Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
статья по обж
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проиграть их в реальной обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme_formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya_u_doshkolnikov.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.»
Гребенева Людмила Владимировна,
Воспитатель КОГОБУ ОШ с. Юма
Свечинского района Кировской области
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проиграть их в реальной обстановке.
Занятия проводить не только по графику и плану, а использовать ежедневно каждую возможность в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. Важно развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Реализация основной образовательной Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, одна из которых познавательное развитие.
Одно из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» - это «Безопасность».
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Знания, полученные нашими детьми в процессе игр, экскурсий, обсуждений и моделирование практических ситуаций помогут им стать компетентными и адаптироваться к сложным ситуациям.
На первом этапе своей работы, я определила перед собой цель и задачи.
Цель: формирование основ безопасного поведения у дошкольников через игровую деятельность.
Реализация этой цели возможна, через решение следующих задач:
- обобщать знания детей о правилах техники безопасности в быту и на улице; - формировать умение правильно действовать в экстремальных ситуациях.
- развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
- воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения;
– привлечь родителей к формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста.
Игры дают возможность:
– познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
– сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
– познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Проанализировав методическую литературу по теме «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», выделила следующие этапы работы:
1 Этап - Подготовительный.
- подбор методической и художественной литературы,
- подбор иллюстраций по теме,
- подбор пособий, загадок и игр по данной теме,
- подготовка материалов для продуктивной деятельности;
- подготовка информации для родителей.
2 Этап – Основной.
Основную работу по теме «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников через игровую деятельность» я разделила на 4 блока:
- «Один дома»
- «Безопасность в природе»
- «Дорожная безопасность»
- «Пожарная безопасность.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.
В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери.
В игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них.
В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.
В игровой викторине «В стране дорожных знаков» мы с ребятами закрепили знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.
Формируя знания своих детей по данной теме, я использую экскурсии, где в форме игры ребята пополняют свои знания, а впечатления от этих экскурсий остается на долгое время.
Для повышения эмоциональной активности детей я использую игры-драматизации, которые включаю в свободную деятельность после чтения художественных произведений, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности это такие как, «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух») и др. Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: в игровой ситуации «К нам в гости приехал Винни-Пух», ребята рассказывают ему об основах безопасности в группе, на участке? И помочь Винни-Пуху стараются даже те дети, которые в непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Безопасность в группе и на участке» показали минимальные знания.
Играя в сюжетно ролевую игру «Школа», вместе с детьми рассматриваем иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняем, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учимся разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях. Рассматриваем плакаты «Дорожные знаки», «Правила поведения при пожаре», «Природа и человек», после просмотра ребята самостоятельно делают выводы о том, что обязательно нужно знать дорожные знаки, соблюдать правила поведения при пожаре, никогда не разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных.
Очень нравиться детям играть в игру «Я учитель», в процессе которой они друг другу демонстрируют серии картинок о безопасном поведении на дорогах, о поведении зимой на улице, о пожароопасных предметах, как себя вести в случае пожара, о профессии пожарных.
Для каждого блока разработала игры, соответствующие теме блока. Некоторые игры разработаны с использованием информационных коммуникационных технологий. Так же использую интерактивные игры, которые дают возможность решать проблему наглядности и значительно повысить эффективность традиционных форм обучения детей в детском саду.
Все мы знаем что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его в группе должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда.
Для использования игр как средств формирования основ безопасного поведения дошкольников своей группе мною были созданы:
Уголок безопасности, который содержит материалы:
практический: макет улицы с дорожными знаками, игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.
Игротека, которая включает в себя:
дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Найди пару».
развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей».
Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Применяю квест – технологию. Она имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; внедрение новых технических средств обучения способствует самовыражению ребенка; целенаправленно мотивируется его эмоциональная и интеллектуальная активность.
Моделирование игровых ситуаций являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться дети. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.
А теперь поговорим непосредственно по каждому блоку.
Блок 1. Тема: «Один дома» Задачи:
- расширять представления детей о домашних опасностях, о безопасном поведении в сложной ситуации;
- закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Например, «Безопасный дом», «Телефон», «Незнакомец стучится в дверь» .
Блок 2. Тема: «Безопасность в природе» Задачи:
- продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать.
- расширять представления детей о правильном поведении на природе во время грозы, тумана, града, гололеда и других природных явлениях.
- закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Например, «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу», «Где в природе прячутся опасности?», «На прогулке».
Блок 3. Тема: «Дорожная безопасность» Задачи:
- систематизировать и закреплять представления детей о правилах дорожного движения.
Например, «Светофор», «Мяч на дороге», «Будь внимателен!».
Блок 4. Тема: «Пожарная безопасность» Задачи:
- развивать умение быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.
- закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление.
Например, «МЧС», «Пожар в городе», «Четвертый лишний» .
3 Этап – Заключительный.
На заключительном этапе были проведены родительские собрания по безопасности, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме. Были организованы выставки поделок и рисунков по данной теме.
Мной был разработан и реализован краткосрочный, совместный с родителями проект «Чтобы не было беды». И, хотелось бы отметить, что благодаря проведенной работе повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Работа оказалась интересной для всех ее участников.
Учитывая положительные результаты работы, мне бы хотелось продолжить её в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности ж...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа. В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...
Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...
обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
опыт работы по методической теме...
План работы с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
План работы с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведе...