План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafomotor_navyki_2.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы
Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строк исписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия…». Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.
Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.
В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения.
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).
Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.
Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста» целью, которой является: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Задача:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графоторных качеств у детей дошкольного возраста.
Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
Апробировать возможности использования данных методик.
В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно- тематический план, который включает в себя образовательную и совместную деятельность с детьми.
План по самообразованию.Сентябрь
Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.
Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.
Октябрь.Ноябрь
Пополнение картотеки с пальчиковыми упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. В
Пальчиковый театр, пазлы, мозаика, конструктор, , теневой театр.
Дидактические игры: 1. «Ниткопись» (выкладывание шерстяной нити по контору какого — либо изображения.)
2. «Кто скорее свернет ленту? »( две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
3. «Путешествие пальцев»
(лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах
«островки» для передвижения пальцев.)
4. «Составь узор из спичек и палочек»
(разноцветные палочки в коробке; образцы
узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для
выкладывания узора.)
5. «Пуговичные бусы»
(Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц)
6. «Чем не Золушка?».
(перемешать два вида крупы, необходимо разложить крупу по разным банкам).
7. «Месим тесто». (Погружать руки ребенка в миску с крупами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.)
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Декабрь .Январь.
1.Штриховка.
2. Рисование по трафаретам.
3. Дорисовка (по принципу симметрии).
4. Дорисовка геометрических фигур.
5. Дорисовка не достающих деталей.
6. Упражнение «Оживи рисунок».
7. Рисование по шаблонам.
8. Обведи и раскрась.
9. Обведи фигуры по точкам не отрывая карандаш.
10. Работа в рабочий тетради
11.Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).
12.Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов
13. Лабиринты
14. Раскраски, рисование по замыслу.
15. Применение нетрадиционных способов аппликаций.
16. Применение нетрадиционных способов рисования.
Февраль.МАРТ.
Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелостИ.
Выставка работ для родителей: «Волшебные пальчики».
Расширять знания родителей о том, как надо развивать
графомоторные навыки у детей.
Апрель .Май.
Выполнение детьми целенаправленных точных движений в соответствии с поставленной задачей («Волшебные шнурочки», «Мозаика», «Строители» «Карандаш», «Трафареты», «Вкладыши»).
Графические упражнения,рисование в раскрасках («Змейка», «Лебедь», «Собака», «Страус» ,«Графический диктант»).Использование методики «Песочная терапия».
Познакомить детей с «клеткой.Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
Познакомить детей с понятием «строка»
Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).
Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук.
Дети сжимают пальцы рук в кулачки, прижимают их друг к другу, сцепляют пальцы обеих рук, давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней («Кошка», «Крючки», «Цепочка», «Лыжник» ,«Фонарики», «Слоник», «Ножницы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования по теме: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень больш...
План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».
Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их ...
Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...
самообразование по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
самообразование воспитателя ДОУ...
Консультация для педагогов на тему: Консультация для педагогов Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...