Методическая разработка "Использование устного народного творчества, как культурного наследия России, в формировании любви к родному языку у дошкольников"
методическая разработка
В методической разработке рассматривается актуальность проблемы приобщения дошкольников к национальной культуре, в частности формирование любви к родному языку посредством использования пословиц и поговорок в работе с дошкольниками. Разработка содержит перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками, рекомендации по их использованию в соответствующих жизненных ситуациях, представлен алгоритм работы с пословицами и поговорками, подборка пословиц и поговорок к русским народным сказкам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» имени Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова
Методическая разработка
«Использование устного народного творчества, как культурного наследия России, в формировании любви к родному языку у дошкольников»
Составитель: С.П. Баландина
г. Тольятти 2023
Содержание
Введение
Роль пословицы и поговорки в приобщении дошкольников к родному языку
Отличие пословиц и поговорок
Применение пословиц и поговорок в работе с дошкольниками
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
«Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов»
А. Н. Толстой
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, переживания.
Ценность фольклора определяется тем, что он воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, потешки – это народная мудрость, свод правил жизни, сокровищница русского языка. Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, зародить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребёнка формируется потребность в художественном слове. При знакомстве с фольклором у детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе и, что очень важно, прививается любовь к культурному наследию Родины.
В настоящее время родители не используют или недостаточно используют в общении с ребенком русские прибаутки, потешки, поговорки, недостаточно рассказывают русские народные сказки. Ребенок больше времени проводит в детском саду, а дома у компьютера и планшета. Наблюдается оскудение русского языка, исчезает его красота и образность, примитивен словарный запас большинства наших родителей и воспитанников. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наши задачи сегодня:
1. помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
2. уважительно относиться к своим древним корням;
3. чтить и уважать память предков;
4. систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Роль пословицы и поговорки в приобщении дошкольников к родному языку
С выдвигаемыми требованиями ФГОС ДО, в образовательную область «Речевое развитие» включены такие задачи овладение речью, как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Для того, чтобы сформировать речь у детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, чтобы их речь была понятна окружающим, необходимо, чтобы ребенок слышал правильную устную речь, владеющую литературным языком русского народа.
По словам К. Паустовского, «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его родина.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с культурой своего родного языка, поскольку период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.
Воспитание у детей любви к родному языку помогает сформировать у детей дар слова. Дети учатся сознательно пользоваться всеми сокровищами языка, усваивают его грамматические стороны, обогащаются логической культурой языка.
Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя, детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Через пословицы и поговорки у детей формируется:
• основы национального самосознания и любви к отечеству;
• развивается интерес к исконно русским традициям
• положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам;
•основы художественной культуры
• обогащается русская речь, расширяется словарный запас.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Малые формы народного творчества, воплощенные в пословицах и поговорках, представляют собой маркированные лексические единицы и продукты языковой деятельности народа, кодирующие духовные ценности общества и окружающие художественные ценности языка. Если рассматривать в этом ключе использование малых фольклорных форм, в частности пословиц и поговорок, для комплексного развития речевых задач, то очевидной становится реализация в них основных функций языка: коммуникативной (передача информации), кумулятивной (культуроносной) и директивной (регулирующее развитие личности). Пословицы, поговорки рассматриваются как органическое соединение художественно-образной формы и логического содержания, построенное на обобщении социального опыта в свернутой, краткой форме и служащие индикацией образа мира в понимании народа.
Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.
Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами.
На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.
Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.
Кроме того, А.П. Илькова систематизировала пословицы в виде следующих групп:
• тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями;
• художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме;
• логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта;
• инокультурные пословицы, разных языковых культур.
Исследователи делают вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.
Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь. Они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
Поэтому для преодоления имеющихся проблем в развитии детей целесообразно использование в работе пословицы и поговорки, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка, развития мышления и других психических процессов.
Использование пословиц и поговорок представляет большую ценность и экономный по форме дидактический материал в лексико-фразеологической работе.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.
Пословицы в краткой, образной форме отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. При знакомстве детей с пословицами особое значение придаётся пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Пословицы характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию.
Использование пословиц, фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой. Фразеологический оборот - настоящая сокровищница и ценность любого языка, поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, интересоваться родным языком, у них совершенствуются навыки устной речи.
Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями».
Отличие пословиц и поговорок
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках. Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь.
Обычно пословицы и поговорки ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия. Чем же пословица отличается от поговорки?
Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт. Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как «Семь пятниц на неделе»; «Положить зубы на полку»; «С корабля на бал», «За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки.
Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы.
Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом.
Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также пристыжает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.
«На чужой роток не накинешь платок»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Добрая совесть - глаз божий».
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук:
« Был бы ловец, а ружье будет», « На ловца и зверь бежит»
«В иных руках и горсть пыли в золото превращается»
Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Тема природы является одной из значимых в воспитании детей. Природа, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах
« Дуб - батюшка, Волга - матушка»
«Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»
«Ржаной хлебушко – калачам дедушка».
Применение пословиц и поговорок в работе с дошкольниками
Введение пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например, для звука [Ж]:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука [Ш]:
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование пословиц и поговорок в разучивании различных игр и упражнений:
- «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
- «Назови пословицу к картинке»;
- «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
- «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.-Хоть сгорю да …не отворю»);
- «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.).
Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.
- Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
- Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. («Пословица недаром … молвится». «Без дела жить – только … небо коптить».)
- Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде. («Родная земля и в горести мила», «Родина мать умей за неё постоять»)
- Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
- Изобрази пословицу пантомимой. Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
- Нарисуй пословицу. Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.
- Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
- Найди лишнюю пословицу.
- Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:
- Картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
- Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».
- Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц. («Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками
Месяц | Содержание |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Заключение
К нам постепенно начинает возвращаться национальная «память» и мы по новому начинаем относиться к родному языку, фольклору в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Наверное, ни один другой народ не имеет таких богатых языковых традиций как русский.
Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт только в том случае, если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка с самого раннего возраста.
Необходимо развивать интерес у детей к родному языку, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Проводить просветительскую работу по этому вопросу среди родителей воспитанников. Только в этом случае поднимется уровень культуры и будет накапливаться богатство добрых отношений между всеми участниками образовательного процесса, укрепляться нравственные устои у детей и взрослых.
Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни (труд; убеждения народа; жизненные трудности; умение отдыхать и веселиться; дом, порядок, мир и лад в нем; просвещение; корыстолюбие; пороки; связь явлений и многое другое).
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, даёт толчок фантазии и творчеству.
Пословицы и поговорки являются важным средством формирования личности ребенка, развития его речи.
Список литературы
Алексеева В.И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с.
Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2008.
Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н. Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014
Киркина, Е. Н. Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы с детьми 5 – 6 лет / Е. Н. Киркина, Н. В. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22525/ (дата обращения: 11.09.2023).
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2014.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб., 2008.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983
Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
Ушакова, О.С. . Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.–М.: «Владос», 2004 –288с., 4с.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева, М.М, Яшина,В.И.- М.: Изд. центр "Академия", 1999.-560 с
https://www.maam.ru/detskijsad/rol-poslovic-v-razviti-rechi-doshkolnika.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации по ознакомлению дошкольников с пословицей и поговоркой:
1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. Например: «И готово, да бестолково» (бестолково – непонятно, по-глупому, неумно) «У стряпухи Дарьи целый день аварии» (стряпуха – простореч.- женщина, занимающаяся стрепнёй, кухарка; стряпня – устар., разг. кушанье) «Не всякий столб - околица, не всякая речь - пословица» (околица – изгородь вокруг села; пословица – краткое народное изречение)
3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.
Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.
4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.
5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
-Во время умывания, одевания: «Поспешишь-людей насмешишь»;
«Семеро одного не ждут»
«Каков мастер – такова и работа»
«Тяп-ляп не выйдет корабль»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм работы с пословицей и поговоркой
ПРИЛОЖЕНИЕ
Использование пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
во время умывания, одевания: | «Поспешишь - людей насмешишь» «Семеро одного не ждут» «Каков мастер - такова и работа» «Тяп-ляп не выйдет корабль» «Наскоро делать - переделывать» «И готово, да бестолково» «На охоту ехать - собак кормить» |
в процессе трудовой деятельности | «Делу - время, потехе - час» «Кончил дело - гуляй смело» «Глаза страшат, а руки делают» «Терпенье и труд всё перетрут» «Где хотенье, там и уменье «Оной рукой и узла не завяжешь» «Труд человека кормит, а лень портит» и др. |
в игровой деятельности: | «Где лад, там и клад» «Как аукнется, так и откликнется» «Каков привет, таков ответ» «Что посеешь, то и пожнёшь» и др. |
в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей: | «Будет и на нашей улице праздник» «Слезами горю не поможешь» «Терпи, казак, атаманом будешь» «Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др. |
при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов) | «Старый друг лучше новых двух» «Любишь кататься - люби и саночки возить» «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» «Семь раз отмерь - один отрежь» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мудрость пословиц и поговорок в сказках
«Репка» | «Капля по капле и камень точит» , «Там, где дружат — живут, не тужат» |
«Колобок» | «Чем хвалимся, на том и провалимся» «На языке медок, да на сердце – ледок» |
«Теремок» | «В тесноте, да не в обиде» |
«Кот и петух» | «Друг познается в беде» |
«Муравей и голубка» | «Сам погибай, а товарища выручай» |
«Маша и медведь» | «Глупый киснет, а умный все промыслит» «Горе горюй, да руками воюй» |
«Гуси-лебеди» | «Придет беда — не купишь ума» |
«Каша из топора» | «Смекалка — второе счастье» |
«Два мороза» | «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает» |
«Лисичка-сестричка и волк» | «Первой касатке не верь» |
«Морозко» | «Как проживешь, так и прослывешь», «Без смиренья нет спасенья» |
«Зимовье зверей» | «Согласного стада волк не берет», «В согласии жить — никто не одолеет» |
«Заюшкина избушка» | « На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай» |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | «Умей обождать», «Мир не без добрых людей» |
«Сивка-бурка» | «За добро добром платят», «Храброму смерть не страшна» |
«Сказка о рыбаке и рыбке» | “Чего нет, того и хочется”, “Кто многого желает, тот и мало не видает” |
«Царевна-лягушка» | «Покорись беде и беда покорится» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра «Подбери пословицу к сказке»
«Капля по капле и камень точит» | |
«Там, где дружат — живут, не тужат» | |
«Чем хвалимся, на том и провалимся» | |
«На языке медок, да на сердце – ледок» | |
«В тесноте, да не в обиде» | |
«Друг познается в беде» | |
«Глупый киснет, а умный все промыслит»
| |
«Горе горюй, да руками воюй» | |
«Придет беда — не купишь ума» | |
«Согласного стада волк не берет» | |
«В согласии жить — никто не одолеет» | |
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай» |
«За добро добром платят» | |
«Храброму смерть не страшна» | |
«Умей обождать» | |
«Мир не без добрых людей» | |
«Как проживешь, так и прослывешь» | |
«Без смиренья нет спасенья» | |
«Первой касатке не верь» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал "Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство»
Применение устного народного творчества в ежедневном употреблении...
Методические рекомендации "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...
Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству и культурному наследию России
Нравственно-париотическое воспитание в детском саду...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...
Перспективный план работы по теме «Формирование любви к родному языку у дошкольников как культурному наследию России» в старшей группе
Цель:формирование нравственно-патриотического чувства детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой и родным языком...