Методическая разработка «Устное народное творчество в жизни дошкольника»
методическая разработка (средняя группа)

Васильева Мария Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx301.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Консультация для родителей

«Устное народное творчество в жизни дошкольника»

Воспитатель: Васильева М.Ю.

Санкт-Петербург

2019 год

 Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

      Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.

Пословицы – народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Играй, играй, да дело знай.

 Поговорки – это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образно – эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких – то житейских ситуаций.

Глуп, как осел.

Надулся как индюк.

      Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектам и явлениям. Считалось, что служа солнцу, воде, ветру, земле, люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием. Поэтому широко использовались в народе заклички.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания, имитирующие крестьянский труд. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и собраны особые переживания и восхищение.

Матушка – репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Секи, секи дождь,

На бабину рожь,

На дедово семя –

Чтоб взошло вовремя.

Приговорки –обращение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.

Ветер, ветер, ветерцо.

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

      В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволили создать народные приметы. Это позволяло крестьянам готовится к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму.

Дым столбом – к морозу.

Жуки жужжат – к ненастью.

Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.

 Загадки – это иносказательное изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать.

Загадки позволяли обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык схватывать лишь яркие внешние признаки. Отсюда - загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе.

Стоит старичок – красный колпачок. (гриб)

Один пастух – тысячи овец пасет. (небо и звезды)

 Считалка – это ритмичное стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки – исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости.

Ягодка –Малинка.

Медок –Сахарок.

Вышел Иванушка –

Сам Королек.

      Из поколения в поколение передаются из уст в уста народные сказки. В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии.

В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев, исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делать выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.

Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1271/000d6c68-49855016/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Устное народное творчество в жизни ДОУ"

Семинар проводится в форме деловой игры...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Устное  народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни дошкольника»

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обы...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». ...

Консультация для родителей "Устное народное творчество в жизни дошкольника"

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, в отнош...

Методическая разработка "Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста"

Использование устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие развитие личности ребенка, его нравственных качеств и творческих способн...