Мастер-класс для воспитателей «Использование квест-технологий в организации образовательной деятельности в ДОУ»
занимательные факты
Мастер-класс для воспитателей
«Использование квест-технологий в организации образовательной деятельности в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8» НМР РТ
Мастер-класс для воспитателей
«Использование квест-технологий в организации образовательной деятельности в ДОУ»
Составила:
воспитатель МБДОУ №8
Спиридонова Г.Н.
г. Нижнекамск, 2022
Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.
2.Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии.
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО реализация программ дошкольного образования происходит в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Двигательная
- Изобразительная
- Музыкальная
- Восприятие художественной литературы и фольклора
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Классификация квест- технологий:
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.
Виды квестов по методу прохождения:
- Линейные-игра построена по цепочке– разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
- Штурмовые (не линейные)- игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
- Кольцевые– представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
По сроку реализации квесты различают:
- Краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия;
- Долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Чтобы организовать квест- игру необходимо :
План подготовки игры:
Разработать сценарий
Создать антураж для каждой зоны проведения действий
Подготовить музыкальное сопровождение
Разработать презентацию для вступительной части
Оформить наглядные материалы («карты»)
Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
Структура квеста:
Организационный момент
- вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя.
- деление детей на группы по 5 - 7 человек
- обсуждение правил квеста
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон
Путешествие по зонам и выполнение игровых заданий (ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ, СПИСОК ВОПРОСОВ И Т. Д.).
- расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)
Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
Информационная - приобретение детьми нового знания;
Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
В нашем детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута мы используем разные варианты:
⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
⎯ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
⎯ Карта (схематическое изображение маршрута);
⎯ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
⎯ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Поиск по запискам требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем. В самом простом варианте дети получают записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, дети достигают финальной сокровищницы. Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?
Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением аналогичного объекта. Тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать. Варианты тайников:
Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.
Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например, спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.
Записку в контейнере пустить плавать в воду. Но прежде приделать к контейнеру петельку, за которую и доставать его с помощью удочки. А можно сделать несколько контейнеров – с запиской и фальшивые и предложить ребенку вылавливать их из воды сачком.
Спрятать в шкатулку и закрыть ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным развлечением.
Сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку.
Написать текст белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.
Положить контейнер достаточно высоко и предложить сбить его “снежками” из смятой бумаги.
Указать вместо очередного тайника имя. Для получения следующей записки ребенку потребуется выполнить задание этого человека.
Практическая часть
Итак, хочу предложить вам поучаствовать в квест-игре «Поиск клада».
Для маршрута мы будем использовать карту.
Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как- то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее, применяя современные технологии. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО. Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво. Но как его осуществить? Забыли толком объяснить. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Я расскажу тебе о сундуке с тремя замками, в котором находится подсказка о современной технологии, применяя которую можно увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Вот тебе в помощь чудо-чудное – волшебная карта, которая поможет найти сундук. Тебе предстоит выполнить 3 задания. За каждое правильно выполненное задание ты получишь ключ. Если наберёшь 3 ключа, то сможешь открыть все 3 замка и получишь подсказку о современной технологии. Вот моя карта. Я в тебя верю!
А вам хотелось бы отыскать этот сундук? (Да)
Но, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти полосу препятствий по карте ФГОС, т.е. выполнить несколько заданий и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы? (да…)
Пока команда находит ключи, коллеги (которые остались в зале) выполняли эти же задания на экране.
Давайте рассмотрим карту.
-Куда ведет стрелочка? (прямо к зеленому кружочку)
- Правильно….
- Мы у стола с зеленой фишкой. И здесь нас поджидает задание первого испытания
1 испытание.
Игра-диагностика «Знатоки квест- игры». Нужно взять один билет из пачки с вопросом и дать правильный ответ. Все участники команды могут помогать, подсказывать друг другу.
- Какой квест требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем?
(Квест по запискам)
- Какими бывают квесты по продолжительности?
(Кратковременные или краткосрочные)
- Перечислите виды квестов по методу прохождения
(Линейный, штурмовой (не линейный), кольцевой).
Вот мы и получили первый ключ. Можно идти дальше.
- Что же у нас дальше по карте? (стрелочка ведет к столу с красной фишкой)
- Правильно….
-Мы у стола с красной фишкой. И здесь нас поджидает второе испытание.
2 испытание
«Практик»
(Участники анализируют два конспекта НОД, нужно выбрать из них тот, который соответствует по своей структуре квесту. Два других конспекта при невнимательном прочтении перепутать с квестом).
Вот мы и получили второй ключ. А где же сундук с современной технологией? Давайте его поищем. (находят сундук)
Все препятствия преодолели и заветный сундук получили.
(по желанию открывают каждый замок. В сундуке буклеты «квест-игра в ДОУ»)
Нам осталось позвонить ФГОС и сказать, что мы нашли его сундук с тремя замками с подсказками о современной технологии «Квест- игра». И обязательно будем применять это на практике.
Рефлексия «Наполни бочонок»
Наш мастер- класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность. Нам очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников мастер- класса.)
Если вам понравился мастер-класс – «добавьте ложку меда» (желтый жетон).
Если не понравился «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В непосредственной образовательной деятельности ПО СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК.
"Волшебное яйцо - салат из сказок"...
Конспект организации ННОД в подготовительной к школе группе с использованием квест-технологии " Юные следопыты", основная образовательная область "Познавательное развитие"
Вашему вниманию представляю конспект организации образовательной деятельности с использованием квест-технологии - технологии, которую считаю интересной, развивающей и эффективной и которая совмещает о...
Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....
Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»
Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ».
Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми.Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками»
Цель: Расширить педагогические знания по теме «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками»....
Мастер-класс для молодых педагогов «Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ»
Оказание практической помощи молодым педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....