Развитие значимых компетентностей у дошкольников
статья
В статье говорится о развитии значимых компонентов дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_razvitie_znachimyh_kompetentnostey_u_doshkolnikov.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие значимых компетентностей у дошкольников
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируются умения сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией
Признаки коммуникативной компетентности:
Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения
Овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем
умение получать необходимую информацию в общении.
Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Умение спокойно отстаивать свое мнение.
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Задачи социально – коммуникативного развития:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т. п.
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи.
Дети учатся поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.
У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Психолого-педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников благодаря системе целенаправленной работы.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра.
Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.
Как в игровых ситуациях развивать коммуникативную компетентность дошкольника?
Игровые упражнения на развитие умения активно слушать направлены на:
- развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- обучение умению задавать открытые и закрытые вопросы;
- обучение умению перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
- обучение умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
- развитие слухового восприятия информации;
- обучение умению определять эмоциональные состояния собеседника и отражать их с помощью выразительных движений и речи.
К данным играм можно отнести
«Что случилось?», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Кто ты?», «Что в сундучке?», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Тайный смысл», «Идет следствие», «Это и хорошо, и плохо» и др.
Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (говорить самому).
Задачи:
- учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
- научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми
К данным играм можно отнести – «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга», «Библиотека», «Угадай кто это», «Построим город», «Телевизор» и др. (описание игр см. в приложении)
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Итоговым продуктом нашего взаимодействия с детьми является:
- оформление индивидуальных кейсов детей, где хранятся их награждения, сертификаты, грамоты;
- оформление творческого портфолио детей;
- совместное создание мини-игры «Занимательные прищепки»;
- театрализованные постановки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений и проблемных ситуаций для развития социально-значимых качеств у дошкольника
Эксперименты с помощью которых можно развивать социально-значимые качества у дошкольника...
Развитие социальной компетентности старших дошкольников.
Формирование социально-коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире....
Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.
Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...
Развитие социально-значимой отзывчивости у дошкольников на основе образовательного художественно-эстетического развития
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающ...
Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"
В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....
«Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
Даже опытные педагоги не знают как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно....
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровых ситуациях.
Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС....