План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Магомедова Людмила Нурметовна

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21-22.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2021-2022 уч. год

воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н.

на тему: 

«Развитие графомоторных навыков

у детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на 2020-2021 уч. год

тема

цель

задачи

актуальность

планируемые результаты

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений.

•        проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

•        совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста;

•        изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков;

•        апробировать возможности использования данных методик.

Обучающие:

-формировать зрительно-пространственную ориентировку и   зрительно- двигательную координацию;

-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;

- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

Одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является преемственность дошкольного и начального общего образования.

На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком.

Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов.

Изучив опыт работы педагогов Подрезовой И.А, Трясоруковой Т.П., Зажигиной О.А., Галкиной Г.Г., Иншаковой О.Б. я пришла к выводу о необходимости проведения работы с детьми по развитию графомоторных навыков и совершенствования у них графических умений, в соответствии с их возрастными возможностями.  

- в ходе выполнения предметно- практических действий у детей развита мелкая моторика рук;

- сформирована координация движений руки и глаза;

- развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления;

-сформированы элементарные графические умения и навыки;

-отмечены положительные изменения в сенсомоторной и пространственной координации;

-сформирована координация обеих рук;

-развит интерес к изобразительно-графической деятельности;

-отмечены улучшения в речевом развитии, восприятии информации, запоминании за счет синхронизации работы правого и левого полушария.

Месяц

Тема

Вид деятельности

Задачи

Отметка о выполнении

Сентябрь

1.  Изучение методической литературы по теме самообразования, знакомство с передовым педагогическим опытом.                                                                    2.  Составить перспективный план работы по самообразованию.                                                                       3. Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на начало учебного года.

- ознакомиться с методической литературой по теме самообразования;                          - выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года.

Октябрь

«Обведение по контуру, раскрашивание»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень»
  2. Упражнение на обведение по контуру и раскрашивание «Овощи». Упражнение «Заштрихуй осенний лист» и «Заштрихуй тучку по образцу»
  3. Упражнение «Лабиринт: помоги зайке пройти к грядкам с морковью»
  4. Физминутка «В огород пойдем»
  5. Гимнастика для глаз «Дождик» и «Веселая неделька: понедельник»
  6. Зрительный диктант «Домик»
  7. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с массажным мячиком», Разминка 1, стр.10.; игры с прищепками «Клюква», стр.45.
  8. Выкладывание контура гриба фасолью.

-закрепить умение обводить

 предметы по контуру, раскрашивать;

-развивать мелкую моторику,

зрительно-моторную координацию;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Ноябрь

«Штриховка» «Штриховка в заданном направлении»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» и «Ребро – кулак -ладонь»
  2. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»: «Заштрихуй осенний лист» и «Заштрихуй тучку по образцу»
  3. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  4. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: вторник»
  5. Физкультминутка «Деревце»
  6. Зрительный диктант «Разноцветные листочки»
  7. Игра «Сортировка зерен» (правая рука – горох, левая рука- фасоль»
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с массажным мячиком», Разминка 2, стр.10.; игры с прищепками «Пернатые», стр.45.

-закрепить умение обводить

предметы по контуру;

-формировать навык штриховки

в заданном направлении;

-развивать мелкую моторику,

зрительное восприятие, зрительную координацию;

-воспитывать самостоятельность,

аккуратность при выполнении работы.

Декабрь

«Обведение по контуру, дорисовывание симметричных изображений»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю» и «Пришла зима»
  2. Упражнение на обведение по контуру и дорисовывание симметричных изображений (Подрезова, альбом, с.6)
  3. Упражнение «Заштрихуй по образцу»
  4. Зрительный диктант «Паровозик»
  5. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  6. Зрительная гимнастика «Зигзаги» и «Веселая неделька: среда»
  7. Физминутка «Как живешь?» и «Я мороза не боюсь»
  8. Упражнение «Помоги медведице перебрать крупу»
  9. Пластилинография «Спрячь берлогу мишки под снег»
  10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с массажным мячиком», «Наши ручки», стр.11.; игры с прищепками «Котенок», стр.44; игры с эспандером «Месим тесто», стр.52. «Игры со Щетками» «Елочка2, стр.83.

-закрепить умение штриховки

в заданном направлении;

-совершенствовать зрительно-

моторную координацию;

- формировать навыки обведения по контуру, дорисовывания симметричных изображений;

--совершенствовать зрительно-

моторную координацию,

-развивать мелкую моторику, внимание; развивать межполушарное

взаимодействие, точность движений;

-воспитывать интерес к

 деятельности, самостоятельность,

 аккуратность.

Январь

«Рисование точек и крестиков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима» и «Дружба»
  2. Упражнение «Рисование точек в изображении и в клетке» (Подрезова, тетрадь, с.1,2,3) и «Точки- крестики» (Подрезова, Занятие 2, стр.9.)
  3. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»:
  4. Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево» и «Проследи движение снежинки».
  5. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  6. Физминутка «Как живешь?» и «Чистим снег»
  7. Упражнение с пинцетом «Перекладывание гороха (фасоли)»
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры со счетными палочками», «Цапля», стр.47.; игры с массажным мячиком «Снежок», стр.14.

-закреплять умение обводить по контуру и дорисовывать

симметричные изображения; умение штриховки

в заданном направлении;

- познакомить детей с тетрадью в клетку;

-формировать умение

ориентироваться на листе бумаги; умение рисовать

 точки в изображении и клетке,

опираясь на образец; умение рисовать точки и крестики;

-развивать межполушарное

взаимодействие, мелкую

моторику, глазомер, память, точность движений;

-воспитывать интерес к

образовательной деятельности.

Февраль

«Рисование коротких вертикальных и длинных вертикальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба» и «Снег пушистый лег на ветви»
  2. Зрительная гимнастика: «Мы играли, рисовали» и «Проследи движение снежинки».
  3. Физминутка «Чистим снег» и «Снеговик»
  4. Выкладывание из счетных палочек «Заборчик»
  5. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй в заданном направлении»
  6. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  7. Упражнение «Забор, флажок, дождик» (Подрезова, тетрадь, занятие 3, стр.9 и занятие 5, стр.10)
  8. Зрительный диктант «Геометрические фигуры»
  9. Выкладывание снежинок из макарон
  10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с зубными щетками», «Кто живет в моей квартире», стр.67.; «Игры с резинками для волос» «Прогулка», стр.81.

-закреплять умение рисовать

точки и крестики; умение штриховки в заданном направлении;

-формировать умение проводить вертикальные линии по точкам и

самостоятельно;

-развивать мелкую моторику,

зрительное восприятие,

зрительную память;

-воспитывать интерес к

выполнению графических заданий, усидчивость,

умение доводить дело до конца.

Март

«Рисование коротких горизонтальных и длинных горизонтальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» и «Снег пушистый лег на ветви»
  2. Упражнение «Короткие и длинные горизонтальные линии» (Подрезова, тетрадь, занятие 4, с.10 и занятие 6, с.11)
  3. Зрительный диктант «Геометрические фигуры» 
  4. Зрительная гимнастика: «Проследи движение снежинки» и.
  5. Физкультминутка «Весна»
  6. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  7. Упражнение - Сортировка гороха и фасоли с закрытыми глазами.
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с резинками для волос» «Наш обед», стр.79, «Игры со щетками» «Снежок», стр.83.

-формировать умение проводить

короткие горизонтальные

линии по точкам и самостоятельно, формировать умение проводить

длинные вертикальные линии

 по точкам и самостоятельно; чередовать их с короткими

 горизонтальными линиями;

-развивать пространственное  

восприятие, мелкую моторику,

зрительно- моторную

координацию, межполушарные

 связи;

-воспитывать умение доводить дело до конца, аккуратность.

Апрель

«Рисование квадратов и прямоугольников»

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» и «Ребро- кулак - ладонь»
  2. Работа в тетради (Подрезова, с.14-16)
  3. Упражнение для глаз «Зигзаг» и «Рисование глазами прямоугольников разного размера».
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  5. Упражнение «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи (Галкина, Дубинина, с.25)
  6. Физминутка «Где мы были, мы не скажем»
  7. Зрительный диктант «Геометрические фигуры»
  8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Фасолинки», стр.90. «Игры со щетками» «Щетка это или еж?», стр.84.

-закрепить знания детей о

 геометрических фигурах,

умение штриховать в

заданном направлении;

 -формировать умение рисовать

 квадраты в одну и в две клетки, умение ориентироваться в клетке; и рисовать прямоугольники со штриховкой;

-совершенствовать зрительную

 память, графические умения;

-развивать внимание, мелкую

 моторику, тактильные ощущения, межполушарное взаимодействие;

-воспитывать аккуратность,

стремление довести начатую

 работу до конца.

Май

«Рисование кругов и овалов»

 «Рисование предметов, узоров и фигур из кругов и овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Ребро- кулак - ладонь» и «Колобок»
  2. Гимнастика для глаз «Рисование глазами кругов и овалов разной величины"
  3. Рисование овалов со штриховкой (горизонтальной- вертикальной) и без нее
  4. Слуховой диктант: составление цветка из разноцветных овалов и круга
  5. Физкультминутка «Неваляшки»
  6. Упражнение «Нанизывание на проволоку бусинок разного размера»
  7. Выкладывание контура Неваляшки и Снеговика белой и красной фасолью.
  8. Работа в тетради (Подрезова, занятие 17-18, стр.17-18, занятие 22-26, стр.21-24)  

 

  1. Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет на конец учебного года.
  2. Отчет на педагогическом совете о проделанной работе с презентацией.

-формировать умение рисовать

овалы по точкам и самостоятельно, рисовать овалы в горизонтальном положении

 со штриховкой и без нее, рисовать большие и маленькие круги по точкам и самостоятельно, штриховать в заданном направлении;

-совершенствовать графические

 навыки, межполушарные связи;

-развивать зрительную память,

 зрительно- моторную

координацию, мелкую моторику, слуховое восприятие, память,

внимание, графические умения;

-воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении задания.

-выявить уровень развития

графомоторных

навыков у детей на конец

учебного года

- выступить на педагогическом совете с отчетом о проделанной работе с презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» 2021 – 2022 уч.год.

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»2021 – 2022 уч.год....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.Задачи:- организовать о...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема "Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста"

Практически в каждой семеь есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Цель данной работы заключается в том, что необходимо обеспечить всесторонне развитие ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год  Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил  дорожного движения и практических навыков...