План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
материал

Валентина Александровна Девицкая

План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023g.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №10 г.Россоши

     

План самообразования

воспитателя

Девицкой Валентины Александровны

По теме « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

Девицкая  В.А.

Россошь, 2023

            План по самообразованию воспитателя    Девицкой В.А.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ».

Актуальность.

Воспитание у детей любви к своему отечеству - это проблема всегда была

актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные

ориентиры, так как изменился уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова). Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило нас к углубленной работе над этой темой. Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.Поэтому  необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но  и "живые"  наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края  одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Задачи:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;

 Повышение уровня самообразования;

Разработать консультации для родителей;

разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Формы и методы работы.

Занятия.

Беседы.

Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

Наблюдения.

Игры.

Метод решения проблемных ситуаций.

Загадки, пословицы.

Чтение художественных произведений.

Виртуальные прогулки и экскурсии .

Изобразительная деятельность.

Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

Ожидаемый результат:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у

дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой

 Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Этап, срок

реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап организационно

ознакомительный

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

1. Список библографии .

2.Оформление папки по самообразованию.

2 этап – основной

 

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

1.Фото

 Консультации для родителей по данной теме;

3 этап – заключительный

2. Самоанализ педагогической деятельности.

3. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1.Оформление папки по обобщению опыт;

2.Консультация для педагогов

 «Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников»

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2023– 2024 учебный год.

Сентябрь

Тема: «Моя семья».

деятельность

 

Взаимодействие с родителями и детьми и педагогами

Взаимодействие с педагогами

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.

1.Рассказы детей о членах семьи.

2.Чтение стихов и рассказов о семье.

3.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

1. Консультация «Детям о правилах семейного э

тикета.

2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья»

3. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Октябрь

Тема: «Мой любимый детский сад».

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми и родителчми

Взаимодействие с педагогами

1. Чтение стихов о детском саде.

2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

3. «Покровская ярмарка»

1.Участие в акции «Белый цветок»

2Аакции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек.

Ноябрь

Тема: «Мой город,в котором я живу».

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми, родителями  

Взаимодействие с педагогами

1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ».

2.Рассматривание фотографий с изображением достопримечательности  города

1.Создание фотоальбома «Мой родной город».

2.Подборка дидактических  игр

 «Мой город».

Декабрь

Тема: «Моя страна Россия»

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми и родителями   

Взаимодействие с педагогами

1.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

2. Рассматривание иллюстраций с флагом, гербом нашей Родины.

1. Аппликация «Флаг России»

2.Консультация для родителей «Традиции встречи Нового года в России».

Январь

Тема: «Русская народная культура».

деятельность

 Взаимодействие с педагогами, детьми, родителями

Взаимодействие с педагогами

1.«Русский народный костюм» (познакомить детей с  старинными одеждами).

2. «Рождественские колядки» - развлечение.

1.Альбомы: «Дымковская игрушка»; «Русская матрешка».

2.Подбор и оформление практического материала по теме «Народное творчество» - стихи, загадки, дидактические игры.

Февраль

Тема: «Защитники Отечества»

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми, родителями 

1.Беседа «Главные праздники России».

2. праздник «День защитника Отечества».

1.Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший»

2.Консультация для родителей «Как вырастить защитника»

Март

Тема: «Очень я люблю маму милую мою».

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми, родителями

1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

1.Фотовыставка  «Я и моя мама»

2 Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка»

Апрель

Тема: «Наши космонавты»

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми, родителями.   

1.Ппросмотром видеофильма о космонавтах.

2. Конструирование космического корабля.

1.Викторина «Что вы знаете о космосе».

2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Тема: «Этот День Победы».

деятельность

Взаимодействие с педагогами, детьми, родителями.

1.Беседа о 9мае.

2.Рассматривание иллюстраций войне.

1.Изготовление праздничных открыток.

2. Анкета для родителей «Что значит быть патриотами?»

3.Выступление на педсовете с отчетом проделанной работе презентация «Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -М.:ЦГЛ,2005

•  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М :ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

           

             

            Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города . Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа . Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

План по самообразованию "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

Индивидуальный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на 2019-2023 г.г.

quot;Экологическое воспитание дошкольников через познавательное развитие"...

план по самообразованию "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

план по самообразованию "Экологическое воспитание детей дошкольного воспитания"...