Методические рекомендации "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"
учебно-методический материал по теме
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В воспитании дошкольников необходимо широко использовать фольклор, который способствует не только формированию эмоционально-положительного отношения к миру, но и познавательному развитию, развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_pro_ustnoe_tvorchestvo.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД РОССИЙСКОЙ ГИМНАЗИИ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Педагогический совет № 4
Тема: «Приобщение детей к русской культуре»
Тема доклада: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
Докладчик: Максимова Екатерина Андреевна
2014
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В воспитании дошкольников необходимо широко использовать фольклор, который способствует не только формированию эмоционально-положительного отношения к миру, но и познавательному развитию, развитию речи.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай (что было для них жизненно-важным), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми можно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
Кошка скребёт пол - жди метели.
Утром нет росы на траве - жди дождя.
Воробьи купаются в пыли - к дождю.
Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь.
Наблюдения, связанные с приметами, можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле.
Заклички и приговорки обычно произносят, когда что-то делают (например скачут на одной ноге); обращаются к кому-то (например к мышке - чтобы дала новый зуб вместо молочного) и т.п. Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»:
«Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи,
Выйди на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай.
Сколько хочешь поливай»
Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретёшечко,
Насыплю горошка»
Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «Предугадать» погоду: если она улетит-к вёдру, если будет ползать по ладони - жди дождя.
«Коровушка, бурёнушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровка,
Вёдро или ненастье?»
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.
«Весна-красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок»
В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Например, при показе иллюстраций лошадей различной масти читается потешка:
«У нашего дядюшки
Четыре лошадушки:
Первая лошадь - пегая,
Мимо двора бегала.
Другая - гнедуха,
Уши с голодухи.
Третью - савраску
Свёл со двора Тараска,
А четвёртый - соловой
Его давит домовой
Сиди, Ерёма, дома»
Дети рассматривают иллюстрации и определяют какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая -красновато-рыжая с чёрным хвостом и чёрной гривой, савраска -желтоватого цвета с чёрным хвостом и чёрной гривой, соловая - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.
Дети любят прибаутки (маленькие сказки в стихах), которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток много небылиц. Их используют для игр типа «Бывает - не бывает».
«А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался,
Поварёшка бы утят высидела?
А и где же это слыхано?
Журавлюшко всю ночь проходил,
Он насилу жеребёночка родил!
Ну, а уточка - телушечку,
Ну, а курочка-бычка, бычка!
Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют что не так, но и объясняют как должно быть на самом деле.
Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.
«Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь досыта, Бурёнушка моя!»
Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.
Апрель водой славен, почками красен.
Для проверки пословицы «По семенам - всходы» дети проводят два опыта.
Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и т.д.
Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбирается пословица - «От худого семени не жди доброго семени».
Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо.
Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".
В статье раскрывается значение устного народного творчества в развити речи детей. Потешки, загадки, пословицы, поговорки помогают детям овладеть словарем и грамматикой, что в дальнейшем поможет детям ...
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста
Дана система работы по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....
Тема: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей детского сада».
Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с потешками у ...
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей....
"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"
С 2011 по 2014 год я взяла тему по самообразованию "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей". В течении трех учебных годов я более углубленно изучала материалы по эт...