Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».
консультация по коррекционной педагогике
Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные графические или графомоторные навыки.
Давайте разберемся более подробно, что такое «графомоторные навыки»? Что содержится под этим понятием? Как и когда необходимо формировать данные навыки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».
Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные графические или графомоторные навыки.
Давайте разберемся более подробно, что такое «графомоторные навыки»? Что содержится под этим понятием? Как и когда необходимо формировать данные навыки?
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.
Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов
Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.
Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
· выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
· лепить из пластилина или глины;
· вырезать из бумаги;
· нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
· застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
· собирать мозаики и конструкторы;
· раскрашивать раскрасками;
· копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:
· ориентировку в собственном теле;
· ориентировку в окружающем пространстве;
· уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.
Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.
· Развитие зрительного гнозиса:
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
· Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
· Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- развитие зрительного анализа и синтеза;
Развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.
И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:
· Развитие графомоторных навыков.
· Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
· Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
· Наклонные прямые линии и комбинации из них.
· Рисование орнаментов
· Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
· Рисование по клеткам предметов сложной формы.
· Овладение графической символизацией
· Работа по формированию графического образа букв (графемы).
· Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
В процессе работы в тетради, на планшете или листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Мелкая моторика и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Значение мелкой моторики в жизни дошкольника. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уро...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Графомоторные навыки являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Её сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Уделяйте внимание упражнениям, ...
Консультация для педагогов на тему: Консультация для педагогов Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...