Исследовательская деятельность дошкольников с использованием цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"
проект (старшая группа)
Исследовательская деятельность дошкольников с использованием цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»
А.В. Слюсарь,
воспитатель
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время наш мир стремительно изменяется. Меняются техника, отношение к жизни, социально – экономическое развитие страны. Поэтому перед нами стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Поскольку изменяется время, ему должны соответствовать и люди. Они имеют новое мышление, мотивацию, стиль поведения. В основе встает главная задача – это как воспитать такого человека? Так как жить по прежнему продолжать, как думали многие ученые не возможно, то сейчас почти все понимают о необходимости качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, высокообразованного, духовно – нравственного, спортивного и здорового, а так же самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Дошкольные образовательные организации должны использовать такие общеобразовательные программы, содержание которых направлены на развитие личности, мотивации и способности детей в определённых образовательных областях. К ним относятся: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить: 1. формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности; 2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 3. поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой. Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Цель: создание необходимых условий для применения цифровой лаборатории «Наураша» как механизма всестороннего развития личности ребенка.
Задачи:
- Изучить возможности внедрения цифровой лаборатории «Наураша» в условиях детского сада.
- Способствовать формированию у дошкольников познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса.
- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах экспериментально-исследовательского развития детей.
Состав программы:
Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:
- Температура
- Свет
- Звук
- Сила
- Электричество
- Кислотность
- Пульс
- Магнитное поле
Используя в своей работе данную лабораторию, мы поможем маленькому испытателю понять, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным. Поскольку этот мир является не всегда комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Данные модули можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие. Занятия с дошкольниками в мини лабораториях помогут в решении задач:
- Формирование целостной картины мира и расширения кругозора;
- Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной
( конструктивной) деятельности;
- Развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
- Формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье, и здоровом образе жизни;
- Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
В составе комплектов по всем темам имеются:
- Датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- Набор вспомогательных предметов для измерений;
- Сопутствующая компьютерная программа;
- Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек с компьютерных сцен;
Главный герой – мальчик Наураша. Маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лаборатории вместе с героем, они познакомятся с приборами для измерения и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Данная лаборатория поможет развивать в детях любознательность, стремления к познанию и открытиям, научит ребёнка ставить перед собой цели и добиваться результатов, правильно реагируя на неудачи, и идти вперёд. Поможет привить культуру общения со сверстниками и взрослыми. Дети окунутся в мир удивительных открытий.
Способы работы с детьми
Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы); Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
Возможность повторить эксперимент. Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий.
Перспективный комплексно-тематический план Программы
Сентябрь: Тема: Когда сердце бьется чаще.
Задачи:1. Учить измерять пульс человека.
2. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни
Материал и оборудование: Рисунок строение сердце набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием научной лаборатории «Пульс и упражнения»
Октябрь: Тема: Что такое свет
Задача: 1. Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятие освещенность (сравнивать освещенность различных объектов)
Материал и оборудование: 2 разных фонарика, свеча экран компьютера, красители. Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить силу света фонариков, освещенности в комнате.
Ноябрь: Тема: Что такое электричество. Откуда берется ток в батарейке.
Задачи: 1. Дать детям общее представление об электричестве. 2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. 3. Рассказать об утилизации батареек.
Материал и оборудование: Лимон, яблока (кислые) электроприборы из цинка и меди, 3 батарейки хорошие, 1 использованная Опыт «Электояблоко. Электролимон» с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Декабрь: Тема: Температура. Градус.
Задачи: 1. Закрепить занаия детей о термометрах, их назначении. 2. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов»
Материал и оборудование: Градусники. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении и за окном.
Январь: Тема: Что такое звук, громкость.
Задачи: 1. Знакомить детей с органом слуха. 2. Обогащать и уточнять представление детей об функционировании человеческого организма. 3. Дать первичные знания о звуке, как о физическом явлении
Материал и оборудование: Ксилофон, флейта, свистки, карточка со схемой строения органов слуха. Задание на измерения звука с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Февраль: Тема: Что такое сила. Что такое вес?
Задачи:1. Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием вес предмета
Материал и оборудование: Резиновая груша, воздушные шарики. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, веса, удара»
Март: Тема: Магнит. Полюсы магнита.
Задачи:1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». 2. Учить измерять поле различных магнитов
Материал и оборудование: Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка. Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Апрель: Тема: Остаточный магнетизм
Задачи:1. Познакомить детей с понятием «магнитные и немагнитные материалы». 2. Способствовать развитию интереса детей к экспериментированию и исследованиям
Материал и оборудование: Отвертка, винтики, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Май Что такое кислотность. Как мы чувствуем вкус
Задачи:1. Познакомить детей с понятием «кислотность». 2. Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами.
Материал и оборудование: Соки: яблочный, апельсиновый; питьевая сода, лимонная кислота, стаканы, вода, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
4.Список источников
1. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность дошкольников с использованием цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»
А.В. Слюсарь,
воспитатель
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время наш мир стремительно изменяется. Меняются техника, отношение к жизни, социально – экономическое развитие страны. Поэтому перед нами стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Поскольку изменяется время, ему должны соответствовать и люди. Они имеют новое мышление, мотивацию, стиль поведения. В основе встает главная задача – это как воспитать такого человека? Так как жить по прежнему продолжать, как думали многие ученые не возможно, то сейчас почти все понимают о необходимости качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, высокообразованного, духовно – нравственного, спортивного и здорового, а так же самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Дошкольные образовательные организации должны использовать такие общеобразовательные программы, содержание которых направлены на развитие личности, мотивации и способности детей в определённых образовательных областях. К ним относятся: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить: 1. формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности; 2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 3. поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой. Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Цель: создание необходимых условий для применения цифровой лаборатории «Наураша» как механизма всестороннего развития личности ребенка.
Задачи:
- Изучить возможности внедрения цифровой лаборатории «Наураша» в условиях детского сада.
- Способствовать формированию у дошкольников познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса.
- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах экспериментально-исследовательского развития детей.
Состав программы:
Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:
- Температура
- Свет
- Звук
- Сила
- Электричество
- Кислотность
- Пульс
- Магнитное поле
Используя в своей работе данную лабораторию, мы поможем маленькому испытателю понять, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным. Поскольку этот мир является не всегда комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Данные модули можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие. Занятия с дошкольниками в мини лабораториях помогут в решении задач:
- Формирование целостной картины мира и расширения кругозора;
- Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной
( конструктивной) деятельности;
- Развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
- Формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье, и здоровом образе жизни;
- Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
В составе комплектов по всем темам имеются:
- Датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- Набор вспомогательных предметов для измерений;
- Сопутствующая компьютерная программа;
- Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек с компьютерных сцен;
Главный герой – мальчик Наураша. Маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лаборатории вместе с героем, они познакомятся с приборами для измерения и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Данная лаборатория поможет развивать в детях любознательность, стремления к познанию и открытиям, научит ребёнка ставить перед собой цели и добиваться результатов, правильно реагируя на неудачи, и идти вперёд. Поможет привить культуру общения со сверстниками и взрослыми. Дети окунутся в мир удивительных открытий.
Способы работы с детьми
Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы); Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
Возможность повторить эксперимент. Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий.
Перспективный комплексно-тематический план Программы
Сентябрь: Тема: Когда сердце бьется чаще.
Задачи:1. Учить измерять пульс человека.
2. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни
Материал и оборудование: Рисунок строение сердце набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием научной лаборатории «Пульс и упражнения»
Октябрь: Тема: Что такое свет
Задача: 1. Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятие освещенность (сравнивать освещенность различных объектов)
Материал и оборудование: 2 разных фонарика, свеча экран компьютера, красители. Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить силу света фонариков, освещенности в комнате.
Ноябрь: Тема: Что такое электричество. Откуда берется ток в батарейке.
Задачи: 1. Дать детям общее представление об электричестве. 2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. 3. Рассказать об утилизации батареек.
Материал и оборудование: Лимон, яблока (кислые) электроприборы из цинка и меди, 3 батарейки хорошие, 1 использованная Опыт «Электояблоко. Электролимон» с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Декабрь: Тема: Температура. Градус.
Задачи: 1. Закрепить занаия детей о термометрах, их назначении. 2. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов»
Материал и оборудование: Градусники. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении и за окном.
Январь: Тема: Что такое звук, громкость.
Задачи: 1. Знакомить детей с органом слуха. 2. Обогащать и уточнять представление детей об функционировании человеческого организма. 3. Дать первичные знания о звуке, как о физическом явлении
Материал и оборудование: Ксилофон, флейта, свистки, карточка со схемой строения органов слуха. Задание на измерения звука с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Февраль: Тема: Что такое сила. Что такое вес?
Задачи:1. Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием вес предмета
Материал и оборудование: Резиновая груша, воздушные шарики. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, веса, удара»
Март: Тема: Магнит. Полюсы магнита.
Задачи:1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». 2. Учить измерять поле различных магнитов
Материал и оборудование: Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка. Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Апрель: Тема: Остаточный магнетизм
Задачи:1. Познакомить детей с понятием «магнитные и немагнитные материалы». 2. Способствовать развитию интереса детей к экспериментированию и исследованиям
Материал и оборудование: Отвертка, винтики, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Май Что такое кислотность. Как мы чувствуем вкус
Задачи:1. Познакомить детей с понятием «кислотность». 2. Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами.
Материал и оборудование: Соки: яблочный, апельсиновый; питьевая сода, лимонная кислота, стаканы, вода, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
4.Список источников
1. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.Модели...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (исследовательская деятельность-экспериментирование с использованием цифровой лаборатории Наураша) тема: "Тайны света"
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие....
Познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории«Наураша в Наурандии».«Экспериментирование с температурой воды&raqu...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»
Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...
экспериментирование НОД по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий.
НОД по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий....
Цифровой микроскоп, как инновационная форма в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
инновационное оборудование, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (исследовательская деятельность-экспериментирование с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии») в подготовительной к школе группе «Где живёт электричество».
Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленный на решение задач познавательного развития в рамках организации экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе гру...