Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
статья (старшая группа)
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа. В данной статье описана работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из главных задач дошкольного образования. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях. И главная цель педагога в формировании у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания.
Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырёх никогда:
• никогда не разговаривать с незнакомцами;
• никогда не садись в машину к незнакомцу;
• никогда не гуляй в тёмное время суток;
• никогда не ходи один.
Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше.
А как это сделать более доступно для детей, без тягостных нравоучений и назиданий? И здесь нам на помощь приходит театрализация.
Театр — один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра, а, как известно, игра - это ведущий вид деятельности дошкольников.
У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательных ситуациях в жизни и проводить параллели с действительностью.
Работа по «Формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» начинается с организации развивающей среды в группе, составления плана работы, подготовки игр и художественной литературы.
В младшем возрасте предпочтение отдаётся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.
В старшем возрасте это такие сказки, как : русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», сказки Пушкина «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о царе Салтане», сказки народов мира «Карлик нос» В.Гауф, а также авторские: «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой, «Каменный цветок» П.Бажов, «Кот в сапогах» Ш.Перро и т.п
Для того чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми, в работе со сказками можно использовать приём «переиначивания» сюжета.
Необходимо научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Необходимо рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой.
И здесь к нам на помощь вновь приходит сказка.
Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала
царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей.
Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей. Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать.
В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.
Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят». А в сказке Ш. Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно). Во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.
Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей. Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть. Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
В педагогической деятельности мы используем разные формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности:
• Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
• Интегрированные НОД
• Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
• Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
• Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т. п.).
• Ситуативные беседы, показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, викторины, инсценировки сказок.
Но театрализованная деятельность как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, является наиболее действенной и продуктивной, ведь общаясь изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, собранными, сдержанными. Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать свое видение мира, а главное — заложению фундамента безопасности, когда ребенок уже может справляться с множеством преград, находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу. Отсюда вывод - театрализованная деятельность является благоприятным средством для формирования безопасного поведения у дошкольников.
Работа в данном направлении остаётся актуальной, данная система постоянно совершенствуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
"Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.Островский...
Формирование основ безопасности жизнидеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Презентация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...
"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Самое главное-здоровье и жизнь ребёнка.Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное- заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже може...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
"Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Выступление из опыта работы...
обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
опыт работы по методической теме...