Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора LEGO в организации образовательной деятельности с дошкольниками»
методическая разработка
Актуальной задачей для педагогов стал поиск современных педагогических средств, соответствующих новым стандартам дошкольного образования и позволяющих обеспечить принцип деятельностного подхода при организации образовательного процесса, с учетом специфических видов детской деятельности. Деятельностный подход предполагает чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде LEGO.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 433.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Мастер-класс для педагогов
«Использование конструктора LEGO в организации образовательной деятельности с дошкольниками»
Автор: Вахрушева Ольга Николаевна,
воспитатель
город Бородино
2020 год
Актуальность.
Мы живем в период изменений требований к системе дошкольного образования. Актуальной задачей для педагогов стал поиск современных педагогических средств, соответствующих новым стандартам дошкольного образования и позволяющих обеспечить принцип деятельностного подхода при организации образовательного процесса, с учетом специфических видов детской деятельности. Деятельностный подход предполагает чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде LEGO.
Сегодня на мастер-классе я хочу поделиться своим опытом использования конструктора LEGO при решении образовательных задач с детьми дошкольного возраста и представить некоторые варианты его применения в различных образовательных областях.
Цель: формирование представлений о возможности использования конструктора LEGO при решении образовательных задач с детьми дошкольного возраста в различных образовательных областях.
Задачи:
- формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности конструктора LEGO;
- передать опыт использования конструктора LEGO в разных образовательных областях путем выполнения практических заданий.
Оборудование и материалы: конструкторы LEGO Duplo, LEGO Education, карточки с заданиями (Приложение 1), фломастеры, музыкальные инструменты (дудочка, металлофон, треугольник), заготовки для игры «LEGO- клад» (3шт.).
Фокус-группа: 6 человек
Планируемый результат:
У участников мастер-класса сформированы представления о возможности использования конструктора LEGO при решении образовательных задач с детьми дошкольного возраста в различных образовательных областях.
Теоретическая часть.
Конструктор LEGO - легендарный бренд, интерес к нему сохраняется много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.
С того дня и вплоть до настоящего времени LEGO ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием».
У слова LEGO два значения: «я учусь» и «я складываю».
Все продукты LEGO основаны на основополагающей философии обучения и развития посредством игры. Игра обогащает жизнь ребенка и закладывает основу для будущей взрослой жизни, игра является ключевым элементом в развитии детей, стимулирует воображение и появление идей.
LEGO-конструирование:
- объединяет в себе элементы игры, исследования и экспериментирования, предоставляя ребенку возможность созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества;
- способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), развитию мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение);
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие).
Практическая часть.
Возьмите, пожалуйста, три кирпичика LEGO Duplo 2х4 и скрепите их.
Как вы думаете, сколько существует способов соединения этих фигур?
Существует 1060 способов соединения этих кирпичиков. Это говорит об огромных конструкторских возможностях материала. А теперь дополним свою конструкцию 3–4 любыми другими деталями. И расскажем, что у каждого получилось. (Ответы фокус-группы).
Вы заметили, что мы не только конструируем, но и рассказываем о том, что сделали, т.е. развиваем свою речь.
Теперь я предлагаю вам выложить звуковую схему слова, обозначающего предмет, полученный в результате конструирования. Выложите схему на большой пластине, где гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным цветом. Схему какого слова вы сделали? Сколько звуков в этом слове? Сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков? Этим упражнением закрепляется звуковой анализ слова, понятия «звук», «слово».
Какие еще варианты использования LEGO можно применять в процессе подготовки к обучению грамоте? (Предложить составить образ буквы из кирпичиков LEGO; построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука; выложить столько кирпичиков LEGO на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении).
Приведу другие примеры упражнений, направленных на речевое развитие:
"Я скажу, ты собери". (Один человек поворачивается спиной, составляет фигуру и вслух проговаривает, что он делает, у остальных должна получиться такая же фигура).
"Да – нет". (Один игрок загадывает деталь. Ему задаются вопросы, на которые можно отвечать либо "да", либо "нет". Цель – отгадать деталь, чтобы вопросов было как можно меньше).
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из LEGO, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
LEGO- конструктор приходит на помощь в детской театрализации. Сначала дети создают своих героев, декорации из конструктора, придумывают истории и обыгрывают сюжет.
Из деталей конструктора можно выложить узор или, например, построить ритмический ряд. Предлагаю каждой группе выбрать музыкальный инструмент. Один участник выкладывает ритмический ряд, другой – воспроизводит его на музыкальном инструменте.
При решении задач художественно-эстетического развития конструктор LEGO помогает реализовать принцип «Чувствую, делаю, думаю, понимаю».
При формировании у детей элементарных математических представлений LEGO станет для вас незаменимым помощником. Конструктор поможет сформировать интерес к решению задач, создаст мотивацию к самостоятельному изучению элементов математики через игру.
У каждой группы на столе находится карточка с заданием (Приложение 1). Ваша задача – измерить фигуру животного разными мерками (с помощью кирпичиков, с помощью пластин) и записать результат. Сделать вывод. Предложите ваши варианты математических заданий (варианты участников).
Таким образом, используя LEGO, можно:
- проводить сравнение: маленький – большой, высокий – низкий, узкий широкий, длинный – короткий, близко – далеко, слева – справа;
- выполнять математические действия: отсчитывать, сравнивать, вместо чисел используя детали LEGO;
- изучать состав числа (из единиц - это кирпичики, из двух чисел - это два кирпичика, где считаем шипы) и т.д.
Предлагаю игру «LEGO -клад». У вас на столах есть конструкция из деталей LEGO. Найдите клад, который спрятан под одним из кирпичиков, с помощью подсказок. Клад не под красным кирпичиком (убираются все красные кирпичики), клад не под кирпичиком 2*3 (убираются все кирпичики 2*3) и не под пластиной 2*6 (убираются все кирпичики 2*6).
Как вы думаете, в какой образовательной области можно применять подобные задания?
Темы занятий по конструированию можно совмещать с тематикой занятий по «Окружающему миру». Здесь мы обращаем внимание не только на формирование конструктивных навыков, но и можем классифицировать, продолжать формировать понятия, стимулировать речевую активность, (формирование грамматического строя, словарная работа, развитие образной речи), проговаривая или презентуя готовые формы.
Как научить детей работать вместе? Дайте им конструктор LEGO. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, совместно их усовершенствуют для последующей игры. Договариваются, учитывают мнения партнеров по игре и считаются с ними, придумывают сюжет, создают дополнительные модели для его реализации.
Рефлексия.
В заключение нашей встречи предлагаю поделиться своим впечатлениями и украсить LEGO-дерево. Разместите на нем плоды – красные, если вы готовы использовать полученный опыт в своей работе; желтые – если вам понравилось, но у вас есть сомнения; зеленые – если представленный опыт не заинтересовал вас (Приложение 2).
Список литературы:
1. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
2. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера»
5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Академия, 2003.
6. ЛЕГО-технологии как средство активизация мыслительно-речевой деятельности в условиях комплексного подхода к воспитательно-образовательному процессу. Мастер-класс воспитателя высшей квалификационной категории, лего-педагога Ткаченко О.В. http://do1874.ucoz.net/Pedagogi/Radost/Tkachenko/2014/m-klass_lego.pdf
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками».
Комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации основной программы. комплект лег...
Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".
quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ».
Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми.Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через...
Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫНАРОДОВ УРАЛАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...
Мастер-класс «Использование технологии активных методов обучения на разных этапах образовательной деятельности у дошкольников».
Мастер – класс...
Мастер - класс для педагогов «Использование развивающих игр В.Воскобовича в образовательной деятельности дошкольников»
Повышение профессиональной компетенции педагогов в игровой технологии В. Воскобовича....