Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"(тестопластика)возраст воспитанников 5-7 лет,срок реализации 2 года. Автор: Сазонова С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_progr.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«ЧУДЕСНЫЕ ЛАДОШКИ»
Возраст воспитанников: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Сазонова Светлана Викторовна, воспитатель |
г. Северск, 2020
Оглавление
1. | Пояснительная записка | С. 3 |
1.1. | Актуальность Программы | С. 3 |
1.2. | Цели и задачи Программы | С.4 |
1.3. | Принципы реализации Программы | С. 4 |
1.4. | Отличительные особенности Программы | С. 5 |
1.5. | Ожидаемые результаты | С. 6 |
1.6. | Оценка эффективности реализации программы | С. 6 |
1.7. | Формы подведения итогов | С. 7 |
2. | Учебно-тематический план | С. 8 |
3. | Условия реализации Программы | С. 13 |
3.1. | Методическое обеспечение | С. 13 |
3.2. | Материально – техническое обеспечение | С. 14 |
Приложение | С. 15 |
1. Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесные ладошки» разработана для воспитанников разновозрастной группы с ОВЗ.
- Актуальность Программы
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития всех высших психических функций ребенка (мышление, память, воображение, речь и т.д.), которые являются основными формами познания.
Развитие речи, высших психических функций и у здоровых детей, и у детей с ОВЗ тесно связано с развитием мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Следовательно, важно развивать механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Соленое тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Оно имеет ряд преимуществ перед пластилином: более пластичное, легко формируется, не пачкает руки. Тесто позволяет создавать плоские и объемные образы, легко приклеивается на бумагу и картон, позволяет создавать различные композиции и настенные панно.
Занятия тестопластикой способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрываются его индивидуальность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания в самостоятельной деятельности, развитие социально - коммуникативной сферы.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Ребенок не только видит, что он создал, но и осязает, видоизменяет. Руки являются основным инструментом при работе с тестом.
Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна каждому ребенку.
Кроме того, тестопластика комплексно воздействует на общее развитие ребенка:
- повышает сенсорную чувствительность;
- синхронизирует работу обеих рук;
- развивает мелкую моторику рук, воображение, пространственное мышление;
- формирует умение планировать работу.
А так же способствует развитию умственных способностей, формирует художественно-эстетический вкус, позитивно влияет на процесс установления межличностных отношений.
Работа с тестом создает положительный эмоциональный настрой. Особую радость детям доставляет изготовление подарков близким, атрибутов для совместных игр.
В процессе работы идет речевой диалог между детьми и взрослым, что способствует развитию речевой функции.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся и осваивают нетрадиционный материал для лепки. В процессе освоения развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей, социально-коммуникативных навыков, речевой активности детей,
- Цель и задачи Программы
Цель: развитие пальцевой моторики воспитанников, создание условий для эффективного освоения детьми способов работы с тестом с учетом индивидуальных способностей и интересов.
Задачи.
Образовательные:
-знакомить детей со способами лепки (плоскостные, объемные поделки, игрушка, барельеф, скульптура);
-овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей;
-формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности;
-овладевать умениями и навыками с дальнейшим применением полученных знаний в дальнейшем.
Развивающие:
- повышать уровень навыков и умений в творческой деятельности;
-активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний, применяя их на практике с усложнением;
-формировать способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
-способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, внимания, волевых процессов, развитию индивидуальности каждого ребенка в творческом проявлении.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность при выполнении работ;
-соблюдать правила техники безопасности;
-стремление к поиску, самостоятельности;
-конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, развитием мелкой моторики, глазомера;
-совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.
-приобретать готовность самостоятельно выполнять все виды работ.
1.3. Принципы реализации Программы
- Доступность – тематика и содержание занятий подобраны таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки.
- Индивидуализация – учитываются особенности ребенка.
- Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
- Наглядность-помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов.
- Отличительные особенности Программы
Программа «Чудесные ладошки» является модифицированной, т.к. при ее создании использованы методические разработки разных авторов, а также интернет-ресурсы. Программа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой деятельности. Программа предназначена для разновозрастной группы детей (4-7 лет), рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.
Специфической чертой занятий по программе является их связь с игрой, а именно:
- игровая мотивация занятий;
- создание условий для возникновения игрового взаимодействия;
- использование созданных продуктов в игровой деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Реализуется в форме кружковой работы, 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
В течение цикла занятий дети знакомятся с новым материалом, накапливают творческий опыт, инструментами, дополнительным оборудованием для тестопластики, обучаются новым приёмам лепки, росписи готовых изделий, учатся организовывать своё рабочее место. а основе приобретённого опыта самостоятельно создают и преобразуют свои работы. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам. Дети социализируются в среде сверстников, качественно улучшается речевое общение, укрепляется мелкая моторика.
Основной формой работы является практическая работа.
Задания, предлагаемые воспитанникам, учитывают постепенное нарастания сложности, а так же индивидуальные особенности ребенка.
Родители являются полноправными субъектами образовательных отношений, что дает им право регулярного участия в работе кружка.
После прохождения определенного цикла занятий для родителей проводятся открытые занятия, в ходе которых предлагаются рекомендации для домашних занятий с детьми (приложение № 1).
- Ожидаемые результаты.
Для каждого ребенка конкретным показателем успехов является:
- овладение способами лепки (плоскостные, объемные фигуры, игрушка, рельеф); ребенок умеет лепить из целого куска теста, а так же из отдельных частей;
- возрастающий уровень его авторских работ;
- формируется познавательная активность;
- ребёнок самостоятельно выбирает приёмы, способы выполнения работы;
- оригинальность художественных решений;
- скорость выполнения заданий и ориентировка при выборе способов успешного выполнения;
- ребёнок самостоятельно выбирает и использует необходимые инструменты и оборудование для задуманной работы;
- свободно общается со сверстниками и взрослым;
- качественно меняется речевое общение, диалогическая речь;
- укрепляется мелкая моторика.
- Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется педагогом методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях по тестопластике.
| |
легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами | качество сформировано
|
испытывает затруднение при действиях с изобразительными материалами | качество формируется |
лепит однотипно, материал использует неосознанно | качество не сформировано |
| |
адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу | качество сформировано
|
эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности | качество формируется |
безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует | качество не сформировано |
| |
выполняет занятие самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросом, самостоятельность замысла, оригинальность изображения | качество сформировано
|
требует незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла | качество формируется |
необходима поддержка и стимуляция со стороны взрослого, не инициативен | качество не сформировано |
Формы подведения итогов и демонстрация достижений детей
- выставки внутри детского сада, группы.
- открытые занятия и Дни открытых дверей для родителей.
- участие в городских выставках и конкурсах.
- использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.
2.Учебно-тематический план
1 год обучения
Тема | Источник | Оборудование |
сентябрь | ||
1. «Знакомство с материалом» - приёмы лепки | №3, стр.3 | клеёнки для работы с тестом |
2. «Способы создания простых деталей» | №3, стр.4 | клеёнки для работы с тестом |
3. «Месяц ясный» | №2 стр.28 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, формы для печенья, скалка |
4. «Венок с фруктами» | №2 стр. 120 №1 стр.27 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка |
октябрь | ||
1. «Листья» | №2 стр. 106 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
2. «Овощи» | №5 №1 стр.42-44 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
3. «Гриб- мухомор» | №4 стр.77 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
4. «Снежный зайка» | №5,№3 стр. 10,40 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны. |
ноябрь | ||
1. «Украшения для мамы» | №3 стр. 8,28 | клеёнки для работы с тестом, стеки |
2. «Портрет» | №3 стр.20 №2 стр.140 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны |
3. «Калачи из печи» | №5,№3 стр.126,127 №1 стр.41 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка |
4. «Котик» | №3,№5 стр.18 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны |
декабрь | ||
1. «Мышка» | №3 стр.66 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны |
2. «Подсвечники» | №1 стр. 42-45 №4 стр.180-185 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
3.«Рождественские игрушки» (снеговичок, ангелочек) | №3 стр. 22 №4 стр.50 №5 №2 стр.112 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
4. «Дед Мороз» | №3 стр.34 №2 стр.112 | клеёнки для работы с тестом, стеки, акриловые краски |
январь | ||
1. «Домашние животные» (овечка) | №4 стр. 24 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель |
2. «Совушка-сова» | №3 стр.80 №4 стр.34 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
февраль | ||
1. «Подарок папе» (фоторамка) | №5 №4 стр. 60-63 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
2. «Сердечки для друзей» | №5 №1 стр. 60 №2 стр.128 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны, кружева, бусинки |
3. «Солнышко» | №5 №3 стр. 82 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны, кружева, бусинки |
март | ||
1. «Цветы для мамы» | №5 №1 стр. 54 №2 стр.106-109 №4 стр.94-96 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, фольга |
2. «Птички» | №5 №2 стр. 133 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель |
3. «Курочка и петушок» | №2 стр.147 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны |
4. «Ёжик» | №2 стр. 38 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, соломка или спагетти, ножницы |
апрель | ||
1. «Корзинка с цветами» | №4 стр. 71 №2 стр.214 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, нитки, гвоздик |
2. Панно «Солнечный день» | №2 стр.150 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, шаблоны |
3. Панно «Доброй ночи» | №2 стр.150 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
4. «Яблонька» | №2 стр. 152 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
май | ||
1. «Разноцветные рыбки» | №3 стр.50,57 №4 стр.25 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
2. «Шестиногие малыши» (божья коровка, бабочка, паучок, пчёлка) | №2 стр.127,134 №3 стр.46,70 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
2 год обучения
сентябрь | источник | оборудование |
1. «Листочки, цветочки» | №6, стр. 5-7 | клеёнки для работы с тестом |
2. «Улитка» | №3, стр. 84 | клеёнки для работы с тестом |
3. «Венок с яблоками» | №1 стр.27 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, формы для печенья, скалка |
4. «Хлеб,булочки,ватрушки» | №1 стр. 40-41 №6 стр.75-83 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка |
октябрь | ||
1. «Гусеничка» | №4 стр. 4 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка. |
2. «Корзинка с фруктами» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка. |
3. «Дикие животные(лиса,волк)» | №46стр.157-158 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка. |
4. «Мамочкин портрет» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны. |
Ноябрь | ||
1. «Птичка» | №6 стр. 170 | клеёнки для работы с тестом, стеки,фольга. |
2. «Угощение для кукол» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны, специи. |
3. «Медальон Гроздь» | №5,№6 стр.91 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка |
4. «Кит» | №3,№5 стр.50 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка. |
декабрь | ||
1. «Котик» | №3 стр.18 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка. |
2. «Дед Мороз» | №5 №3 стр.35 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
3. «Рождественские игрушки» (снеговичок,ангелочек) | №3 стр. 22 №4 стр.45 №2 стр.112 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
4. «Колокольчик», «Подсвечник» | №3 стр.55 №1 стр.112 | клеёнки для работы с тестом, стеки, акриловые краски |
январь | ||
1. «Тюлени,пингвины» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель |
2. «Жираф» | №5 №2 стр78 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
февраль | ||
1. «Валентинки» | №5 №4 стр. 58 №1 стр.60 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
2. «Барельеф танки,самолёты,корабли» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны. |
3. «Сова» | №5 №6 стр. 172 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны, кружева, бусинки |
март | ||
1. «Рамка для фотографии» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, фольга |
2. «Барельеф цветы» | №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель |
3. «Три поросёнка» | №2 стр.149 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, скалка, шаблоны |
4. «Сказочная птица» | №2 стр. 173 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, соломка или спагетти, ножницы |
апрель | ||
1. «Солнышко» | №3 стр. 82 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель. |
2. «Панно-Космос» | №2 стр.128 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, шаблоны |
3. «Яблоня» | №1 стр.56 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
4. «Лев» | №6 стр. 135 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, шаблоны |
май | ||
1. «Кактус» | №2 стр.72 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, скалка, пластиковые стаканчики. |
2. «Попугай» | №5 стр.127,134 №3 стр.46,70 №5 | клеёнки для работы с тестом, стеки, пищевой краситель, пластиковые стаканчики. |
3.Условия реализации Программы
3.1Методическое обеспечение
Использованная литература:
1. Казагранда Б. «Поделки из солёного теста». - Германия, «Арт-родник», 2009 г.;
2. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». - М. Издательский дом «Карапуз», 2008 г.;
3. Романовская А.Л. «Поделки из солёного теста». - М. Аст, Минск Харвест, 2009 г.;
4. «Поделки из солёного теста». - Минск Харвест, 2009 г.;
5. Видеозанятия, видеоматериалы из интернетресурсов.
6.Силаева «Солёное тесто».
Методы и технологии:
Технологии:
-игровое обучение;
-педагогика сотрудничества.
Методы:
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- конструктивный;
- пластический;
- комбинированный.
2. Словесные методы:
- чтение сказок, стихов, разучивание загадок;
- беседа, рассказ, обсуждение тем занятий;
- объяснение, пояснение;
- словесная инструкция.
3. Наглядные методы:
- рассматривание наглядных пособий;
- показ выполнения работы;
- ИКТ (видео уроки).
4.Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
- развитие речи;
-игровая деятельность;
-музыкальное развитие;
- математика;
- художественная литература.
3.2. Материально – техническое обеспечение:
- магнитофон;
- TV;
- компьютер;
- USB накопитель.
Материалы и инструменты:
- мука;
- соль;
- крахмал;
- клей ПВА, обойный, масло растительное;
- бросовый материал, природный материал;
- стеки, доски, скалки, формочки для печенья, пресс для чеснока, клеёнки;
- краски пищевые, гуашь;
-шаблоны, фактурные ткани.
Приложение 1
Рекомендации для родителей по работе с соленым тестом.
Для каждого вида поделок и игрушек можно использовать различные рецепты приготовления теста. В основе всех рецептов – вода, соль, мука. В одних случаях тесто будет более пластичным, в других более жестким.
Рецепт для простых фигурок:
200 г мука;
2000 г соли;
125 мл воды.
Нежное соленое тесто для филигранной обработки:
200 г муки;
200 г соли;
100 г картофельного крахмала;
150 мл воды.
Мягкое соленое тесто для воздушной сумки:
200 г муки;
200 г соли;
Клей ПВА;
125 мл воды.
Твердое соленое тесто для больших объемных фигур:
200 г муки;
400 г соли;
125 мл воды.
После замеса теста формируется шар и заворачивается в пленку, чтобы избежать высыхания.
При работе с тестом можно использовать различные дополнительные материалы: макаронные изделия, крупы, приправы. Для придания аромата в тесто можно добавить ванилин или корицу.
На поверхности теста можно отпечатывать различные предметы: пуговицы, раковины, фактурные ткани, бисер, камешки и т.д.
Тесто можно окрашивать пищевыми красителями или натуральными красителями: какао – порошок, свекольный сое и т.д.
Можно окрасить уже готовые просушенные изделия: либо маслеными красками, акриловыми, гуашью.
Для закрепления красок и защиты от влаги используются прочные или художественные лаки.
Куски окрашенного теста можно смешивать и получать нужные оттенки:
синий + белый = голубой;
синий + розовый = фиолетовый;
голубой + желтый = зеленый;
желтый + красный = оранжевый;
зеленый + красный = коричневый;
зеленый + синий = изумрудный.
При изготовлении поделок из неокрашенного теста его можно покрыть глазурью.
Глазурование соляным раствором:
2 части воды и 1 часть соли.
На последнем часу в духовом шкафу сушки смазывать через каждые 10 минут изделия кисточкой, смоченном в солевом растворе.
Глазурование молочно-водной смесью:
2 столовые ложки молокана 1 стакан воды (или 1 яйцо на 1 стакан воды).
На последнем часу сушки при температуре 150 градусов с интервалом в 10 минут покрывают изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветные ладошки"
Пояснительная записка Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения Росс...
Дополнительная общеобразовательная- общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки»
Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки», 21-22 уч.г.Возраст обучающихся: 2 - 3 года.Срок реализации – ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Волшебные ладошки»
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его гла...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир на ладошке» художественной направленности
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелка...
- Мне нравится (1)