Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти; упражнять детей в придумывании родственных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_matreshki.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Цель: Систематизация знаний детей о родном языке, Родине.
Задачи:
тренировать в образовании относительных прилагательных,
тренировать в изменении существительных Род.падежа,
тренировать в подборе прилагательных к существительным,
упражнять в согласовании существительных, прилагательных с числительными,
развивать смысловую сторону речи через закрепление многозначных слов;
тренировать в умении в составлении предложений из слов, данных в начальной форме,
упражнять в звуковом анализе слова.
воспитывать любовь к своей стране, русскому языку.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Кузовок», «Слова многозначные», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов
Оборудование и материал: иллюстрации о родном крае, картинки со словами, матрёшка, карандаши, раскраски
Ход занятия
Оргмомент. Дети и педагог встают в полукруг.
Педагог. Ребята, Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра «Здравствуй друг»
«Встаньте дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся,
дружно за руки возьмемся.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
получился дружный круг»
Работа по теме 1. Беседа.
Педагог: Ребята посмотрите друг на друга. Мы все такие красивые, интересные мальчики и девочки. А чем мы отличаемся друг от друга и что у нас общего?
- Цветом волос, кожи (смуглые и светленькие). А общее у нас - это наша национальность и родной язык
Педагог: - Как называется наша страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!
Педагог: А что нам помогает общаться? (ответы детей)
Педагог: Язык - инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия. Мамы своим малышам напевают колыбельные, рассказывают сказки, пословицы и поговорки на родном языке.
Педагог Как вы понимаете, что такое родной язык? (ответы детей)
Педагог Наша страна многонациональна. Какие национальности вы знаете?
На каком языке мы с вами говорим?
А на каком языке говорят:
Татары- татарском
Чуваши - чувашском
Мордва - мордовском
Русские – русском
У каждого народа свой родной язык.
Педагог: Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом.
Педагог Ребята, я загадаю вам загадку и вы узнаете, кто будет у нас в гостях.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Педагог Что-она задерживается. Звуковой сигнал телефона. Ребята, мне пришло голосовое сообщение от матрешки, давайте его послушаем.
«Ребята, шла к вам и заблудилась, оказалась у злого волшебника, он сказал, что выпустит меня, если вы выполните все его задания. Они в конвертах. За каждое выполненное задание, вы будете получать букву. Очень прошу вас, помочь мне добраться до вашего детского сада».
Педагог Ребята, поможем, отправимся выполнять задания?
А вот и первый конверт, в нем загадка, отгадка подскажет нам, куда двигаться дальше.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик,
Днём – домой. (Валенки)
Дети находят валенок в группе там игра «Чего не стало»
Дети вынимают по одной картинки из валенка, называют предметы, которые на них нарисованы, проговаривая чего не стало «В валенке не стало пирогов» картинки: самовары, деревья, шапки, караваи, ложки, печки, баранки, варежки. Молодцы, ребята, Вот вам первая буква Р
Конверт номер 2
Педагог Загадка. Есть дерево стройное
С белым стволом,
Отметинки чёрные
Видно на нём! (Береза)
Педагог Ребята, береза у нас в природном уголке. А здесь у нас еще картинки-символы нашей Родины. (Педагог раздает детям картинки и предлагает поиграть в игру «Скажи, какая, какой»
Педагог Ребята, подберите как можно больше слов к вашей картинке
(Река какая? Широкая, длинная…
Береза - белоствольная
Поле –большое, широкое
Ромашка – нежная, красивая
Озеро – круглое, глубокое
Медведь – сильный,
Дуб – могучий
Орел – хищный
Каравай - вкусный
Педагог. Молодцы, вы хорошо подобрали слова, а теперь посчитаем от 1 до 5 ваши красивые словосочетания
Одна широкая река, две широкие реки, три широкие реки, четыре широкие реки, пять широких рек
Справились с заданием, получаем букву О
Конверт номер 3 Педагог Загадка
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)
Или Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Педагог Ребята нам с вами надо в книжный уголок
Игра «Доскажи пословицу»
Педагог Ребята, у нас здесь карточки, посмотрите, я прочитаю первую часть пословицы, а вы найдите из картинок и сами продолжите пословицу.
Не спеши языком – а спеши делом
Сначала подумай – потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом
Сделай дело, гуляй смело
Век живи - век учись.
Глаза боятся , а руки делают
Слово- серебро, молчание – золото
От приветливых слов язык не отсохнет
Сперва подумай, а потом скажи.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– За словом в карман не полезет.
– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
Справились с заданием, получаем букву Д
Конверт номер 4 Педагог Загадка
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно…
(Балалайка)
Треугольная доска. А на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий.
(Балалайка)
Три струны, а звук какой! С переливами, живой.
Узнаю его в момент – самый русский инструмент.
(Балалайка)
Педагог Где у нас балалайка? (музык уголок) Физминутка – проводят дети
Наша родина – Россия
В нашей стране горы высокие – встать на носочки
В нашей стране реки глубокие – присесть
В нашей стране степи широкие – руки в стороны
В нашей стране леса большие – руки вверх
А мы ребята вот такие большой палец вверх
Справились с заданием, получаем букву И
Конверт номер 5 Педагог Ребята, как хорошо вы отдохнули, давайте поиграем в игру «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.
(коса – прическа у девочки, коса – косить траву,
ключ - от двери, ключ-родник,
лук-растение, лук-оружие,
норка-животное, норка- углубление в земле,
кисть - часть руки, кисть –рисование,
ласка-нежность, ласка- животное).
Иголка для шитья, иголка у сосны, иголки у ежа
Ручка шариковая – ручка дверная
Поля – поля в тетради
Справились с заданием, получаем букву Н
Конверт номер 6 Педагог Загадка
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Краски и кисть)
Педагог Ребята, где у нас краски и кисточки? идем в уголок творчества
Присядем за столы. У нас здесь игра «Подружи слова-составь предложение»
Березка, двор, расти, во – Березка растет во дворе
Флаг, развеваться, площадь. – Флаг развевается на площади.
Матрешка, стоять, полка, на. – Матрешка стоит на полке.
Люди водить хоровод. – Люди водят хоровод.
Валенки, полка, обувная, стоять, на. -Валенки стоят на обувной полке.
Мама, наливать, самовар, из, чай. - Мама наливает чай из самовара.
Бабушка, испечь, блины, к, праздник. Бабушка испекла блины к празднику.
Мы, жить, Россия, в – Мы живем в России
Страна, наша, огромный – Наша страна огромная.
Россия, много, в, река - В России много рек.
Россия, много, в, леса -В России много лесов.
Любить, я, Родина, своя. - Я люблю свою родину.
Педагог справились с заданием, получаем букву А
Ребята, мы собрали все буквы, и конвертов больше нет, какое слово у нас получилось?
РОДИНА (читают слово из букв на магнитной доске)
Давайте мы с вами сделаем звуковой анализ этого слова. Берите листочки, а здесь у нас карандаши
Какой первый звук? Р он согласный, твердый, обозначаем синим цветом
Второй звук О – тянем, поем, он гласный, обозначаем красным
Д –согласный, мягкий – зеленым
И - гласный, обозначаем красным
Н - согласный, твердый, обозначаем синим цветом
А - гласный, обозначаем красным
Итог. Педагог Молодцы! А вот и наша матрешка! (появляется матрешка с подарками-раскрасками)
Ребята, вам понравилось путешествие по нашей группе? А что именно, какая игра больше всего запомнилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
"Формирование любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11398693","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"640"}}]]...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)
Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...
Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.
Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий....
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...