Социально-значимый образовательный проект «Эколята спешат на помощь»
проект (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Тема проекта: "Эколята спешат на помощь»
Автор: Еникеева Ирина Викторовна воспитатель
Вид проекта: социально-значимый
Сроки реализации: (12.01.2022 - 10.04.2022)
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня — это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Новизна проекта:
Создать новое отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Цель проекта:
Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
Проблема:
Недостаточность знаний родителей и детей в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Продолжать формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования.
- Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы.
- Воспитывать творческую фантазию и инициативу.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать экологическую проблему.
- Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
Образовательные:
- Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
- Помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.
- Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Гипотеза проекта:
Если собрать использованную бумагу, мы все вместе можем сохранить деревья от вырубки, так как из макулатуры можно изготовить новую бумагу.
Содержание проекта:
I этап – мотивация.
Воспитатель принёс в группу сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Дети очень заинтересовались ими, но многие не понимали, что же эти Эколята делают и как они могут помочь природе. Беседуя с детьми, был выдан вопрос "Как вы понимаете определение «Экология»?". Было отмечено, что не все дети понимают это определение применимо к себе.
Так появилась идея проекта для новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
С тем, чтобы учесть инициативу и знания дошкольников старшего дошкольного возраста.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л.В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем о природе? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Растения очищают воздух в помещении (Маша Д.) | Почему надо ухаживать за растениями? (Максим) | Нужно прочитать в книге (Вика Г) |
В море вода синяя. (Есения) | Как в море появляется разная трава. (Игнат) | Посмотреть карту, глобус, энциклопедию (Елисей) |
Среди комнатных растений есть лекарственные (Демьян) | Почему комнатные растения не растут на улице? (Маша Е.) | Спросить родителей и воспитателя (И.В) |
В лесу растёт много разных деревьев. (Маша Д) | Что можно сделать из коры деревьев? (Вика Н.) | Посмотреть презентацию (И.В) |
Нельзя засорять реки (Демьян) | Может ли человек обойтись без воды? (Витя Ж) | У меня есть очень красивая энциклопедия, я принесу и покажу ребятам (Елисей) |
Нужно сохранять природу (Елисей) | Почему природа цветная? (Никита) | Посмотреть карту, глобус, энциклопедию (Максим) |
За природой нужно вести наблюдение (Маша Д) | Почему природа создала животных? (Елисей) | Посмотреть презентацию (И.В) |
Нужно охранять всех животных (Никита Ч)
| Почему исчезли мамонты (Никита) | Нужно прочитать в книге (Лиза Б.) |
Нельзя бросать мусор на улице (Есения)
| Куда увозят мусор? (Витя) | Посмотреть презентацию (И.В) |
Нельзя ломать ветки на деревьях (Маша Е.)
| Почему зимой нет листьев, а летом много (Никита Ч.) | Спросить у воспитателя или посмотреть энциклопедию. (Владик) |
| Кто такие Эколята? (Маша Д) | Спросить у воспитателя или посмотреть энциклопедию. (Максим) |
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра развивающей предметно-пространственной среды.. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Развивающая предметно-пространственная среда была наполнена необходимым материалом.
Центр науки:
- Фотографии с изображением города.
- Альбом с фотографиями экологических катастроф.
- Фотографии «Животный и растительный мир Краснодарского края».
- Презентация «Цветы всего мира», «Сохрани планету».
- Лепбук «Сохраним природу», «Мой любимый город»
Центр математики:
- Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».
- Набор цифр и геометрических фигур.
- Головоломки
Центр экспериментирования:
- Стаканы, вода, тарелочки, ложки.
- Магнит, металлические предметы.
- Бумага разного качества.
- Лупы, стаканчики, салфетки.
- Микроскопы.
Центр книги и общения:
- Художественная литература.
- Предметные и сюжетные картинки.
- Элементы театральных костюмов.
- Учебное пособие «Азбука Природолюбия».
- Тематические книги.
- Энциклопедия по разделу «Экология».
- Семейные фотографии общения с природой.
- Тематические альбомы и фотоальбомы.
- Энциклопедические и справочные издания.
- Аудио и видео носители информации.
- Настольные, напольные, компьютерные и другие игры.
- Элементы мультипликации.
- Художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.
Центр конструирования:
- Бросовый материал: пробки, крышки, разовые стаканы, цветы, камешки и т.д.
- Цветной картон, полоски белой бумаги, цветная бумага.
- Кусочки разноцветной ткани, пуговицы, цветные шерстяные нитки.
- Различные конструкторы.
Центр искусства:
- Глина, пластилин, соленое тесто.
- Акварельные краски, восковые мелки, фломастеры.
- Штампы.
Центр игры:
- Ширма для игры в зоопарк.
- Настольно-печатные игры.
- Макет города.
- Педагогами изготовлен лэпбук «Чистый город», «Сохраним природу» в который вошли дидактические игры.
- «Правила поведения в лесу» или «Будь природе другом!»
- «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?»
- Пазлы "Собери правильно"
- Стихи об охране природы, пословицы об экологии, фотоматериалы по теме "Красная книга", загадки о природе.
Педагогами изготовлен лэпбук «Сохраним природу», в который вошли дидактические игры:
1. «Правила поведения в лесу» и «Будь природе другом!»
2. «Живая и неживая природа»
3. «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?
4. Пазлы «Сохраним природу»
ПЛАН РАБОТЫ
| Содержание работы | Срок | Ответствен- ный |
1. | Составление плана деятельности. | январь | воспитатель |
2. | Наработка и накопление необходимого материала. | январь | воспитатель |
3. | Разработка плана мероприятий. | январь | воспитатель |
4. | Сбор информации из разных источников. | январь | воспитатель |
5. | Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов Эколят. | январь | воспитатели и родители |
6. | Создание стендов (уголков) «Эколята спешат на помощь» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. | февраль | воспитатель |
7. | Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. | февраль | воспитатель |
Работа с детьми | |||
| Мероприятие | Срок | Ответственный |
1. | Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». Проведение акции принятия детей в «Эколята – дошколята». | февраль | воспитатели группы |
2. | Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) «Умница всему научит!» | февраль | воспитатели |
3. | Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы) | февраль | воспитатель |
4. | Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам» | февраль | дети и родители |
5. | Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края) | февраль | воспитатели, родители, дети |
6. | Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун -исследователь» | март | воспитатель, дети |
7. | Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Весенние цветы – улыбка природы» | март | воспитатель, дети |
8. | Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту воздуха») | март | воспитатель, дети |
9. | Создание тематического музея «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами»). | март | воспитатель, родители, дети |
10. | Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей. | апрель | дети, родители, воспитатель |
11. | Неделя экологических игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть» | апрель | воспитатель, дети |
12. | Трансляция отчётных фотоматериалов на сайте, о проведённых мероприятий и консультативного материала для родителей по тематике Проекта. | Весь период | воспитатель, родители |
Работа с родителями | |||
1. | Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | февраль | воспитатели |
2. | Участие в акции «Эколята-дошколята» | февраль | воспитатель, дети |
3. | Анкетирование по теме «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье» | Февраль | воспитатель, родители |
4. | Предложить провести акцию «Чистый город» | март | воспитатель, дети |
5. | Предложить провести акцию «Береги воду» Цель: Совместная работа родителей с детьми, собрать мини библиотеку о водных ресурсах. | март | воспитатель, дети, родители |
6. | Участие в акции «Цветы – улыбка природы» Цель: Совместная работа родителей с детьми, участие в творческой выставке «Весенние цветы» | март | воспитатель, дети, родители |
7. | Предложить провести акцию «Береги природу» Цель: Совместная работа родителей с детьми уборка определенных уголков природы от мусора. | апрель | воспитатель, дети, родители |
8. | Предложить провести акцию «Накорми птиц» Цель: Совместная работа родителей с детьми делаем кормушки для птиц и скворечники. | апрель | воспитатель, дети и родители |
9. | Консультация «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье». | апрель | воспитатель |
10. | Предложить участвовать в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – поделки из бросового материала. "Дадим упаковке вторую жизнь". | апрель | воспитатель, дети, родители |
III этап – практический.
Дети узнали, что Эколята — это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Эколята– это защитники природы, любят природу, охраняют её, берегут её, и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогли нам весёлые сказочные герои.
Веселый, озорной Шалун, предлагал детям играть в разные игры.
Больше всего на свете Тихоня любит узнавать что-то новое и неизвестное и вместе с детьми рассматривал энциклопедии.
Умница много знает и рассказывала своим друзьям интересные истории, потому что читает много книг.
Елочка, любит читать и придумывать всякие интересные задания и загадки для детей
Работа с детьми
Познавательное развитие
- Беседа: «Беседа о природе, и о том, что можно сделать, чтобы сохранить её богатства».
- Беседа: «Земля - наш общий дом и мы его спасём».
Выставки детских рисунков
- “Животные красной книги. Краснодарский край”
- “Природа глазами детей”
Составление и изготовление лозунгов:
- “Чистые мысли – чистый мир вокруг”
- Гимн «Эколят»
Творческая мастерская “Затейники”
- Изготовление кормушек на участок детского сада.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница” и т.д.
- Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка.
- Изготовление поделок для оформления группы
- Волшебный декупаж (“из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки”).
Опытно-экспериментальная деятельность:
- Чистый воздух – чистые лёгкие
- Как ухаживать за растениями
- Опыты с воздухом
Выпуск экологической газеты:
- Чистый лес– больше здоровья
- Создали стенд «Эколята – дошколята»
Рассматривание иллюстраций на тему:
- Животный мир вокруг нас
Художественно –эстетическое развитие
- Чтение экологических рассказов и сказок.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Природа родного края».
Социально –коммуникативное развитие
- Помощь воспитателю в уборке в цветнике
Дидактические игры:
- Настольно-печатные игры по природе.
- «Что из чего»
- «Наоборот»
- «Найди друзей»
- «Хорошо-плохо»
- «Отгадай дерево»
- «Что лишнее?»
- «Расскажи о предмете»
- «Что я видел?»
Речевое развитие
- Чтение экологических рассказов и сказок
- Рассматривание иллюстраций «Природа и мы»
- Отгадывание загадок.
Рисование плакатов:
- "Что делать, чтобы жить в чистоте и сохранить природу?"
- «Чтобы воздух был чистым?"
Подвижные игры:
- «Летает, плавает, бегает»,
- «Я знаю»,
- «Воздух, земля, вода»,
- «Птицелов»,
- «Скворцы и кошки»,
- «Птицы в клетке»,
- «Ласточки»,
- «Голуби и кот».
Работа с родителями
- Анкетирование по теме «Ваше понимание в сохранности природных ресурсов»
- Консультация «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье».
- Предложить провести акцию «Помоги природе».
- Предложить участвовать в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – поделки из бросового материала. "Дадим упаковке вторую жизнь".
- Экскурсии по улицам города. Помощь родителей в оформлении альбомов «Природа нашей малой Родины».
Стихи об охране природы, пословицы об экологии, фотоматериалы по теме "Красная книга", загадки о природе.
Лэпбук как форма организации образовательной деятельности помог лучше понять и запомнить материал по теме раздельного мусора, дети научились самостоятельно собирать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Смешарики спешат на помощь" с использованием интерактивного оборудования MIMIO
Воспитание здорового образа жизни и правильного отношения к экологической культуре....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Друзья спешат на помощь Лунтику"
Лего - конструирование в младшей группе...
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста
Социально-значимыйдолгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности "Спасатели спешат на помощь"
Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности, с презентацией....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Эколята спешат на помощь»
Для детей старшего дошкольного возростаФормирования у детей основ экологической культуры. Прививать знания о необходимости защитить планету от мусора....
Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности "Малыши спешат на помощь"
Данный конструкт представляет образовательную деятельность в конце учебного года во второй младшей группе детского сада. Использованы ИКТ и здоровьесберегающие технологии....