Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
В статье представлен опыт по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no_2.docx | 32.8 КБ |
Международный научный журнал: «Молодой ученый». | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гречкова Екатерина Вадимовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26»
Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Аннотация: Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель в формировании основ безопасного поведения дошкольников – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, техногенной и социальной. Представленный цикл занятий будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: формирование основ безопасного поведения, цикл мероприятий, создание условий
В последние годы проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым.
В ФГОС в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников:
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. [4].
Существенный вклад в изучение данной проблеммы внесли Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, и др. В педагогической науке накоплен большой материал по организации и обогащению как социального, так и личного опыта ребенка.
По мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменялись правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложнялись, требовали более повышенного изучения и обучения им детей. Следует отметить, что в настоящее время во многих дошкольных образовательных организациях реализуются различные комплексные программы развития, воспитания и образования детей, которые помогают воспитателю решить проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Так, например, Л.Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям совместное рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься и сделать вывод о не правильном поведении персонажа. [3].
К.Ю.Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Пособие данного автора: Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность» , предназначен для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т.п. [2].
Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработана по воспитанию у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, умение проявить самостоятельность и ответственность за свое поведение. [1].
Поэтому перед нами встала проблема, создание определенной системы занятий для успешного формирование основ безопасного поведения у дошкольников.
Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления уровня сформированности основ безопасного поведения детьми нами было проведено обследование, на основе проведенного количественного и качественного анализа результатов были сделаны выводы о достаточно низком уровне развития знаний у детей. На основе полученных данных нами был разработан цикл мероприятий на учебный год для детей по старшему дошкольному возрасту и подготовительной к школе группе.
Таблица 1
Старшая группа | |||
месяц | тема | цель | результат |
июнь | Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Сюжетно – ролевая игра «Автобус» | Объяснить, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения; рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице. Закрепить правила поведения в автобусе и общественном транспорте. | Использование опыта в повседневной жизни. |
июль | Занятие «Пожароопасные предметы» Обыграть игровые ситуации «Пожар» Беседа «В городском транспорте» | Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. Закрепить ранее полученный материал – правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | Сочинение историй по сюжету или из личного опыта. Использование опыта в творческих играх. |
август | Беседа «Алло, полиция!» Беседа «Скорая помощь» Дидактическая игра «Дорога» | Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02». Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать скорую медицинскую помощь. Продолжать учить и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. | Лепка: «Полицейская машина» Сочинение историй по сюжету или из своего опыта. |
сентябрь | Практическое занятие «В городском транспорте» Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Дидактическая игра «Дорожные знаки» | Расширять знания детей о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Расширить представления, которые могут служить источниками опасности в доме. Продолжать работу по знакомству и пониманию дорожных знаков. | Использование опыта в повседневной жизни. |
октябрь | Занятие «Взаимосвязь и взаимодействие в природе» Игра – тренинг «Правила для пешеходов» | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Расширять знания детей о правилах поведения на улице. | Рисование: «Земля – наш дом» |
ноябрь | Беседа «Контакты с животными» Дидактическая игра «Дорожные знаки» | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки. | Сочинение историй по сюжету или из своего личного опыта. |
декабрь | Практическое занятие «Наше тело» Беседа «Игры во дворе» Игра – тренинг «Мы на улице играем» | Закрепить знания детей о строение человеческого тела. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. С помощью настольного или кукольного театра обыграть различные сюжеты игр («Классики», «футбол» и д.р.). | Использование опыта в повседневной жизни. |
январь | Беседа «Дорожные знаки» Дидактическая игра «В гостях у бабушки и дедушки» Беседа «А где играть?» | Продолжать учить и закреплять различные дорожные знаки. Способствовать восприятию детей заботы о своих ближних. Дать детям понять, что игры на проезжей части опасны. | Изготовление дорожных знаков для творческих игр. |
февраль | Сюжетно – ролевая игра «Помощники ГИБДД» Занятие «Что ты знаешь о себе?» | Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Закрепить свой домашний адрес; учить обозначать ориентиры до дома на плане (место жительства – где находится, что расположено поблизости). | Сочинение историй по сюжету или из личного опыта. Придумывание, рассказывание историй по сюжету или из своего личного опыта. |
март | Практическое занятие «Безопасное поведение на улице» Беседа «Контакты с незнакомыми людьми на улице» Чтение художественного произведения А.Толстого «Буратино» | Расширять знания детей о подстерегающих их опасности на улицах. Научить детей быть внимательными на улице и дорогах. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Для закрепления пройденного материала на примерах. | Использование своего опыта в творческих играх. Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта. Рисование: «Приключения Буратина» |
апрель | Развлечение «Лучший велосипед» Тренинг «Контакты с незнакомыми людьми дома» Беседа «Алло, полиция!» | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликах). Обсудить с детьми опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, учить их правильно себя вести в таких случаях. Объяснить, что в случае опасной ситуации следует звонить в полицию. Закрепить умение пользоваться телефоном для вызова полиции «02», «112». | Игра – соревнование между двумя группами. Использование опыта в творческих играх. |
май | Беседа «Взаимосвязь и взаимодействия в природе» Викторина «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Рассматривание иллюстраций «Пожароопасные предметы» | Продолжать развивать у детей понимание того, что Земля – наш общий дом. На жизнь планеты оказывает влияние здоровье живых существ, чистота водоемов, почвы, воздушной среды. Закрепить знания о съедобных ягодах и ядовитых растениях. Помочь запомнить основную группу пожароопасных предметов и как ими пользоваться. | Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта. Рисование ягод и растений. Сочинение и рассказывание историй по сюжету или из личного опыта. |
Подготовительная к школе группа | |||
июнь | Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы» Занятие «Ребенок и его старшие приятели» Работа с родителями | Выяснить с детьми места, где разрешается переходить улицу дороги. Переход улицы и дороги по сигналу светофора. Научить ребёнка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. Дать рекомендации как поступать в той или иной ситуации (не следует обеднять сферу общения ребенка; контакты под контролем взрослых). | Использование опыта в творческих играх. Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта. |
июль | Беседа «В транспорте» Экспериментирование «Микробы и вирусы» Дидактическая игра «Съедобное и не съедобное» | Уточнить: Кто такой пассажир? Виды транспорта. Правила поведения в транспорте (порядок посадки, высадки пассажиров, поведение в транспорте). Дать представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Закрепить умение определять съедобные предметы и учитывать фактор инфекционных болезней. | Использование опыта в повседневной жизни. |
август | Развлечение «Игры во дворе» Занятие «Витамины» | Предложить и обыграть ряд игр, в которые можно играть во дворе дома. Еще раз обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть. Научить мерам предосторожности. Расширять знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм. | Игра – соревнование между двумя группами Опытно – исследовательская деятельность (определение продуктов по вкусу) |
сентябрь | Развлечение «Предметы, требующие осторожного обращения» Беседа с просмотром мультфильма из серии «Уроки тетушки Совуньи» на тему: «Опасные предметы» | Уточнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Для закрепления пройденного материала на примерах. | Сочинение, рассказывание историй по сюжету или из своего опыта. |
октябрь | Экскурсия в ГИБДД Беседа «Съедобные и не съедобные грибы» Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод» | Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГИБДД». Закрепить знания о грибах по внешнему виду. Закрепить знания на примерах. | Выставка детских работ «Улица города» Оформление альбома «Грибы» |
ноябрь | Целевая прогулка к перекрестку «Наблюдение за движением» Занятие «Мебель для Стобеда» | Расширять знания детей об улице, что на ней можно увидеть разные автомобили. Каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками. Закрепить правила обращения с инструментами, обучать умению правильно пользоваться молотком и забивать гвозди. | Использование опыта в повседневной жизни. Сделать мебель кукле Маше. |
декабрь | Беседа «Тормозной путь» Практическое занятие «Использование опасных предметов» | Изучить особенности движений автомобилей по мокрой и скользкой дороге. Закрепить преставления об использование опасных предметов и умении пользоваться ими (нож, терка). | Расширение личного опыта. Приготовление салата из моркови. |
январь | Практическое занятие «Как лучше защитить себя во время аварии» Беседа «Горячие предметы на кухне» | Дать детям знания защиты себя во время аварии. Закрепить представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту. | Использование опыта в творческих играх. Сочинение историй на данный сюжет или из личного опыта. |
февраль | Сюжетно – ролевая игра «Сигнализация машин» Занятие «В гостях у Айболита» (с участием медсестры) | Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагировать на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена». Закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. | Расширение личного опыта. Использование знаний в творческих играх. |
март | Дидактическая игра «Как разговаривает дорожный знак» Занятие «Детские страхи» | Продолжать знакомить с дорожными знаками (запрещающие, разрешающие и т.п.), их назначение или несоответствие действий дорожным знакам. Учить детей справляться со своими страхами. | Использование опыта в повседневной жизни. Рисование: «Чудо – Юдо» |
апрель | Рассматривание иллюстраций «Уважайте светофор» Практическое занятие «Конфликты между детьми» | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). | Аппликация: «Светофор» Использование опыта в повседневной жизни. |
май | Беседа «Правила дорожного движения на загородной трассе» Практическое занятие «Пешеходы и водители» | Закреплять знания ПДД на трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что она свободна. Закреплять знания детей о том, что: пешеходы ходят только по тротуару, улицу переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. | Сочинение историй по сюжету или из личного опыта. Игра – соревнование между двумя группами «Пешеходы и водители» |
В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали тот же диагностический материал. Хотелось бы отметить, что низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали больше проявлять интерес к занятиям по формированию основ безопасного поведения, а полученные знания активно применять в самостоятельной деятельности.
Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать цикл мероприятий для младшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2011 г.
2. Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А.А. Кондрыкинская. - Просвещение, 2004г. - издание 4-е. - 94 с. - ISBN 5-09-010385-2.
3. Григорович Л.Н. « Опасные ситуации в жизни детей», Москва, Просвещение, 2001 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (интернет ресурс) https://docs.cntd.ru/document/499057887
(Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности ж...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа. В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста...
Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...
Самообразование «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Почуму я взяла эту тему по самообразованию? Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельност...
Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...