Проектно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста «Страна полная чудес»
проект (младшая группа)
Через различные виды деятельности дать малышам элементарные представления о воде, бумаге, песке и их свойствах и назначении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Проектно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
«Страна полная чудес»
Воспитатель МАДОУ
Сахарова Е.А
г. Казань.
Введение
В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу - действую»). Поэтому наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Ребенок младшего дошкольного возраста в поисках новых впечатлений начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира, все время, раздвигая рамки той среды, в которой находится.
Проектная деятельность в ДОУ придерживается методологии исследовательской деятельности, которая способствует развитию познавательной активности детей, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что педагог планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, через игровую (различные виды) деятельность. Все дети в группе раннего возраста очень любят играть. В процессе игры они получают новые знания и навыки, познают окружающий мир. Большое удовольствие детям приносят игры с водой в результате чего они делают первые свои открытия. И поэтому ребенок будет воспринимать информацию проекта с удовольствием.
Цель проекта: Через различные виды деятельности дать малышам элементарные представления о воде, бумаге, песке и их свойствах и назначении.
Задачи:
• Познакомить детей с ролью воды в жизни человека, а так же с ее свойствами;
• Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
• Развивать активный словарь.
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
• Учить детей действовать с природными материалами.
• Воспитывать интерес к окружающему миру.
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Развивать мелкую моторику рук.
Методы и формы работы
Наглядные
Словесные
Практические
Реализация проекта происходит в рамках дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии, воспитателей, воспитанников второй младшей группы.
Паспорт проекта
Название проекта | Проектно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста «Страна полная чудес» |
Цель проекта | Через различные виды деятельности дать малышам элементарные представления о воде, льде, бумаге их свойствах и назначениях. |
Задача проекта | Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности; Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; |
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители |
Актуальность проекта | В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, через игровую (различные виды) деятельность. Все дети в группе раннего возраста очень любят играть. В процессе игры они получают новые знания и навыки, познают окружающий мир. |
Срок реализации проекта | 4 недели |
Этапы реализации проекта | 1 неделя подготовка 2 неделя вода и ее свойства 3 неделя лед и его свойства 4 неделя бумага и ее свойства |
Предполагаемый результат |
План работы над проектом:
Сбор информации
1 этап проекта подготовительный.
Изучить материал по созданию проекта в ДОУ по ФГОС;
Составить картотеку игр.
Подготовить и пополнить дидактический материал для игр с водой, бумагой.
Подготовить консультацию для родителей «Игры с водой».
Чтение художественной литературы: Виталий Бианки «Рыбий дом»
Нина Гернет «Хорошая вода», Майлен Константиновский «Почему вода мокрая», А. Полетаева.«Нам привезли песок на сад..»
Рассматривание демонстрационного материала
Предложить родителям совместно с детьми проводить влажную уборку дома, стирку мелких вещей.
2 этап проекта практический
Первая неделя вода.
1 день
«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
Ход: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
«Как растения «пьют» воду»
Совместная трудовая деятельность и наблюдение – как растения «пьют» воду.
Цель: Развивать наблюдательность и аккуратность. Продолжать учить правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, при этом вести наблюдение впитывания воды в почву.
Ход: Обратить внимание детей на цветы в уголке природы, (воткнуть в горшок с цветком эмблему грустного цветка), рассказать, что цветочки грустные, листочки у них повяли потому, что они хотят пить. Предложить детям «напоить» цветочки водой и пронаблюдать, как вода впитывается в почву. После полива поменять эмблему грустного на радостного цветочка).
2 день
Купание Куклы Катя.
Цель: Закрепить название и назначение принадлежностей для купания, а так же действия с ними.
Ход: Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Катя и у неё испачканы лицо и ручки. Воспитатель предлагает помыть её, дети наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют ее.
«Стираем кукольную одежду»
Цель: формировать представление о предметах для стирки и действий с ними.
Ход проведения: В гости пришла кукла Даша и у нее после прогулки запачкалась одежда. Педагог предлагает постирать вещи Даши и развесить их.
3 день
«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.
Ход: Педагог из приемной заносит грязную куклу Катю, обращая внимание на ее лицо, читая отрывок из произведения «Мойдадыр», воспитатель предлагает умыть Кате лицо, но прежде чем ее умывать, воспитатель предлагает потрогать воду в тазиках (разной температуры).
«Тонет, не тонет»
Цель: Формировать представления о том, что все предметы плавают или тонут.
Ход: В группу приходит лягушка и приносит с собой мешочек, в котором лежат предметы из разных материалов, разного размера и веса и предлагает отпустить их воду и посмотреть, как ведут себя в воде эти предметы. После выловить их ситечками.
4 день
Игра «Губка Боб пьет воду»
Цель: Развивать сенсомоторику и наблюдательность.
Ход: В гости к детям пришел Губка «Боб» с друзьями и хочет поиграть с детьми. Воспитатель ведет показ – положив губку в тарелку с водой, придавливает ее рукой, чтоб губка «выпила» воду из тарелочки и потом отжать ее в тазик. Дети повторяют увиденное.
«Таяние снега в руке»
Цель: Показать детям, превращения снега в воду. Развивать наблюдательность. Формировать у детей познавательный интерес к природе.
Ход: Во время прогулки воспитатель предлагает проделать опыт со снегом в группе. Дети набирают снег в ведерко и заносят его в группу. Воспитатель предлагает потрогать снег и взять его в руку, зажав ее в кулачок и пронаблюдать, что станет со снегом после раскрытия ладони, объяснив детям, что на улице холодно, поэтому снег не тает, а т.к. ладошка у детей теплая – снег растаял.
5 день
«Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Ход: На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
«Водные раскраски»
Цель: Развивать интерес к рисованию водой. Формировать умение правильно держать кисть в руке.
Вторая неделя «Свойства льда»
1 день
Тема: «Ледяная избушка»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).
Описание опыта: сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)
А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.
Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).
Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?
2 день
Тема: «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Описание опыта: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
3 день
Тема: «Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
Описание опыта: воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке
Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.
Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.
Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).
Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.
4 день
Тема: «Цветные бусы»
Также сделать бусы из коробки из - под конфет. В формочную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.
На прогулке предложить посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.
Третья неделя «Свойства бумаги»
1 день
Тема: «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
Ход: дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:
2 день
«Бумага мнется»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Ход: Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей).Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей). Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ И РВЕТСЯ.
3 день:
«Бумага намокает»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Описание опыта:
Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
4 день:
«Бумага для рисования»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Ход: возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.
Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.
Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется;
бума
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »
Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...
Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Чудеса отражения»
обогащение естественно-научных представлений детей о свойствах зеркального отражения через познавательно-исследовательскую деятельность...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3г.) «Чудеса в зимнем лесу» С использованием инновационного метода наглядного моделирования
Развивать навыки связной монологической речи с помощью использования метода наглядного моделирования....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста по теме «Чудеса со снегом»
Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением. Развитие представлений о явлениях неживой природы....
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по легоконструированию "Улица полна неожиданностей"
Занятие по легоконструированию разработано для детей второй младшей группы....
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...
Технологическая карта совместной деятельность воспитателя с детьми младшего возраста "Страна Света"
Цель: развивать поисково-познавательную активность детей, знакомство со светом и его источниками....