Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровых ситуациях.
консультация (старшая группа)
Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровых ситуациях.
Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Как показывает практика, дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не слышат друг друга, ведут себя по отношению к сверстникам агрессивно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно -образовательному процессу в целом.
Коммуникативная компетенция, как базисная характеристика личности дошкольника, является предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении детских видов деятельности : коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровых ситуациях.
Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативная направленность учебного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность ,т.е. компетентность в общении, которая включает в себя:
- умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми;
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками как:
сотрудничество; умение слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; общаться со сверстниками.
Однако, дети 5- 6 летнего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, что часто является препятствием для установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми, но, при этом, именно дошкольный и младший школьный возраст, благоприятны для овладения коммуникативными навыками. У детей, в этом возрасте, появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Так как дети в детском саду общаются больше со сверстниками, воспитателю проще организовывать
детское общение.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности, выделяются:
- диалог;
- создание сюжетных ситуаций;
-организация самостоятельной деятельности;
-игровые ситуации;
-развивающие и дидактические игры и др.
Как воспитателю развивать коммуникативную компетентность дошкольника?
Через игровые упражнения, которые направлены на формирование умения активно слушать:
-формирование развития вербальной и невербальной коммуникации;
-формирование умения задавать вопросы;
-формирование умения понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
-развитие слухового восприятия информации;
-формирование умения определять эмоциональные состояния собеседника и отражать их с помощью выразительных движений и речи.
К данным играм можно отнести – «Что случилось?», «Собери портфель», «Эхо», «Глухой телефон», «Почта», «Кто ты?», «Угадай, что в коробочке?»,«Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
Игры и упражнения на формирование умения «говорить самому».
Задачи:
-Формировать умение детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
-формировать умение детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми
К данным играм можно отнести : «Магазин», «Опиши товарища», «Библиотека», «Угадай кто это?», пантомимы и др.
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: картинки с изображением людей или животных с разными эмоциями.
Описание упражнения-
Один из детей - водящий, остальные - наблюдатели.
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
-Кто это?
-Какое у него настроение?
-Какие чувства (эмоции) он испытывает?
-Почему? Что с ним случилось?
-Что ты ему посоветуешь?
Дети, которые наблюдают, слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
«Пантомимические игры»
Описание упражнения
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- девочка в хорошем настроении;
- старик;
- солдат;
-животные.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
«Собери портфель».
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы собираемся в школу. Давайте собирать портфель. Подумайте, что можно взять с собой в школу? Первый ребенок называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий ребенок называет, что взял второй «ученик» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников
Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....
Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...
Описание опыта работы на тему: «Создание организационно-педагогических условий формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР »
Представленный опыт работы на конкурс "Воспитатель года"....
"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников
Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....
Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности
quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...
Проект "Мини-музей в группе, как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников"
Проект "Мини-музей в группе, как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников"...