самообразование по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна

самообразование воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024-2025.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Миляш» с. Кунашак

Рассмотрен на педсовете Утвеждаю

Протокол №1 от «__» __________2024г. заведущий МДОУ «Д/с

«Миляш» с. Кунашак

_____________Э. Р. Вакилова

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя

старшей группы

Шигаутдиновой Гульнары Сагидулловны

на 2024-2025 учебный год

с. Кунашак

2024г

Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практическойдеятельности за счет совершенствования у них графических умений.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста;
  • изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков;
  • апробировать возможности использования данных методик.

Обучающие:

-формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- двигательную координацию;

-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;

- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

Актуальность Одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является преемственность дошкольного и начального общего образования.

На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком.

Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов. Таким образом, я пришла к выводу о необходимости проведения работы с детьми по развитию графомоторных навыков и совершенствования у них графических умений, в соответствии с их возрастными возможностями.

Планируемые результаты:

В ходе выполнения предметно- практических действий у детей развита мелкая моторика рук;

- сформирована координация движений руки и глаза;

- развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления;

-сформированы элементарные графические умения и навыки;

-отмечены положительные изменения в сенсомоторной и пространственной координации;

-сформирована координация обеих рук;

-развит интерес к изобразительно-графической деятельности;

-отмечены улучшения в речевом развитии, восприятии информации, запоминании

за счет синхронизации работы правого и левого полушария.

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц

Тема

Вид деятельности

Задачи

Сентябрь

1. Изучение методической литературы по теме самообразования, знакомство с передовым педагогическим опытом. 2. Составить перспективный план работы по самообразованию. 3. Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на начало учебного года.

- ознакомиться с методической литературой по теме самообразования; - выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года.

Октябрь

«Обведение по контуру, раскрашивание»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень»
  2. Упражнение на обведение по контуру и раскрашивание «Овощи». Упражнение «Заштрихуй осенний лист» и «Заштрихуй тучку по образцу»
  3. Упражнение «Лабиринт: помоги зайке пройти к грядкам с морковью»
  4. Физминутка «В огород пойдем»
  5. Гимнастика для глаз «Дождик» и «Веселая неделька: понедельник»
  6. Зрительный диктант «Домик»
  7. Выкладывание контура гриба фасолью.
  8. Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-закрепить умение обводить

предметы по контуру, раскрашивать;

-развивать мелкую моторику,

зрительно-моторную координацию;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Ноябрь

«Штриховка» «Штриховка в заданном направлении»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» и «Ребро – кулак -ладонь»
  2. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»: «Заштрихуй осенний лист» и «Заштрихуй тучку по образцу»
  3. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  4. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: вторник»
  5. Физкультминутка «Деревце»
  6. Зрительный диктант «Разноцветные листочки»
  7. Игра «Сортировка зерен» (правая рука – горох, левая рука- фасоль»

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-закрепить умение обводить

предметы по контуру;

-формировать навык штриховки

в заданном направлении;

-развивать мелкую моторику,

зрительное восприятие, зрительную координацию;

-воспитывать самостоятельность,

аккуратность при выполнении работы.

Декабрь

«Обведение по контуру, дорисовыва-

ние симметричных изображений»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю» и «Пришла зима»
  2. Упражнение «Заштрихуй по образцу»
  3. Зрительный диктант «Паровозик»
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  5. Зрительная гимнастика «Зигзаги» и «Веселая неделька: среда»
  6. Физминутка «Как живешь?» и «Я мороза не боюсь»
  7. Упражнение «Помоги медведице перебрать крупу»
  8. Пластилинография «Спрячь берлогу мишки под снег»

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-закрепить умение штриховки

в заданном направлении;

-совершенствовать зрительно-

моторную координацию;

- формировать навыки обведения по контуру, дорисовывания симметричных изображений;

--совершенствовать зрительно-

моторную координацию,

-развивать мелкую моторику, внимание; развивать межполушарное

взаимодействие, точность движений;

-воспитывать интерес к деятельности, самостоятельностьаккуратность.

Январь

«Рисование точек и крестиков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима» и «Дружба»
  2. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»:
  3. Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево» и «Проследи движение снежинки».
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  5. Физминутка «Как живешь?» и «Чистим снег»
  6. Упражнение с пинцетом «Перекладывание гороха (фасоли)»

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-закреплять умение обводить по контуру и дорисовывать

симметричные изображения; умение штриховки

в заданном направлении;

- познакомить детей с тетрадью в клетку;

-формировать умение

ориентироваться на листе бумаги; умение рисовать

точки в изображении и клетке,

опираясь на образец; умение рисовать точки и крестики;

-развивать межполушарное

взаимодействие, мелкую

моторику, глазомер, память, точность движений;

-воспитывать интерес к

образовательной деятельности.

Февраль

«Рисование коротких вертикальных и длинных вертикальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба» и «Снег пушистый лег на ветви»
  2. Зрительная гимнастика: «Мы играли, рисовали» и «Проследи движение снежинки».
  3. Физминутка «Чистим снег» и «Снеговик»
  4. Выкладывание из счетных палочек «Заборчик»
  5. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй в заданном направлении»
  6. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  7. Зрительный диктант «Геометрические фигуры»
  8. Выкладывание снежинок из макарон

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-закреплять умение рисовать

точки и крестики; умение штриховки в заданном направлении;

-формировать умение проводить вертикальные линии по точкам и

самостоятельно;

-развивать мелкую моторику,

зрительное восприятие,

зрительную память;

-воспитывать интерес к

выполнению графических заданий, усидчивость,

умение доводить дело до конца.

Март

«Рисование коротких горизонтальных и длинных горизонтальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» и «Снег пушистый лег на ветви»
  2. Зрительный диктант «Геометрические фигуры»
  3. Зрительная гимнастика: «Проследи движение снежинки» и.
  4. Физкультминутка «Весна»
  5. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  6. Упражнение - Сортировка гороха и фасоли с закрытыми глазами.

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-формировать умение проводить

короткие горизонтальные

линии по точкам и самостоятельно, формировать умение проводить

длинные вертикальные линии

по точкам и самостоятельно; чередовать их с короткими

горизонтальными линиями;

-развивать пространственное

восприятие, мелкую моторику,

зрительно- моторную

координацию, межполушарные

связи;

-воспитывать умение доводить дело до конца, аккуратность.

Апрель

«Рисование квадратов и прямоугольников»

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» и «Ребро- кулак - ладонь»
  2. Упражнение для глаз «Зигзаг» и «Рисование глазами прямоугольников разного размера».
  3. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  4. Физминутка «Где мы были, мы не скажем»
  5. Зрительный диктант «Геометрические фигуры»

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

-закрепить знания детей о

геометрических фигурах,

умение штриховать в

заданном направлении;

-формировать умение рисовать

квадраты в одну и в две клетки, умение ориентироваться в клетке; и рисовать прямоугольники со штриховкой;

-совершенствовать зрительную

память, графические умения;

-развивать внимание, мелкую

моторику, тактильные ощущения, межполушарное взаимодействие;

-воспитывать аккуратность,

стремление довести начатую

работу до конца.

Май

«Рисование кругов и овалов»

«Рисование предметов, узоров и фигур из кругов и овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Ребро- кулак - ладонь» и «Колобок»
  2. Гимнастика для глаз «Рисование глазами кругов и овалов разной величины"
  3. Рисование овалов со штриховкой (горизонтальной- вертикальной) и без нее
  4. Слуховой диктант: составление цветка из разноцветных овалов и круга
  5. Физкультминутка «Неваляшки»
  6. Упражнение «Нанизывание на проволоку бусинок разного размера»

Работа в рабочей тетради «Прописи» «Школа семи гномов» 5-6 лет.

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на конец учебного года.

  1. Отчет на педагогическом совете о проделанной работе с презентацией.

-формировать умение рисовать

овалы по точкам и самостоятельно, рисовать овалы в горизонтальном положении

со штриховкой и без нее, рисовать большие и маленькие круги по точкам и самостоятельно, штриховать в заданном направлении;

-совершенствовать графические

навыки, межполушарные связи;

-развивать зрительную память,

зрительно- моторную

координацию, мелкую моторику, слуховое восприятие, память,

внимание, графические умения;

-воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении задания.

-выявить уровень развития

графомоторных

навыков у детей на конец

учебного года

- выступить на педагогическом совете с отчетом о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их ...

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Значение мелкой моторики в жизни дошкольника. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уро...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста необходимо отводить существенную роль. Регулярная практика и разнообразные методики помогут детям улучшить свои графические умения и развить...