АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК» (Вторая младшая и средняя группа)
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Актуальность:

В ходе диагностики, проводимой в сентябре 2022 года, было выявлено, что уровень речевого развития и мелкой моторики находится на достаточно низком уровне.

Так как мелкая моторика напрямую связана с речью, то наилучшим способом стимуляции речи является развитие мелкой моторики рук.

Активное воздействие на нервные окончания пальцев рук стимулируют речевые зоны коры головного мозга.

Достаточно интересным способом тренировки пальцев рук является пальчиковая гимнастика и гимнастика с использованием мячей су-джок.

Поэтому, была разработана программа по развитию мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», в которую входит пальчиковая гимнастика, упражнения с мячами су-джок и артикуляционные упражнения. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchik_ruchka_yazychok.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №368"

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

 ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ –

«ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»  

(Вторая младшая и средняя группа)

Автор : Семенова Е.В.

Актуальность:

В ходе диагностики, проводимой в сентябре 2022 года, было выявлено, что уровень речевого развития и мелкой моторики находится на достаточно низком уровне.

Так как мелкая моторика напрямую связана с речью, то наилучшим способом стимуляции речи является развитие мелкой моторики рук.

Активное воздействие на нервные окончания пальцев рук стимулируют речевые зоны коры головного мозга.

Достаточно интересным способом тренировки пальцев рук является пальчиковая гимнастика и гимнастика с использованием мячей су-джок.

Поэтому, была разработана программа по развитию мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», в которую входит пальчиковая гимнастика, упражнения с мячами су-джок и артикуляционные упражнения. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

 

  • развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук
  • воспитывать терпение, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство коллективизма. 

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с группой детей 4 раза в месяц (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 10 – 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Тематическое планирование:


№ занятия

Тема занятия

Содержание

Занятие №1

Овощи

ОКТЯБРЬ

Пальчиковая гимнастика «Наш огород»

В огороде много гряд,          

Сжимают и разжимают пальцы.

Тут и репа, и салат,              

Загибают пальцы поочерёдно.

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород            

Хлопают в ладоши.

Нас прокормит целый год.

Упражнения с мячиками су-джок

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза

Занятие №2

Фрукты

Пальчиковая гимнастика

В сад зеленый мы пойдем,

Фрукты спелые сорвем:

Указательными и средними пальцами имитируем ходьбу вперед

Яблоки красные,

Сливы прекрасные,

Груши, апельсины,

А также мандарины.

загибаем пальцы на каждое слово

Взяли полные корзины,

Фрукты – это витамины!

интенсивно сжимаем и разжимаем пальцы

 Упражнения с мячиками су-джок

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная , красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит . « Ну – кА, скушай !»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек.

Занятие №3

Грибы

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Красный-красный мухомор-  

Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.

Белых крапинок узор.            

Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».

Ты красивый, но не рвём!      

Погрозили пальчиком.

И в корзинку не берём!          

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

Упражнения с мячиками су-джок

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг . « Сколько здесь грибов вокруг !»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики , волнушки  найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу !

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик  зевает».

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз.

Занятие №4

Ягоды

Пальчиковая гимнастика

Я в сад пойду

И малинку найду,

Указательными пальцами имитируем ходьбу вперед

Спелую, сладкую,

Вкусную, приятную.

Загибаем пальцы на каждое слово

Мы пирог испекли

Сжимаем и разжимаем пальцы рук

И гостям понесли.

Кушайте, гости дорогие.

Руки вытягиваем вперед

Упражнения с мячиками су-джок

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил  ягоды я наконец. Что это значит ?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец ! Большой палец вытягивают вперед.

Артикуляционное упражнение «Лопата»

Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза.

Занятие №5

Осень

НОЯБРЬ

Пальчиковая гимнастка «Осень»

Вышла осень погулять,  

«Идём»  указательным и средним пальцами одной руки.

Стала листья собирать.  

Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.

Упражнения с мячиками су-джок

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко»

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Занятие №6

Семья

     "Семья"

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

 Упражнения с мячиками су-джок

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок  и брюки.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Вот устали мой руки !

Встряхивают обе руки.

Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Занятие №7

Птицы

Пальчиковая гимнастика

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

Упражнения с мячиками су-джок

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Артикуляционное  упражнение «Почистим за нижними зубами»

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Занятие №8

Дикие животные

Пальчиковая гимнастика   «Зайка»

Зайка – ушки на макушке –    

Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».

Скачет, скачет по опушке.    

 Руки щепотью вниз у груди – «скачет»

Шёл за ним колючий ёжик,    

Переплели пальцы и пошевелили.

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –            

Плавные движения руками перед собой.

Рыжехвостая лиса.

Упражнения с мячиками су-джок

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок  бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Занятие №9

Домашние животные

 ДЕКАБРЬ

 Пальчиковая гимнастика

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

Упражнения с мячиками су-джок

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья . поросятами !

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Артикуляционное упражнение «Расчёска».

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Занятие №10

Обувь

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем первый раз,                          Попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                          кулачками по столу

Туфли, тапочки. Сапожки             На каждое название обуви загибают по одному  

Для Наташки и Серёжки,                   пальчику, начиная с большого

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Упражнения с мячиками су-джок

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

(катают Су – Джок между ладонями)

Раз – туфли,

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

(поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

большого)

Ножкам надо отдыхать

(катают Су – Джок между ладонями)

Артикуляционное упражнение  «Весёлая змейка»

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Занятие №11

Зима.

 

 Пальчиковая гимнастика

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Упражнения с мячиками су-джок

Снег зимой летает,

Тихо отдыхает.

Я его жалею

И в ладонях грею.

(катаем шарик между ладонями)

(сжимаем шарик ладонями)

(катаем шарик между ладонями)

Артикуляционное упражнение «Качели»

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Занятие №12

Новый год

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, Дедушка Мороз!  

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Что в подарок нам принёс?        

Руки вперёд ладонями вверх.

- Громкие хлопушки,                  

Хлопнуть в ладоши.

Сладости, игрушки.                    

Вертим кистями.

Упражнения с мячиками су-джок

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки . бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Артикуляционное упражнение «Шарик».

Надуть щёки, сдуть щёки.

Занятие №13

Зимние забавы

ЯНВАРЬ

 Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,                                    Загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили.                      «Лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий               Показывают круг, сжимают ладони                                                                                                                                                                           Вместе,гладят одной ладонью другую

И совсем – совсем не сладкий.                     Грозят пальчиком

Раз – подбросим.                                             Смотрят вверх, подбрасывают

                                                                             воображаемый  снежок

Два – поймаем.                                                Приседают, ловят воображаемый                                                                                    снежок

Три – уроним                                        Встают, роняют воображаемый снежок

И… сломаем.                                                   Топают

Упражнения с мячиками су-джок

Что зимой мы любим делать .

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Артикуляционное упражнение «хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Занятие №14

Зимующие птицы

Пальчиковая гимнастика 

Сколько птиц к кормушке нашей           Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                                 На каждое название птицы загибают по  Шесть щеглов и голубей,                             одному пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.                            Опять сжимают и разжимают кулачки

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Артикуляционное упражнение «любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Занятие №15

Продукты

Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Муку в тесто замесили,      

Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили      

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,          

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            

Обе ладони разворачивают вверх.

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    

Гладят животы.

Упражнения Су-джок

Мы пришли в магазин,

Мы купили: торт - один,

                     Плюшек - две,

                     Ватрушек – три,

А киви купили – сразу четыре!

Артикуляционное упражнение «часики»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

Занятие №16

Посуда

ФЕВРАЛЬ

 Пальчиковая гимнастика 

Раз, два, три, четыре,                        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку,  ковшик,                        (Загибают пальчики по одному, начиная с                   ложку                                                       большого)

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                        (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                   (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

Упражнения су-джок

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила .

« Салфетки должны бить в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль , конечно, в солонке !»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу

Занятие №17

Семья

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,                            Хлопки в ладоши на счет.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!                     Хлопки в ладоши на счет.

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,                 Поочередное поглаживание пальчиков.

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья!                          Массаж всех десяти пальчиков.

Су-джок

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу

Занятие №18

23 февраля

Пальчиковая гимнастика

 Это – Мишка – капитан.           (Сжимают и разжимают пальцы.)

Обошел он много стран.            (Потирают ладони друг о друга)

Обошел он много стран.

Обошел их не пешком -               (поочередно соединяют подушечки пальцев

                                                                   обеих рук)

На кораблике с флажком.

Упражнение су-джок

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах звонко,

Круговые движения шарика между ладонями.
И несется по земле
Белая поземка.

Шагаем шариком по ладони левой руки.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Катать шар между ладонями.

Артикуляционное упражнение «любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Занятие №19

Транспорт

   Пальчиковая гимнастика

 

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

 Упражнение су-джок

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

Артикуляционное упражнение «Шарик».

Надуть щёки, сдуть щёки.

Занятие №20

8 марта

МАРТ

Пальчиковая гимнастика

Мамочка – мама,  

Милая моя,                                                  Поставив ладони друг перед

Мамочка – мама,                             другом, на каждый слог смыкают

Я люблю тебя.                         и размыкают сначала мизинцы.

На последний слог прижимают Подушечки больших пальцев друг к  другу и губами имитируют поцелуй.  

Упражнение су-джок 

Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.

Круговые движения шарика между ладонями.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.

Сжимать и разжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.
Самая красивая
Мама у меня!

Круговые движения шарика между ладонями.

Артикуляционное упражнение «хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Занятие №21

Дом

Пальчиковая гимнастика 

Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

Упражнение су-джок 

На поляне дом стоит,

Изобразить крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом и с шариком.

Ну а к дому путь закрыт.

Зажать шарик в кулачке.

Мы ворота открываем,

Разжать кулачок.

В этот домик приглашаем.

Артикуляционное  упражнение «Почистим за нижними зубами»

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Занятие №22

Мебель

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,                                    Загибают пальчики, начиная с большого

                                                                         на обеих руках

Много мебели в квартире.                            Сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку,                      Загибают пальчики, начиная с большого

А в сервант поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть- чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.                       Попеременно хлопают в ладоши  и Много мебели в квартире.                                 стучат кулачками.

Упражнение су-джок 

Мебель я начну считать, кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Артикуляционное упражнение «хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Занятие №23

Профессии

Пальчиковая гимнастика 

Точим нож! Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

(проводят ладонью то одной, то другой руки с

переворотом, на последнюю строку 4 хлопка).

Упражнение су-джок 

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)

Повар, врач, учитель,

Продавец, строитель…

(нажимаем шариком на каждый палец)

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)

Артикуляционное  упражнение «Почистим за нижними зубами»

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Занятие №24

Весна

АПРЕЛЬ

Пальчиковая гимнастика 

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из- под старой травки

Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Упражнение су-джок 

Снова солнце в небе улыбается,

Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается

С юга птицы с песнями летят.

(катают Су – Джок между ладонями)

Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Занятие №25

Домщшние птицы

Пальчиковая гимнастика 

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

Упражнение су-джок 

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Занятие №26

Кто живет под водой

    Пальчиковая гимнастика

     Мы в подводном мире, друг,

(выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)

Рыбы плавают вокруг:

(делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)

Рыба-меч, рыба-пила,

(поочерёдно соединяют пальцы обеих рук большим, начиная с мизинца)

Рыба-удильщик и рыба-игла.

Упражнение су-джок

Посмотри скорей вокруг !

Что ты видишь, милый друг .

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Занятие №27

Комнатные растения

Пальчиковая гимнастика 

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

 Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

 Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

Упражнение су-джок 

Мамин кактус на окне

Не дает покоя мне.

Положить шарик на ладонь.

Я вокруг него кручусь,

Не беру-вдруг уколюсь.

Круговые движения по ладони.

Помню мамины слова:

«Он колючий. Брать нельзя!»

Постучать шариком по ладони.

Но терпеть нет больше сил-

Палец в кактус угодил!

«Уколоть»  палец о  шарик.

«Аааа»-издал я сильный рев

Не нашел пока я слов.

Но теперь я точно знаю-

С кактусом я не играю!

Круговые движения шарика между ладонями.

Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко»

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Занятие №28

Инструменты

МАЙ

Пальчиковая гимнастика 

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

 Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том,(складывают указательные пальцы палочкой,    остальные соединяют «крышей»)      

  Есть ещё одно повыше,

Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)

Дом готов, зовём гостей:        (показывают оба указательных пальца)

 «Проходите поскорей!»      (делают приглашающий жест рукой)

Артикуляционное упражнение «любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Занятие №29

Будем здоровы!

Пальчиковая гимнастика 

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами

Тот вырасти может

Болезненным, хилым.

Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка.

Дружат с грязнулями

Только грязнули

Пальцы рук соединить в замок

Которые сами

В грязи утонули

Движение имитирующее пловца

У них вырастают

Противные бяки,

Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся»

За ними гоняются

Злые собаки

Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть»

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут!

Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем.

Упражнение су-джок 

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко»

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Занятие №30

Насекомые

Пальчиковая гимнастика 

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Упражнение су-джок 

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Артикуляционное упражнение «любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.


Литература.

  1. Ткаченко Т.А. «С пальчиками играем, речь развиваем». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2018. – 48с.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и катинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020 – 64с.
  3. Еромыгина М.А. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022 – 64с.
  4. Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Логопедический игровой массаж: упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2021 – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По образовательной области познавательное развитие Тема: «Автомобильчик заблудился» вторая младшая группа

НОД по обучению ПДД для детей младшей группы. Тема: «Автомобильчик заблудился»Цель: Ознакомление детей с пешеходным переходом, светофором. Формирование представлений о безопасно...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие (математические представления) во второй младшей группе Тема НОД: «Зайчик в гостях у ребят»

Образовательные области: познавательное  развитие, социально-коммуникативное.Вид занятия: комплексноеФормы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы №6 Тема: « Найди Машеньку».

Тема «Найди Машеньку»Цель: Формирование элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.Задачи:1.ОбразовательныеСовершенствовать навыки орие...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)

Актуальность.В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприя...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие (математические представления) во второй младшей группе .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие (математические представления) во второй младшей группе. Тема НОД: «Экскурсия ...