«Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Даже опытные педагоги не знают как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность " Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ". В.А. Сухомлинский
Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том , что он направлен на развитие эмоционально-личностной сферы детей, создание в ДОУ системы работы по социально-личностному направлению. Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы эмоционально-личностного развития вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Нередко в группах детского сада вопросы поведения и эмоциональной нестабильности воспитанников выходят на первый план. Даже опытные педагоги не знают как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть, научить правильно вести себя в различных моментах жизни, помочь педагогам в создании системы работы с детьми и родителями по социально-личностному развитию.
Цель проекта : разработка методов и приёмов игровой коррекции поведения и эмоций дошкольников, способствующих их позитивной социализации в ДОУ. Задачи проекта: 1. создание в ДОУ предметно-развивающей среды для социального развития детей; 2. создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей; 3. совершенствование стиля общения педагога с детьми; 4. профилактика и игровая коррекция имеющихся у детей проблем поведения и эмоциональной нестабильности.
Межличностные отношения – это… - избирательные предпочтения детей (социометрический подход); - познание и оценка другого и решение социальных проблем ( социокогнитивный подход); - отношения как результат общения и совместной деятельности (деятельностный подход).
Данный проект на доступном уровне поможет детям в сложном процессе вхождения в мир, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.
I этап 1.Изучение методической литературы. 2. Подготовка диагностического инструментария; определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. Анкетирование родителей . 3.Приобретение игрового и дидактического оборудования для пополнения ЦСЭР (центров социально-эмоционального развития) групп. 4. Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групп и участков в ДОУ: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон, оборудования для ЦСЭР и др. 5.Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение ). 6.Подборка игр на коррекцию поведения и эмоций в соответствии с возрастом детей. 7.Создание развивающей среды в музыкальном, физкультурном зале (изготовление атрибутов для игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Я и мое имя »). 8.Игровые задания для домашнего общения. Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. 9.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение ). 10.Консультации педагогов по теме « Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» 11. Мини- парктикум для педагогов «Как формировать у ребенка социальные эмоции?» 12.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему « Как аукнется, так и откликнется» Этапы реализации проекта .
II этап Практический 1. Организация работы по социально-личностному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы педагогов в группах. 2.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных игр, игровых упражнений, этюдов, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др. 3. Проектная деятельность в группах: «Я и мое имя», «Секреты вежливых слов», «Давайте жить дружно», «День смеха» ит.д . 4.Обучение детей организации игр и игровых упражнений в свободной деятельности. 5.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения. 6. Коррекционная индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по преодолению проблем поведения и эмоциональной сферы: гиперактивность, тревожность, страхи, агрессия и др.
1. Создание в группах портфолио дошкольников. 2. Создание в группах альбомов «Я и мое имя», «Люби и знай родной свой край» и т.д. 3. Создание ЦСЭР в группах ДОУ в соответствии с ФГОС (смотр - конкурс ЦСЭР групп) . 4. Повторная диагностика состояния работы по социально-личностному развитию детей. Анкетирование родителей . III этап. Заключительный
Ожидаемые результаты проекта . Прогнозируемый результат: У дошкольников формируется: 1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка. 2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями. 3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми: видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним; согласовывать своё поведение с поведением других детей; видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей; помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним; свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
Продукты реализации проекта: Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»; Составление картотеки коммуникативных игр. Оформление альбома « Я и мое имя». Создание в группах портфолио дошкольников. Создание в группах ЦСЭР в соответствии с ФГОС. Итоговое занятие «Тропинка к своему Я»
Оценка результатов проекта По окончании работы над проектом повысилась профессиональная компетентность в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по коррекции поведения и эмоций дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше, поведение воспитанников стало более гибким и эмоционально отзывчивым .
Заключение и выводы Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми игры на коррекцию поведения и эмоций вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям. В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста. Результатом практической части является создание альбома « Я и мое имя», портфолио дошкольников, а также картотек коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия « Тропинка к своему Я»; создание ЦСЭР в группах, в которых дети могут поиграть в разные игры, расслабиться, снять агрессию, просто отдохнуть. Итак, работа по социально-личностному развитию в нашем ДОУ и в частности игры на коррекцию поведения и эмоций в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников
В статье раскрывается опыт работы воспитателя в рамках реализации проекта "Моя сеья" для детей подготовительной к школе группы....
Развитие социальной компетентности старших дошкольников.
Формирование социально-коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире....
Опыт работы по средству формирования социальной компетентности старших дошкольников
Мы привыкли считать образовательное учреждение местом, где идёт подготовка детей к будущей жизни, передаются соответствующие знания, умения и навыки, но жизнь для детей идёт уже сейчас, сп...
Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности
Консультация для педагогов детского сада....
Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями
В статье рассматривается понятие социальной компетентности, анализируются структурные компоненты социальной компетентности у старших дошкольников при нарушении речи и нормативном развитии, рассматрива...
Социальные компетенции старших дошкольников с нарушениями речи
Статья посвящена проблеме формирования социальных компетенций старших дошкольников с нарушениями речи. Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей и уровня сформированности социал...
Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»
Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П. Дошкольный возраст – важный ...