План профессионального самообразования по теме: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование

Кривова Ирина Владимировна

Актуальность выбранной темы.

        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx61.81 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования педагога-психолога

МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Кривовой Ирины Владимировны

по теме:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Дата начала работы над темой: 2014году.

Дата окончания работы над темой: 2019 году.

Цель: 

Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Задачи самообразования:

1. Выявить особенности развития эмоций  в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать основные теоретические подходы  эмоционального развития детей дошкольного возраста..

3. Ознакомится с видами коррекции  эмоционально - личностной сферы развития  детей дошкольного возраста;

4. Выявить путем диагностики уровень развития эмоционального развития у детей дошкольного возраста;

5. Разработать рекомендации родителям и педагогам по особенностям развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

6. Создать игротеку.

Актуальность выбранной темы.

        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

        По моему наблюдению, последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

         Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

          Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

          Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка.           Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.

           Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы

  Цель: выявить и изучить особенности развития эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста  

                                       Список литературы

Сроки

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

Сентябрь

2015 г.

2. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. — М. : Педагогика, 2001. — 351 с.

Ноябрь

2015 г.

3. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р Калинина. — СПб. : Речь, 2003. — 211 с

Февраль

2016 г.

4. Кряжева, К. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. / К. Л. Кряжева. — Ярославль. : Академия развития 1997. — 208 с.

Май

2016 г.

5Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : Практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М. : Генезис, 2003. — 153 с.

Август    2016г.

6. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / В. М. Минаева. — М. : АРКТИ, 2003. — 59 с.

7. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / И. А. Пазухина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 271 с

Октябрь

2016 г.

Январь

2017 г.

8. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач [Текст] : пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. / А. А. Романов. — М. : «Плэйт», 2004. — 112 с.

Апрель

2017г.

9. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А Урунтаева; под ред. Г. А Урунтаевой. — М. : ВЛАДОС, 2001г. —291 с.

Сентябрь

2018 г.

10. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А Нилова, Л. М. Шипицына. — СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. — 192 с.

Февраль

2018 г.

Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию задач методической темы

1.Выбор темы. Постановка целей и задач по данной проблеме.

Август 2014г.

2.Составление перспективного плана работы по  выбранной теме.

Август 2014г.

3.Разработка цикла занятий, мероприятий, развлечений, игр.

В течении  года в каждой возрастной группе

4.Разработать дидактические игры по развитию эмоционального интеллекта у  дошкольников.

В течении  года в каждой возрастной группе

5.Разработка консультаций для родителей о значении эмоций в жизни детей

В течении года в каждой возрастной группе

6.Составление анкет для выявления знаний родителей об особенностях развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

В течении года в каждой возрастной группе

7.Подбор диагностического материала.

Начало года в каждой возрастной группе

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации).

 Цель: Распространение опыта работы по  теме самообразования  среди педагогов  ДОУ.

1. Семинар - практикум для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

Октябрь

2014 г.

2.Мастер – класс «Как справляться с негативными эмоциями».

Декабрь

2015 г.

3.Открытый просмотр занятия для молодых специалистов « Я –радуюсь, я - грущу».

Январь  2017г.

4. Проведение диагностики «Эмоциональное выгорание» (В.В.Бойко)

Март

2017 г.

5. Консультация для педагогов на тему: «Способы взаимодействия с агрессивными детьми».

Ноябрь

2017 г.

6. Разработка рекомендаций для педагогов на тему: «Как  правильно реагировать на проявление негативных эмоций у детей».

Апрель

2017 г.

7. Занятие для педагогов с элементами тренинга «Я сейчас, Я-в  будущем».

Сентябрь 2019 г.

                           

Участие в методической работе района

(посещение занятий у педагогов других детских садов, открытый просмотр занятий в рамках РМО, выступления на РМО, конференциях, семинарах)

  Цель: Обмен опытом работы, распространение личного педагогического опыта.

1. Участие в работе РМО, использование в практике лучшего опыта педагогов района и региона (по плану заседаний РМО).

2014-2019 г.г.

2. Участия в педагогических советах, семинарах, круглых столах МДОУ.

2014-2019 г.г.

3. Открытые занятия различного уровня.

2014-2019 г.г.

Участие в конкурсах

  Цель: повышение самооценки, раскрытие творческого потенциала.

  1. Участие воспитанников во Всероссийских конкурсах, организованных журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс».

2016-2019 г.г.

2. Участие воспитанников в творческих конкурсах  различного уровня.

2016-2019 г.г.

3. Публикация творческих работ воспитанников на интернет- сайтах.

2016-2019 г.г.

4. Участие воспитанников в конкурсах, организованных Центром творческого развития для детей и взрослых «Чудо-творчество».

2016-2019 г.г.

5.Участие педагога в конкурсах различного уровня (конкурсы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

2016-2019 г.г.

                                   

                                                Методические публикации

Цель: распространение личного педагогического опыта на Всероссийском, республиканском, муниципальном уровне

1 Публикация статьи в педагогических сборниках

  2017 г.

2.Сотрудничество с НОУ ДПО "Экспертно-методический центр", г.Чебоксары.

  2018 г.

Работа с родителями

 Цель: донести до сведения родителей важность  данной проблемы, привлечь родителей к активному сотрудничеству.

                                           

                                   Содержание работы

 

          Сроки

Подбор информационного материала для родителей о развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Сентябрь

2015г.

Консультация для родителей «Проявление негативных эмоций у детей.  Рекомендации».

Октябрь

 2015 г.

3.

Оформление папки-передвижки для родителей        «Я радуюсь, когда…».

Ноябрь

2015г.

4.

Анкетирование родителей на тему:  «Какой темперамент у вашего ребенка?»

Февраль

2016г.

5.

Родительское собрание « Роль эмоций в жизни ребенка».

Май

2017г.

6.

Занятие с элементами тренинга для  родителей «Что такое эмоции?».

Сентябрь 2018г.

7.

Изготовление коллажа и дидактических игр по жанрам живописи.

Ноябрь

 2018г.

8.

Выставка совместной деятельности детей и родителей « наше настроение»

Январь

2019г.

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме педагога-психолога

на 2014-2015 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

сентябрь- октябрь

1Дидактическая игра «К нам гости пришли».

2.«Телефон доверия» в группе.

3.Обыгрывание потешки «Кисонька-Мурысенька».

4.В гостях у сказки «Машенька и Медведь».

5Игра « Я тебе доверяю».

- Создавать эмоционально – положительную сферу у детей через народное творчество.

- Дать возможность детям выражать свои естественные эмоции.

-Развивать умение сопереживать героям сказки.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

 1.Музыкально – дидактическая игра «Поссорились – помирились».

2.Оформление уголка с фотографиями «Грибок – теремок».

3.Пальчиковая гимнастика – игра «Повстречались»…

 -Развивать у детей лучшее понимание себя и других.

- Развивать эмпатию.

-Создать  доброжелательную обстановку

- Предоставить детям возможность эмоционально передавать своё отношение к литературным героям

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1.«Уголок настроения» (зеркальца)

2.Разучивание стихотворения, сопровождающееся движениями.

3.«Спит на льдине целый день».

4.Использовать повседневно в речи ласковые слова.

5.Игры – упражнения: «Цирк»

-Знакомить с разнообразными эмоциями.

- Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, способствовать лучшему запоминанию.

- Обогащать словарь детей, воспитывать желание порадовать друг друга.

- Умение передавать настроение, выразительность движений, учить произвольности.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

 1.Рассказывание сказки с элементами драматизации «Колобок».

2.Изготовление «Вазы с дружными ладошками».

3.«Хоровод» (с изображением печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватой лисы).

-Воспитывать уверенность в себе, эмоциональную отзывчивость.

- Создать добрую, эмоционально здоровую атмосферу в коллективе и сплочение в группе.

-Развивать чувство общности, снятия напряжения.

Занятия, дидактические игры, пантомимика, чтение сказок

февраль

1.Колыбельная «Спи моя, радость, усни».

2.Упражнение «Позови ласково».

3. Дидактическая игра «Наседка и цыплята».

-Развивать выразительность движений и речи, раскованность, эмоциональную отзывчивость.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

1.«Я – хороший»

2.Упражнение «Сказочный герой»

 - Преодолевать неуверенность, скованность, эмоциональное торможение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1.Выставка «Эмоции  сказочных героев».

2.Игра «Мы маленькие волшебники»

3.Разучивание игры-потешки «Солнышко - колоконышко».

- Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплочённость, умение оценивать поступки

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

 1.Знакомство с пиктограммами.

2. Развивающая игра «Сказочные зайцы».

- Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме педагога-психолога

на 2015-2016 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

сентябрь- октябрь

1.Упражнение «Раскрась игрушки на заданной страничке».

2.Дидактическая игра - беседа с персонажами.( внесение шапочек и игрушек).

3.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки».

4.Сказка «Три поросёнка» с использованием настольного театра и участием детей.

 -Поддерживать интерес к игрушкам.

 -Обогащать эмоционально - чувственный опыт детей.

-Развивать коммуникативные навыки и воображение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

1. Знакомство с настроением с помощью кубика с пиктограммами «Узнай настроение».

2.Развивающая игра «Довольна ли мама?»

3.Упражнение «Снежинки».

4.Рисование настроения.

-Учить различать разные эмоциональные состояния и настроения, уметь рассказать об этом и нарисовать

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1. Игра «Фантазии».

2.Посылка от Деда Мороза.

3.Разучивание потешки «Дед хотел уху варить…».

4.Рисование рукавичек

-Развивать коммуникативные способности, эмпатию, воображение.

- Уметь понимать и оценивать разные житейские ситуации

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

1.Уголок «Дни рождения» (по сезонам).

2.Совместное творчество «Рисунки из ладошек».

3.Развивающая игра «Хоровод сказочных героев».

4.Разучивание считалок, при помощи которых можно распределять роли.

5.Настольный театр по сказке «Зимовье зверей».

- Развивать эмпатию, коллективную сплочённость, через атмосферу увлечённости.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

февраль

1.«Волшебный сундучок» с сюрпризами.

2.Игра «Облака».

3.Кукольный спектакль по сказке «Подушка для солнышка» с участием родителей.

4.Пальчиковая игра «Ай-ду-ду-ду-ду-ду-ду».

- Развивать воображение, выразительность движений, эмоциональную отзывчивость.

- Создать эмоционально положительную обстановку в группе

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

1.Совместная семейная газета «Под крышей дома моего»:

 - фото

  - рассказы

  - девиз

  - рисунки

2. Изготовление подарков мамам.

3. Развивающая игра «Наседка и цыплята».

-Развивать умение прогнозировать настроение взрослых в зависимости от той или иной ситуации.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1. Разучивание стихотворения «Апрель, апрель!», сопровождающееся движением.

2.Сюжетно – ролевая игра «К нам гости пришли».

3.Знакомство с «Вежливой Сорокой».

4.Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса», с использованием теневого театра

- Создавать эмоционально - положительную сферу в группе, развивать чувство юмора, выразительность движений.

- Развивать эмоциональную сферу детей через устное народное творчество.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

1. Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун».

2.Игра «Солнечный зайчик».

3.Рисунки на асфальте мелками «Моё настроение».

4.Индивидуальные занятия по сюжетным картинкам и стихотворениям с целью определения эмоционального состояния.

-Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное – к добрым поступкам,

отрицательное – к плохим.

- Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме педагога-психолога

на 2016-2017 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

сентябрь- октябрь

1.Упражнение «Давай дружить».

2.Дидактическая игра «Лото настроение».

3.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки».

4.Сказка «Репка» с использованием настольного театра и участием детей.

-Развивать эмоциональную сферу детей через устное народное творчество.

- Создавать эмоционально - положительную сферу в группе, развивать чувство юмора, выразительность движений.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

1.Знакомство с настроением с помощью кубика с пиктограммами «Узнай настроение».

2.Развивающая игра «Отгадай по голосу»

3.Упражнение «Повтори за мной».

4.Рисование настроения.

-Развивать коммуникативные способности, эмпатию, воображение.

- Уметь понимать и оценивать разные житейские ситуации

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1.Занятие «Как бы ты поступил?»

2.Рисунок « Какого цвета счастье?»

3. Игра «Фокусник».

4.Разучивание потешки «На поляне дом стоит…».

-Развивать воображение, выразительность движений, эмоциональную отзывчивость.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

1. Совместное творчество «Рисунки  на песке».

2.Развивающая игра «Тебе подарок».

3.Разучивание считалок, при помощи которых можно распределять роли.

4.Настольный театр по сказке « Горшочек каши».

-Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

февраль

1. «Шкатулка  с сюрпризами».

2.Игра «Ласковые слова».

3.Кукольный спектакль по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

4.Пальчиковая игра «Дружные ребята»

-Поддерживать интерес к игрушкам.

 -Обогащать эмоционально - чувственный опыт детей.

-Развивать коммуникативные навыки и воображение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

1. Рассказ «Волк и лисица»

2.Изготовление подарков мамам.

3. Развивающая игра «Наседка и цыплята».

Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное к добрым поступкам,

отрицательное  к плохим.

- Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1.Разучивание стихотворения «Кап, кап,кап!», сопровождающееся движением.

2.Сюжетно – ролевая игра «Угадай настроение».

3.Знакомство «Приветливая белка».

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой», с использованием теневого театра.

- Расширить представление детей об эмоциях, предлагая их сравнить.

-Вызывать эмоциональную отзывчивость на красочность и богатство персонажей

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

1.Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».

2. Игра «Солнечный зайчик».

3.Рисунки на асфальте мелками «Я рисую настроение».

-Развивать умение прогнозировать настроение взрослых в зависимости от той или иной ситуации.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме педагога-психолога

на 2017-2018 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

Сентябрь- октябрь

1.Рассказывание сказки «Сказка о дочери Грома и Тучи» .

2.Задание «Нарисуй дочь Грома и Тучи».

3.Этюд «Солнышко»

«Дождик».

4.Дидактическая игра «Настроение»

5. Пальчиковая игра «Цветок».

6.Индивидуальная работа в тетради «Весёлые и грустные».

- Развивать чувственное восприятие, умение осознавать эмоциональное состояние.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

1.Занятие «Радость»:

а). Прослушивание пьесы Чайковского «Новая кукла».

б). Беседа на тему «От чего зависит, как человек выражает свою радость».

в). Рисование на тему «Радость».

г). Хоровод в сопровождении песни В. Шаинского «Вместе весело шагать».

2.Игры – смешинки: «Придумывание и частичное разыгрывание смешных историй».

3.Рассказывание сказки «Сказка о птицах» .

4. Пословица «Весело поётся, весело и прядётся».

-Знакомить с эмоциями: радость.

- Продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1.Игровое упражнение «Ромашка радости».

2.Упражнение с пантомимой на выражение радости.

3.Драматизация сказки «Как Ослик счастье искал» Е. Карганова.

4. Изготовление новогодних игрушек для малышей.

5.Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот», «Улыбка».

6.Игра «Несуществующее животное». Лепка из пластилина

7. Дидактическая игра «Встреча с другом».

- Накопление и дифференциация опыта чувства радости.

- Развивать эмпатию.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

1.Занятие «Горе»:

а). Прослушивание музыкальной пьесы С. Майкапара «Тревожная минута». Вопросы.

б). Беседа по сказкам:

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Краденое солнце»

«Волк и семеро козлят».

в). Чтение отрывков из сказки «Федорино горе».

г). Драматизация ситуации «Пропала собака».

2.Пословица «Слезами горю не поможешь».

3. Настольно - печатные игры: «Подбери маску»

«Азбука настроения».

4.Развивающая игра «Отгадай эмоцию».

 - Знакомить детей с эмоциями: горе.

- Учить понимать чувства других детей и рассказывать об этом.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

февраль

1.Занятие «Гнев, злость»:

а). Чтение отрывков из произведения «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Беседа.

б). Драматизация отрывка из сказки «Три медведя». Разыгрывается эпизод, где медведи сердятся.

в). Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, злились, гневались.

г). Упражнение «Зеркало». Детям предлагается изобразить свой гнев.

д). Рисование гнева.

2.Дидактическая игра «Шарик эмоций»

3.Пословица «Гнев – плохой советчик».

4. Специально созданная ситуация «Мальчик обижает собаку».

5.Заучивание стихотворения О. Михайлова «Я не знаю, что со мной».

-Осознание отрицательных эмоций: злость, гнев.

- Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

 1.Беседа на тему «Что такое семья».

2.Оформление домашнего фотоальбома.

3.Рисуночные игры «Чудо – рисунок»

4. Изготовление подарков мамам.

5.Оформление «Цветка добрых слов» (слова о маме)

- Выявить своеобразие эмоционального благополучия ребёнка в семье.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1.Занятие «Страх»:

а). Игра «Гуси – лебеди».

б). Упражнение «Найди пиктограмму».

в). Обсуждение пословицы «У страха глаза велики».

г). Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросёнка».

д). Рисунки детей, где поросята боялись волка или Наф – наф не боялся страшного волка…

2.Упражнение на выражение страха «Гроза»

«Водопад»

«Вьюга»

3.Дидактические игры: «Перевоплощение» - уметь перевоплощаться в животных, изображая их с помощью мимики, жестов, пластики.

4.«Свеча» - уметь управлять своим эмоциональным состоянием, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

5. Заучивание стихотворения О. Михайлова «Кто там страшный сидит в темноте?»

- Знакомить с эмоциональным состоянием: страхом.

- Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

1.Занятие «Удивление»:

а). Чтение отрывка из из сказки «Сказка о царе Салтане» (об удивительных чудесах на острове князя Гвидона)

б). Письмо князю Гвидону от детей, которые встречались с удивительными вещами, случаями…

в). Упражнение «Зеркало».

г). Игра «Фантазии» («К нам пришёл слон…»

«Мы оказались на другой планете…»

«Внезапно исчезли все взрослые…»

«Зимой расцвели цветы»).

2.Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

3.Заучивание стихотворения О. Михайлова «И чему тут удивляться»

4.Пальчиковая игра «Как у нашей внучки».

5.Загадки для детей (об эмоциональном состоянии). Дети придумывают сами, а другие рисуют отгадку.

6.Рассказы детей на тему «Мой маленький друг». Что удивительного в нём?

7.Игра «Фоторобот». Умение передавать настроение.

-Знакомить с эмоциональным состоянием: удивлением.

-Уметь различать настроения и их передавать.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме педагога-психолога

на 2018-2019 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

Сентябрь- октябрь

1.Занятие «Радость и горе»:

а). Знакомство с гномами Кирюшей и Антошей (один – грустный, другой – радостный).

б). Литературные загадки из сказок: «Сказка о царе Салтане»

«Сказка о мёртвой царевне».

Русская народная сказка «Царевна –лягушка»

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

в). Рисование гномов.

г). Хоровод вместе с гномами.

д). Прощание с гномами и пожелания им.

2.Разучивание стихотворения «Веточки на яблоньке повисли от печали» с помощью движений.

3.Рассказывание русской народной сказки «Хаврюшечка» с участием детей.

-Продолжать знакомить детей с эмоциями радости и горя.

- Расширить представление детей об эмоциях, предлагая их сравнить.

-Вызывать эмоциональную отзывчивость на красочность и богатство персонажей

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

1.Занятие «Радость и гнев»:

а). Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и Журавль»

«Мужик и медведь»

б). Рассматривание картины «Медвежья семья».(серия «Звучащее слово»).

в). Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

г). Кукольный спектакль «Капризка», сокращённый вариант.

2.Развивающая игра «Салат из сказок».

3.Этюд «Из семени в дерево».

4.Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Осень»

-Закрепить на предыдущих занятиях знания и умения.

- Продолжить расширять представления детей об эмоциях, предлагая сравнить их.

- Поощрять стремление детей к эмоциональному самовыражению.

- Передавать настроение радости через восприятие природных явлений.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1.Занятие «Гнев и удивление»:

а). Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой «По небу плыли облака…»

б). Рисование облаков: гневного и удивлённого.

в). Выставка рисунков.

г). Игра «Облако».

д). Упражнение«Произнеси фразу»(гневно, удивлённо)

2.Игра «Свеча».

3.Создание искусственных ситуаций «Как надо себя вести и что ты чувствуешь при этом?»

4.Чтение стихотворения Н. Бжехва «Муха – чистюха».

- Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

5.Психогимнастика «Цветок».

-Продолжать расширять представления детей об эмоциях, сравнивая их.

- Продолжать учить детей передавать эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства.

- Развивать эмпатию.

- Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

- Создать у детей эмоционально – психологический комфорт.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

1.Занятие «Радость, горе, страх»:

а). Литературные отрывки из произведений во время чтения, которых дети изображают соответствующие эмоции: «Тараканище»,

«Краденое солнце»

«Доктор Айболит»

б). Игра «Гномики».Плакат с изображением радостного и испуганного гномика.

в). Рассказы детей о разных случаях из своей жизни.

г). Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова «Самый, самый, самый…»

2.Игра «Комплименты».

3.Беседа на тему «Какое животное хотел бы иметь у себя дома?»

4.Чтение рассказа Н. Соколова - Микитова «Листопадничек».

-Продолжать понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

- Различать эмоции по схематическим изображениям.

-Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.

- Учить устранять конфликты и обособление - признаки слабой адаптации к окружающему миру.

- Помочь ребёнку осознать, что ему нравиться, вызывает у него положительные эмоции.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

февраль

1.Развлечение «В царстве Снежной Королевы».

а). Герда ищет Кая.

б). Встреча с Принцессой. Она обещает помочь, если дети правильно ответят на музыкальные вопросы. Какой эмоции соответствует музыкальный отрывок.

в). Встреча с маленькой разбойницей. Дети должны выполнить задание – эмоции у людей и животных в разных ситуациях.

г). Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной Королевы.

д). Игра «Снежинки». Снежинки с изображением разных эмоций. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка.

е). Встреча с Каем. Дети из «кусочков льда» (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) должны собрать самую страшную для Королевы эмоцию – радость.

ё). Возвращение домой.

- Исследование эмоционального развития детей ( в пределах обозначенных эмоций).

-Продолжить развивать эмпатию, воображение.

- Продолжить развивать способность чувствовать настроение в музыке.

- Поощрять умение из соответствующих деталей составлять нужную эмоцию.

- Изучить особенности использования детьми: мимики и пантомимики;

выразительности речи;  восприятия детьми графического изображения эмоций;

 понимания детьми эмоциональных состояний людей.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

1.Занятие «Радость, страх, удивление»:

а). Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

б). Рисование эпизодов из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», где мальчики испугались, удивились, обрадовались.

в). Обсуждение детских рисунков.

г). Рассказы детей из жизни, когда они испугались, удивились, обрадовались.

д). Упражнение «Зеркало». Изобразить заданную эмоцию, вспомнив соответствующий эпизод из жизни.

2.Игра- упражнение «Свободный танец»

3.Игра «Скажи ласковое словечко маме».

4.Выпечка из теста пирожков.

5.Рисование на тему «Портрет мамы».

-Развивать воображение и мимические движения, выразительность речи.

- Стимулировать эмоциональное самовыражение, развивать пластику, лёгкость.

- Понимать значимость своего труда и испытывать радость и удивление от полученного результата.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1.Развлечение «Страна сказок».

а). Рассказ о путешествии по стране сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если правильно назовут эмоцию.

б). Первый домик с пиктограммамой гнева. (Злой Карабас).

в). Второй домик с пиктограммой страха. (Зайчик, который боится лису).

Обыграть сценку, в которой петух прогоняет лису.

г). Третий домик с пиктограммой горя:

2.Рассматривание картины «Алёнушка».

д). Четвёртый домик с пиктограммой удивления. (Карлсон).

-Танец вместе с Карлсоном.

е). Пятый домик с пиктограммой радости. (Буратино).

3. Игра «Хоровод сказочных героев».

4.Игра «Прочитайте письмо»

5. Оформление альбома «Моё настроение».

-Закрепить знания об эмоциях.

- Развивать эмпатию.

- Формировать у детей способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

- Уметь в цветовой гамме передать своё настроение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

1.Занятие «Радость, горе, удивление»:

а). Этюд «Хорошая погода».

б). Этюд «Плохая погода».

в). Этюд «Погода изменилась».

г). Рисование эмоций цветовыми пятнами. (Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление).

д). Сравнение и рассматривание «Листов радости, горя и удивления».

2.Игра «Передача чувств».

3.Игра «Подбери маску».

4.Заучивание стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка»

5. Индивидуальная работа  «С кем ты дружишь?»

-Учить рассуждать о причинах тех или иных эмоций.

- Продолжать учить детей передавать эмоциональное состояние невербальным способом.

- Уметь правильно изменить «выражение лица» при быстрой смене событий.

Занятия, дидактические игры, пантомимика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование не тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Самообразование составила и выполнила воспитатель младшей группыШаламова Алена Руслановна...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...

План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать ...

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель:Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообрази...

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 5-7 лет.

Цель:  педагогической работы  являлась повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников 5-7 лет  и достижение положительной дина...