Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
консультация

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Семенова И.П., воспитатель МБДОУ – детского сада №118, г Чебоксары

Сложившаяся сегодня обстановка вызывает беспокойство у всех людей. Изменились условия жизни, а вместе с тем изменились и правила безопасности и жизнедеятельности. Теперь они связаны с террористическими актами, большим скоплением людей, интенсивным движением транспорта на улицах города, технизацией жилища.

Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан-детей. Жизнь преподнося нам каждый день чрезвычайные ситуации, доказала о необходимости обучать не только взрослых, но и дошкольников основам безопасности. Ведь естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенку интересно познавать этот удивительный мир, ему интересно абсолютно все: хочется потрогать, почувствовать, попробовать, увидеть. Именно мы: педагоги, воспитатели, родители должны быть «проводником» в этот мир безопасности. Мы должны научить различать опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным действиям в неадекватных ситуациях.

Даже самая обычная обстановка может быть опасной, если не знать элементарные правила безопасного поведения на улице, в лесу, дома, даже на детской площадке. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, любознательность. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения, является на сегодняшний день актуальной педагогической задачей. В решении, которой должны быть задействованы не только педагоги и родители, которые зачастую являются примером для своих детей, но и различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить дошкольника объяснить свое поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.И совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. [1, с. 42].

Дошкольный возраст является фундаментом формирования человеческой личности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, опасных ситуаций. В детском саду можно использовать следующие формыорганизации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:

-занятия, игры-занятия;

- праздники, развлечения, досуги;

- беседы;

- тренинги;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видеофильмов;

- театрализованные представления,

- обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

- работа над проектами.

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театральную деятельность.

Используя вышеперечисленные формы и методы работы с детьми, мы можем научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, чтобы столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начали решать её методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья.

Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребенок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит здоровье и безопасность.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа, второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направленно на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребенок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить по телефону нужную информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а так же других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни. [2, с. 8].

Многие отечественные психологи В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, занимались вопросами формирования у детей компетентности безопасного поведения. В 1995 году была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Сейчас в дошкольных учреждениях используют различные программы по безопасности, где в доступной форме для детей от младшего дошкольного возраста до старшего доносятся знания по вопросам безопасного поведения.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

- опасности, с которыми может столкнуться ребенок дома (или бытовые);

- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице;

- опасности, с которыми может столкнуться на улице, проезжей части;

- опасности на природе

Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала позволяет каждодневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые знания и применяют на практике уже полученные. На примере литературных произведений таких как«Волк и семеро козлят»«Красная шапочка»«Кот, петух и лиса»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. можно разобрать опасные ситуации, которые подстерегали героев.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах, прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:

• пытаться самостоятельно объяснять поступки людей,

• обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет,

• быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Для того чтобы ребенок четко знал и понимал, как вести в той или иной опасной ситуации, работа по формированию у него компетенций безопасного поведения, должна вестись комплексно, с непосредственным участием всех сторон образовательного процесса, ведь только работая сообща можно уберечь детей, от окружающих их опасностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности ж...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...

Самообразование «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Почуму я взяла эту тему по самообразованию? Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельност...

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Совместная работа педагогов и родителей позволяет  лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведе...