной 5-7 мм,
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Оборудование:
- столы,
- стулья,
- мольберт,
- наглядный материал,
- инструкционные карты,
- интерактивная доска,
- компьютер,
- проектор
3.4.Мониторинг
Для планирования, организации деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста технике «квиллинг», а также для выявления эффективности работы была необходима диагностика.
Критерии для оценки базовых умений старших дошкольников в технике «квиллинг», разработаны самостоятельно. (Приложение №1)
3.5. Литература
- Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». Изд.: Мой мир, 2008.
- Зайцева А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
- Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», Изд.: «Ниола - Пресс», Москва 2008.
- Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». - Изд.: Мир книги, Москва 2008.
- Материалы интернета: www.maam.ru; www.nsportal.ru http:/, stranamasterov.ru
Приложение №1
Диагностика уровня овладения техникой «квиллинг»
Фамилия, имя ребёнка | Правильно пользоваться необходимыми инструментами | Умение скручи-вать разные формы | Умение самостоятельно выкладывать из формы свои поделки | Умение прик- леивать формы на фон | Знание базовых форм и условных обозна-чений | Подби- рает цвета | Составле- ние композиции из форм | Стремле- ние к совер- шенству и законченности в работе | Система оценок: средний уровень, высокий уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)
Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»
Пояснительная запискаПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню усвоения – базов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»
Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Волшебные ладошки»
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его гла...