ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭВРИТМИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Применение технологии эвритмии основано на закономерностях развития музыкальных и умственных способностях детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_evritmii.docx | 168.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Петренко С.А.
МАДОУ Детский сад№43 «Буратино»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭВРИТМИИ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.
Основы искусства эвритмии были разработаны основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером. Еще тогда, в 19 веке, Штайнер заметил, что слово, как и музыка, может служить импульсом для движения. В создании эвритмии большое участие приняли последователи Штайнера, среди которых были и наши соотечественники. Основой музыкальной эвритмии по методу Штайнера стало образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Штайнер и его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей, в первой вальдорфской школе в Штуттгарте.
В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой. Цель эвритмической гимнастики - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Принципы эвритмической гимнастики
Собранность | Здоровье | Творчество | Сопереживание |
Становление мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному. Приобретение опыта для раскрытия творческих проявлений и самореализации. | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. | Создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать,реализовывать свой творческий потенциал. | Ребенок в ходе занятий получает ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. |
Готовых методик проведения эвритмической гимнастики пока нет. Для внедрения данной технологии в занятия с дошкольниками специалистам необходимо проявить собственное педагогические творчество. В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.
Занятие с элементами эвритмии в детском саду, как правило, проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движением всех участников.
Этапы занятия
Предварительный | Начало занятия | Основная часть | Заключение занятия |
Подготовка пространства и костюмов. | Создание доверительной атмосферы (приветствие). | Музыкально-ритмический круг с пением, играми на развитие ритмического слуха и ориентировки в пространстве, постановками хороводов, элементов танцев. | Рефлексия, прощание, завершение. |
Рассмотрим все этапы более подробно.
1 этап. Помещение хорошо проветрено. Звучит музыка. Дети входят в зал в одежде светлых тонов.
2 этап. Все встают полукругом. На экране – схема «полукруг». Музыкальный руководитель (далее педагог) с жестом приветствует детей:
Здравствуйте, мои друзья.
Всех вас рада видеть я. А вы меня?
Дети: Да! (с жестом приветствия, разводя поднятые руки в стороны).
Педагог продолжает:
Радугою в полукруге
Улыбки дарим мы друг другу.
А теперь мы встанем в круг (все встают в круг).
Полон он друзей, подруг.
Если (Оля) уйдет вдруг (Оля делает шаг из круга),
Получится у нас круг?
Дети: Нет! (с жестом отрицания, скрестив руки на груди).
Педагог продолжает:
В нашем кругу, как и на нашей планете, абсолютно каждый очень-очень важен.
3 этап. Педагог показывает на область солнечного сплетения и говорит:
У каждого из нас внутри маленькое солнышко.
Поиграем мы сначала,
Чтоб наше солнышко сияло.
Пойдем по солнечному кругу.
Пусть каждый шаг будет по звуку! (ударяет в треугольник)
На экране схема – круг.
Педагог задает шаг и ритм треугольником, а дети соответственно двигаются по кругу. Затем педагог продолжает:
Дружат наши ручки. Все поднимают руки вверх и соединяются ладонями.
Дружат наши ножки. Все ставят ноги на ширине плеч и соединяются стопами.
Дружат наши звонкие и добрые ладошки.
На Земле мы – все друзья.
Вдохнем и пропоем мы «А». Все поднимают руки вверх, делают вдох. Педагог ударяет в треугольник, все на выдохе пропевают звук «А», стараясь петь, пока звучит инструмент. На экране - схема звука в виде галочки.
Затем педагог продолжает:
Раз, два, три, повернись, в волшебников солнечных превратись.
Все поворачиваются вокруг себя, а педагог говорит:
Вот мы волшебники теперь,
Мы – жители рек и морей,
Мы – все лесов хранители,
Ветров мы повелители.
Если только захотим,
Все с тобой мы создадим.
Чтобы море показать,
Надо нам вот так вот встать.
Педагог показывает движение – дети соединяют руки перед собой.
Вдохнуть и пропеть «О». Все делают вдох. Педагог снова ударяет в треугольник. На выдохе дети поют «О». На экране - схема звука в виде овала.
Затем появляется изображение моря.
Горы нужно нам ваять,
Левую руку вверх к солнцу поднять.
Правую опустить,
Вдохнуть и пропеть «И».
Все выполняют движение и поют «И». На экране схема звука – диагональ.
Затем появляется изображение гор.
Чтоб леса нам защитить,
Нужно руки нам скрестить,
Вдохнуть и пропеть «Э».
По тому же принципу все поют «Э». На экране схема звука – скрещенные диагонали.
Затем появляется изображение леса.
А чтоб ветру волю дать,
Нужно нам спокойно,
Вдохнуть и пропеть «У».
По тому же принципу все поют «У». На экране схема звука – две параллельные прямые.
Затем появляется изображение ясного неба.
Вот так в спокойном светлом мире
Наши солнышки и жили.
Жили-жили, не тужили,
Дружно песни заводили,
Хороводом всех дивили.
Далее следует исполнение песни в кругу по выбору музыкального руководителя или детей с прохлопыванием ритмического рисунка. Затем педагог просит детей разойтись по парам и продолжает:
Друг друга понимать без слова,
Просто чувствовать, готовы?
Дети отвечают. Педагог задает на слайдах знакомые схемы для исполнения в паре по принципу «сиамские близнецы», то есть один ребенок использует только правую сторону тела, другой – только левую. Так схема переносится из звука единицы в пару. Затем задача усложняется. Дети в хороводе под музыку, представляя в пространстве заданную педагогом схему, исполняют различные фигуры танца. То все идут по кругу, то перестраиваются в диагональ, крест и т.д. Движение может сопровождаться пением. То есть происходит перенос схемы в пространство. Так, сохраняя смысловое значение – гармонии пространства внешнего и внутреннего, с применением эвритмии создаются красивые музыкальные узоры.
4 этап. Заканчивается занятие музыкальным прощанием в кругу. Все поют:
Молодцы мы все, друзья. До встречи! До свидания!
Таким образом, занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма.
Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- развитие мелкой моторики;
- развитие крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
С помощью эвритмической гимнастики можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Список литературы:
Дубах-Донат, А. М. Основные элементы эвритмии: Рукопись / А. М. Дубах-Донат. - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998. - 284 с.
Пелтонен, Э. В. Основные черты вальдорфской (штайнеровской) педагогики / Э. В. Пелтонен // Гуманистическая направленность вальдорфской педагогики. - М.: Владос, 1999. - 324 с.
Штокмайер, К. Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ / К. Р. Штокмайер. - М.: Штейнер, 1995.- 203 с.
Штейнер, Р. Эвритмия / Р. Штайнер. - М.: Сфера, 1996. - 228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов валеологии на занятиях по английскому языку.
Использование элементов валеологии на занятиях по английскому языку....
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...
Использование элементов сказкотерапии на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Сказки не просто рассказывают занимательные истории: они внушают нам некии установки, так как обращены непосредственно к сознанию человека....
Конспект занятия на тему: "Использование элементов риторики для занятия по развитию речи"
Этот конспект может быть полезен воспитателям подготовительной к школе группе....
Использование элементов сказкотерапии на занятиях по плаванию.
В последнее десятилетие ведущими психологами и педагогами в процессе обучения дошкольников применяется такой метод, как сказкотерапия, они используют сказку для формирования личности ребенка....
Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)
Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...
Сценарий развлечения, с использованием элементов детского музыкального фольклора "Есть у Петушка друзья" для раннего возраста.
Разработка музыкального развлечения для детей раннего возраста . Тема: "Есть у Петушка друзья"...