Тема: « Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»
учебно-методический материал на тему

Иванова Ольга  Сергеевна

 

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Данный материал раскрывает суть использования моделирования в каждой возрастной группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

 Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

 - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

 - намечать план действий;

 - отбирать способы решения поставленной задачи;

 - добиваться результата и анализировать его.

 В процессе познавательной деятельности происходит  познавательное развитие ребенка,  т.е.  развитие его познавательной сферы (познавательных процессов, наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.)

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования  ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

 -проблемно-игровых  технологий,

 -метода ТРИЗ,

-знаково-символических средств-  моделирования.

В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Существует множество подходов к трактовке понятия «модель». Я  привожу определения, наиболее широко используемые в практике экологического образования детей дошкольного возраста.

Модель  это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

Ещё одно определение .

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. 
Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы.
Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника

 В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:
-предметные модели. 

Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы; с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
-предметно-схематические модели.

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой. Она предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.) при абстрагировании такого признака растений, как характер поверхности листьев, и т.д.  Говоря об использовании предметно-схематических моделей, С. Н. Николаева предлагала использовать их для ознакомления детей с таким понятием, как «мимикрия» (использование покровительственной окраски в целях защиты животных от врагов)
-графические модели.

 Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений;   при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

 
Младший дошкольный возраст


Предметные


Предметно-схематические (сенсорные)


Графические


- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида


- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало)


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Жизненные формы» (дерево,

травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

- модель «Потребности растений» (вода);

- модель «Способы ухода за растениями»

 (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);

- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);

- обобщающая схема описания овощей и

фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

- модель «Строение животных» (голова,

туловище, конечности, хвост)


Средний дошкольный возраст


Предметные


Предметно-схематические (сенсорные)


Графические


- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида


- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение);

- модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание);

- модель «Дикие животные»;

- модель «Домашние животные»;

- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);

- модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу);

- обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке))


Старший дошкольный возраст


Предметные


- модель «Экосистема леса»;

- модель «Экосистема луга»;

- модель «Экосистема водоёма»


Предметно-схематические (сенсорные)


- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);

- модель «Мимикрия»


Графические


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;

- календарь длительности светового дня;

- модель «Термометр»;

- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение);

- модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка);

- модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части);

- модель «Птицы»;

- модель «Рыбы»;

- модель «Звери»;

- модель «Насекомые»; 

- модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение);

- карты местности родного края



Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в НОД , в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

Использование моделей в познавательно-исследовательской деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей.

Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Овладение детьми навыков моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени.

В этом процессе выделяется  несколько э т а п о в:

1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;

2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

 Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений:
-календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.

 (Приложение1)
-календари наблюдений за ростом и развитие живых существ и растений. (Приложение2,3)

- календарь наблюдений за птицами.

 ( Приложение4)

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом). 
Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря,; которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить1 печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.
Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая многофофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими "глазами" на верхней стороне крыльев.
Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.
В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные "ноги" -у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого "ноги" длиннее. Делают больше шагов, меняются "ногами", но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные "ноги". Надевая сверху на них разных животных, моделирование можно превратить в игру соревнование "Кто из животных скорее прибежит к финишу".

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение горных животных. Нападение хищника на жертву в природе   видеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным..

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
  • раскрыть существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни


Рекомендации по работе с моделями.

Дети выявляют более сложные причинно- следственные связи в природе, устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту, они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. Для этого требуется наличие двух условий: накопление достаточного объема знаний о природе, появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению. Данные условия создаются  в  старшей группе детского сада.

Некоторые  способы организации работы с моделями.

1. На первом этапе работы освоение моделей проходило через самостоятельное придумывание условных обозначений  и моделей наглядно иллюстрирующих основные отличительные черты экологических понятий. Так на занятии «Неживая природа»  дети предложили в качестве условных обозначений факторов внешней среды использовать следующие картинки:

  • Тепло - нарисовать градусник;
  • Свет –  лампочку;
  • Влага – капельку воды.

При этом было оговорено, что размер этих предметов прямо указывает на количество тепла, света или влаги в каждом конкретном случае (Много влаги – большая капля, мало влаги – маленькая)

2. При проведении НОД «Органы чувств» дети вместе с воспитателем обсуждают вопросы использования сенсорных каналов получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой). Дети составляют  сенсорно-графическую схему, которая помогала определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется  в ходе обследования, поэтому дети имеют  возможность закреплять действия замещения.

3. Очень большое внимание уделяется в ходе исследования изготовлению биоценозов.

Момент изготовления моделей обладает самоценностью и сам по себе уже является процессом обучения. Вначале дети знакомятся  с биоценозом по литературе, затем рассматривают  фотографии животных и растений, запоминают  их внешний вид и окраску, обсуждают, как приспособлены эти организмы к условиям жизни, кто является их врагами, и как они спасаются от них, чем питаются, где и как выводят потомство. После такой подготовительной работы приступают к обсуждению модели: составляют список объектов, выясняют, как и из чего их будут делать. Педагог выслушивает все предложения; коллективно находят оптимальный вариант. Распределяют, кто какие объекты готовит, оговаривают их размеры; исходным при этом является размер ящика. Особое внимание уделяется относительным размерам; для этого широко используется условная мерка.

Первыми готовятся и укрепляются растения. Они составляют основу биоценоза, так как служат пищей и домом для остальных обитателей. Если биоценоз богат растениями. Затем изготавливаются  животные. Чем богаче биоценоз, тем больше времени требуется для его изготовления.

Монтирование модели сопровождается постоянным обсуждением, где и как расположить те или иные объекты, в каком взаимном отношении друг к другу они находятся. Не нужно торопить ребят или выполнять их работу, которую, как может показаться на первый взгляд, они делают медленно. Не следует стремиться исправить каждую ошибку: пусть дети сами ее заметят и устранят. Неудачно выполненные объекты можно переделать.

После того как модель готова, ее помещают на постоянное место.

4. Еще один вид моделей, имеющих условно символическое значение, это так называемые круги Эйлера, при помощи которых моделируются отношения между понятиями по объему (т.е. по широте охватываемого ими класса объектов). В этой форме модели понятия обозначаются кругами, относительная величина которых передает уровень обобщенности понятий, его объем. Дети рассматривают отношения между понятиями двух, а затем трех степеней обобщенности. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему.

Пространственное расположение кругов в модели передает отношения между понятиями. Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщенности, следует передавать этот уровень относительной величиной кругов

Рассмотрим это на конкретном примере:

дерево                                                хвойное дерево

                                                     лиственное дерево

                            береза

Здесь самым общим понятием является понятие «дерево», оно обозначается самым большим кругом. Понятия «хвойные деревья» и «лиственные деревья» являются однопорядковыми и включаются в понятие «дерево», поэтому обозначаются кругами поменьше. И наконец, понятие «береза» является составной частью понятия «лиственные деревья», поэтому обозначается самым маленьким кружком и помещается внутрь среднего круга.

Такой вид моделирования используется  в ходе НОД «Строение плода», «Культурные и дикорастущие растения».

5. Основная ценность работы с моделью биоценоза заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе, поэтому довольно эффективным  представляется использование экологических задач в процессе изготовления моделей биоценоза.  При этом надо заранее оставлять время для напряженной работы детской мысли. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие. Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

Воспитатель:

  1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
  4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющий способ удаления пыли с растений уголка природы);
  5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

                   

Тексты ситуационных экологических задач

Задача 1. Собери биоценоз. Детям выдается набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующими в реальной природе. Дети поочередно (по1-2 человека) выходят к экрану и выкладывают объекты, которые предлагает им педагог. Остальные следят за работой, высказывают свом замечания и исправляют ошибки, чтобы не тратить времени на выбор своих объектов из общей массы материала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой – деревья, в третьей – птицы и т.д.

Задача 2. Кто где живет? Данную задачу можно решать в любой возрастной группе, начиная со средней. Воспитатель выставляет на фланелеграфе растения, а дети размещают на нем животных в соответствии с местами их обитания. По ходу занятия обсуждается, почему данные животные живут именно здесь. В заключение все вместе рассматривают, удачно ли расположились животные друг относительно друга, не сидят ли рядом волк и заяц, лиса и мышь, не свила ли птичка гнездо рядом с дуплом совы.

Задача 3. Что перепутано? Воспитатель создает на фланелеграфе путаницу, помещая животных и растения в несвойственные для них условия и в неправильные положения, дети должны найти ошибки и устранить их, самостоятельно переместив объекты в более удачные места.

Задача 4. Так было днем. Что изменилось ночью? (и наоборот). Смоделировав биоценоз в дневное время суток, воспитатель предлагает детям подумать, как он будет выглядеть ночью. Какие животные уснут и где они при этом найдут себе пристанище? Какие животные, напротив, появятся? Какие изменения произойдут в небе?

Задача 5. Так было летом Что произойдет зимой (осенью, весной)? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года, Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения осенью. Заменяя одни детали другими, дети воочию увидят последовательность развивающихся событий. Аналогичную работу можно проделать по изучению механизмов смены других сезонов года.

Задача 6. Кто где спрячется в случае опасности? Когда модель собрана, воспитатель сообщает: «На полянку пришел волк. Кто где спрячется? На экран фланелеграфа выставляется фигурка волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника: птицы, сидевшие низко, вспорхнут на более высокие ветки, заяц убежит, еж свернется в клубок (одно изображение ежа заменяется другим), змеи затаятся или уползут. Но многие животные останутся на месте: черви, некоторые насекомые, улитки.

Вместо волка на полянку может выйти медведь, лиса, лось, прилететь птица, бабочка, пчела. Каждый раз реакция окружающий будет разной. Дети обсуждают ситуацию и вскрывают причины того или иного поведения животных. Чем больше ситуаций предложит педагог, тем глубже осмыслят дети взаимоотношения между различными представителями животного мира.

Задача 7. В лес пришел человек. Что будет? Работа ведется по методике, описанной ранее, На фланелеграфе моделируются любые ситуации, сопутствующие появлению человека, как положительные, так и отрицательные. Человек может убрать сучья, расчистить родник, покормить дикий животных, но может оставить после себя муссов, не затушить костер, поломать деревья и кусты, оборвать все цветы, Дети моделируют не только саму ситуацию, но и ее отдаленные последствия. К вопросу о правильности поведения в лесу можно возвращаться неоднократно.

Задача 8. В лес пришли лесорубы. Что будет? На фланелеграфе собирается модель леса; животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются, Дети наглядно видят, что практически все животные остались без «дома». Птицам негде сидеть и вить гнезда, мелким зверям нельзя прятаться и они легко становятся добычей  хищников. В сложное положение попадают насекомые: они всем видны, Вскоре дети понимают, что животные лишились не только дома, но и пищи. Первыми пострадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут, Когда растительноядных животных станет меньше, начнут испытывать голод и хищные. Тут можно рассмотреть не только крупных зверей, но и у литок, червей, насекомых, лягушек, змей, ящериц. Ведь каждое из этих животных имеет право на жизнь и лишается этого права после вырубки деревьев.

Через некоторое время дети подойдут к пониманию того, что при исчезновении деревьев страдают и кустарники, травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего влияния Солнца, ведь растения нижнего яруса тенелюбивы, В итоге дети приходят к выводу, что вырубка деревьев наносит непоправимый урон природе: лес исчезает.

Задача 9. Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?. Собрав биоценоз, по которому протекала река или ручей, воспитатель убирает реку и предлагает детям подумать, какие организма пострадают первыми. Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места (если, конечно, останутся живы) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. (Дети убирают их изображения с экрана) Из-за этого лишаться пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью, к ним относятся черепахи, грызуны, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. (Убираются их изображения.) Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. (Дети снимают изображения деревьев.) На следующем этапе пострадают остальные животные, Многие из них останутся без пищи и без дома. (Снимаются с экрана и их изображения.) В итоге лес как биоценоз перестанет существовать.

Задача 10. Что случиться, если из леса исчезнут птицы? После того как биоценоз собран, воспитатель убирает с экрана всех насекомоядных птиц, дети быстро догадываются, что количество насекомых увеличится, Они выкладывают на экран всех имеющихся насекомых. Возникшая картина должна поразить воображение: насекомых – тучи. В этом случае сразу же возникает понимание, что насекомые быстро съедят всю растительность: с экрана убирается трава, а зеленые деревья и кустарники заменяются голыми, в дальнейшем события развиваются в последовательности, описанной в задаче 8.

Задача 11. Что случится, если в лесу (степи) исчезнут насекомые? Воссоздав на экране фланелеграфа биоценоз и убрав всех насекомых, начинают рассуждать, кто пострадает первым. Это будут насекомоядные животные, Их снимают с экрана. Затем без пищи останутся те, кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыль трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми. (Дети снимают их с экрана.) Остались только ветроопыляемые растения. Дальней ход рассуждений подскажут картины, возникающие на фланелеграфе, Итогом будет вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится.

Задача 12. Что случится. если исчезнут зайцы? (Вместо зайцев воспитатель может указать любой вид животных или растений – но только один, а не несколько видов, как это было сделано в отношении насекомых.) Моделируя данную ситуацию на фланелеграфе, дети убедятся, что никаких существенных изменений в биоценозе, как целостной системе не произойдет. Каждое животное питается не одним, а многими видами пищи, и исчезновение одного  вида не окажет существенного влияния на его жизнеспособность, Сопоставляя эти выводы с предыдущими, дети приходят к заключению: биоценоз распадается в тех случаях, когда исчезает много однотипных организмов: все деревья, птицы, насекомые. В научной литературе такие группы организмов называются экологическими звеньями. Исчезновение же одного какого-то вида, а не всего экологического звена не представляет серьезной угрозы для биоценоза в целом.

Задача 13. Какой биоценоз распадается легче? Используя методику, описанную ранее, ребята сравнивают между собой биоценозы, богатые в видовом отношении (лес, степь) и бедные (тундру, пустыню). Наглядные картины, возникающие на экране фланелеграфа, позволят легко прийти к выводу: чем богаче видовой состав биоценоза, тем более он устойчив. В тундре олени питаются только ягелем. Исчезновение данного растения приведет к гибели этих крупных млекопитающих, поскольку ничего другого они есть не могут. То же наблюдается и в пустыне, растительность которой представлена единичными видами растений. В степи и лесу, видовой состав которых богат, исчезновение одного какого-то вида может пройти незаметно, Эти биоценозы являются более устойчивыми, чем пустыня и тундра.

Задача 14. Легко ли восстановить лес? Воспитатель предлагает обсудить такую ситуацию: люди решили посадить в степи много-много деревьев, Будет ли это лесом? На экране фланелеграфа моделируется степь, а затем в степи выставляются различные деревья. Последовательность идей, высказываемых детьми, может быть любой. Педагог должен следовать за мыслью детей, Мы же предлагаем здесь общие закономерности, которые помогут воспитателю самостоятельно ориентироваться в ситуации.

Степные травы приспособились жить под прямыми солнечными лучами, поэтому растительность степи в основном светолюбивая и засухоустойчивая, При появлении деревьев многие травы погибнут, Быстро ли появятся теневыносливые травы, способные жить под пологом деревьев? А кустарники? Земляника? Грибы? Семена и споры этих растений должны быть занесены из других мест: но кругом – степь, поэтому вероятность случайного попадания семян невелика, Засеять же степь всеми семенами человек не способен, лесных растений очень много.

Теперь рассмотрим животных. Очень немногие степные животные могут жить в лесу. Даже зайцы и муравьи в лесу и степи разные. Таким образом, степные животные должны будут либо погибнуть, либо перебраться в другие места, Это огромный мир насекомых, птиц, зверей, Лесные же животные заселят данные места не скоро, поскольку им неоткуда появиться; некоторых может привезти человек, но его деятельность – капля в море, так как количество видов лесных животных  огромно. Да и тем, кого человек переселит своей волей, на первых порах будет нечем питаться, и они обречены на гибель. Зато в посадках быстро размножатся вредные насекомые. Поскольку здесь нет лесных птиц, ограничивающих их численность, насекомые будут размножаться беспрепятственно, и нанесут существенный урон деревьям, Доживут ли деревья до того времени, когда лес заселится лесными животными и между всеми организмами наладятся соответствующие пищевые связи? Неизвестно.

Все эти рассуждения подкрепляются картинами на фланелеграфе, путем снятия или выставления изображений упоминаемых объектов, в итоге дети убеждаются, что простые посадки деревьев не являются лесом, даже если их много и они занимают большие пространства. Уничтожить лес очень легко. Восстановить его практически невозможно.

Как организовать совместную работу с детьми

по изготовлению модели экологической системы

(рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений)

Уважаемые педагоги!

Моделирование дает богатейшие возможности для развития междеятельностных связей – ознакомления с природой, изобразительной деятельности, конструирования, труда, формировании элементарных математических представлений, развития речи, а также для всех видов воспитания – умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического. Именно поэтому мы предлагаем Вам  несколько рекомендаций по изготовлению, совместно с детьми, моделей биоценозов

Моделирование биоценозов не представляет особых трудностей, поэтому может найти широкое применение в практике вашей работы. Дети легко создают модели всех естественных биоценозов (тундры, леса, степи, пустыни, пресноводного и соленого водоема), а  также агроценозов (парка, поля, сада, огорода).

Модели биоценозов позволяют воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, понять взаимоотношения организмов, образующих данный биоценоз.

Модели биоценозов могут быть объемными и плоскостными, статическими и динамическими, настенными, напольными и настольными.

Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистичной манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми. Дети без особых трудов должны различать ель, сосну, березу, дуб и другие деревья, а также всех животных, населяющих данный биоценоз. Кроме того, очень важно соблюдать относительные размеры деталей, Это позволит найти практическое применение математическим познаниям дошкольников, например, вопрос, кто больше, лиса или медведь, и во сколько раз, выясняется с помощью условной мерки.

Детали можно изготовить разными способами – нарисовать, вылепить из пластилина, вырезать из натуралистических фотографий, сшить из тканей и меха, сделать из природного и бросового материала. Данный вид деятельности предоставляет большой простор для фантазии и взрослых и детей.

Для любого биоценоза необходимы 4 группы деталей: растения, животные, грибы и объекты неживой природы.

1. Растения, будучи аутотрофными организмами, являются основой биоценоза. Свои органические вещества они создают из неорганических, а именно – из углекислого газа, находящегося в воздухе, и воды. Эти вещества используются не только самими растениями, но и служат пищей для остальных организмов, называемых гетеротрофными, - животных, грибов и микроорганизмов. В степном биоценозе имеются только травы; в лесном встречаются все три жизненные формы растений: травы, кустарники и деревья. Все они должны присутствовать в модели.

2. Гетеротрофы приспособились утилизировать (т.е. использовать в пищу) все части растений – корни, стебли, листья, кору, древесину, цветы, плоды, семена. Эти организмы называются растительноядными, Особую группу растительноядных образуют животные, использующие в пищу траву; их называют травоядными.

В свою очередь, растительноядные животные служат пищей для многочисленных плотоядных животных, или хищников, к которым относятся не только хорошо известные волк и лиса, но и многие жуки, стрекозы, кузнечики, лягушки, жабы, змеи, ящерицы, птицы, звери, а в водоемах – рыбы.

Растительноядных используют в пищу и животные со смешанным типом питания: ежи, кабаны, некоторые обезьяны.

Из животных в модели должны быть представлены следующие обитатели:

  • внутрипочвенные – черви, личинки насекомых;
  • напочвенные – улитки, пауки, насекомые (жуки, бабочки, комары, мухи, кузнечики, муравьи) и их личинки, лягушки, змеи, ящерицы, мышевидные грызуны, ежи;
  • надпочвенные – разнообразные птицы, зайцы, волки, лисы, медведи, лоси и т.п.

Из объектов неживой природы нужны Солнце, Луна, звезды, тучи, облака, дождь (делается из серебристого елочного дождика, прикрепленного к туче), снег.

Чем больше изготовлено деталей, тем более сложные экологические задачи можно решать с помощью данной модели. Чтобы иметь возможность изучать сезонные изменения в природе, один и тот же объект можно  изготовить в нескольких вариантах, например, деревья сделать зелеными, цветущими, плодоносящими, сбросившими листья.

При желании можно создать серию биоценозов и экологических систем: тундру, лес, (лиственный, хвойный, смешанный, тропический), степь, пустыню, пресноводный водоем, море, а также агроценозы – сад, огород, поле.

Напольные и настольные модели биоценозов изготавливаются из плотной бумаги, картона или ДВП. Вырезанные детали раскрашивают в цвета, соответствующие натуральным, В дальнейшем две одинаковые детали соединяют друг с другом в верхней части с помощью дверной петли, плотного кусочка кожи или ткани, Во время работы объект ставят на столе или на полу наподобие буквы «Л». В сложенном виде они занимают мало места, что удобно для хранения.

Крепление объектов можно осуществлять и иным способом: каждую деталь делать в одном экземпляре, а в качестве подпорки использовать деревянную рейку, прикрепленную к детали в верхней ее трети с помощью дверной петли.

При изготовлении напольных и настольных моделей контуры деревьев можно выгибать из мягкой проволоки и затягивать марлей, аналогично делают и фигурки животных. Нижнюю часть модели выполняют в виде крестовины. В настольном варианте высота деревьев составляет 20-30 см, в напольном – до 1-1,5 метров. Для каждого дерева, куста, травы готовят из бумаги остальные детали: зеленые листья, желтые листья, цветы, зеленые плоды, зрелые плоды. С помощью небольших крючков или разогнутых скрепок дети навешивают эти детали на марлю. Отдельные объекты, входящие в состав моделируемого биоценоза (трава, кустарники, грибы, животные) соотносятся по размеру с деревьями.

Описанные модели удобно хранить (они занимают мало места) и легко расставлять; поскольку значительных физических усилий не требуется, с этой работой справляются сами дети. С помощью этих моделей на природоведческих занятиях перед ребятами развертывается полная картина сезонных изменений в природе: вначале деревья были голыми, затем на них появились цветы, которые далее превратились в плоды, и в конце занятия дети снимают урожай.

Эти же модели биоценозов можно использовать в игровой деятельности – как в организованной, так и самостоятельной. Они же являются прекрасными декорациями в спектаклях и сценках во время утренников и праздников.

Объемные модели биоценозов тоже изготовить несложно, Чтобы эти модели действительно способствовали формированию экологического сознания, они должны быть сделаны детьми. Наверняка модели, сделанные взрослыми, будут более красивыми, но главную познавательную ценность имеет именно процесс их создания, В это время дети знакомятся по литературе с растениями и животными, составляющими данный биоценоз, изучают по фотографиям их внешний вид и стараются воспроизвести взаимное расположение. Необходимо активно привлекать детей к разработке плана модели, стимулируя генерирование идей и мыслей, учитывая их мнение в процессе работы.

Объемные модели монтируются в невысоких ящиках или коробках примерно одинакового размера. Крепление деталей осуществляется любыми способами, которые вы сочтете удобными в каждой конкретной ситуации. Их можно приклеивать, укреплять с помощью пластилина, парафина и липкой ленты, заделывать в песок, вату, ткань и т.п.

Модель тундры представляет собой сплошную поверхность покрытую ватой или белой бумагой, Здесь ходят северные олени, лежат белые медведи, сидит полярная сова, бежит полярный волк, Из-под снега виден седой ягель, Летняя тундра представляет собой ярко цветущее разнотравье, в котором прячутся мышевидные грызуны лемминги, в воздухе – обилие мелкого гнуса. Растаявший снег образует много озер и болот. Все это дети способны воспроизвести самостоятельно.

Для модели леса дети готовят хвойные и лиственные деревья,  кустарники, травы, грибы, цветы, ягоды, а также животных, относящихся к разным классам: червей, насекомых, лягушек, жаб, ящериц, змей, разнообразных птиц и зверей, живущих в почве, на почве, на деревьях, в воздухе. Способ крепления деталей педагог разрабатывает самостоятельно.

Биоценоз пустыни представляет собой ящик, засыпанный песком; здесь мало животных: единичные змеи, ящерицы и верблюды, находящиеся в основном по окраинам, в одном месте – оазис; озеро представлено листком голубой бумаги, прикрытым прозрачной пленкой или пластиком.

Водоем можно изготовить в двух вариантах: вид сверху и вид в разрезе. Поверхность воды изображает прозрачный пластик либо полиэтиленовая пленка, Количество и состав водных растений зависят от того, какой участок водоема взят для моделирования. Из животных здесь присутствуют раки, насекомые и их личинки, живущие в воде и над водой, рыбы, лягушки, возможно – птицы; на берегу могут находиться ящерицы, змеи, птицы и звери.

Биоценоз степи представлен разнообразными травами и степными животными – насекомыми, пресмыкающимися, птицами и зверями.

На основе готовых моделей можно проводить целевые занятия, посвященные ознакомлению с различными экологическими системами. Используя модель, воспитатель обыгрывает сюжет рассказа и демонстрирует на фигурках, вылепленных из пластилина (изготовленных иным путем), все, что происходит с действующими лицами.

Желаем вам успеха!!!

( Приложение1)
Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа ->го большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.
Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.
Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).''
Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.
Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например,  рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты:  много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д. 
И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.
Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это "срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно - Климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. 
Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа "Время" может состоять из одной недели, в графе "Живая природа" обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.
Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки.  Например, в средней полосе России сентябрь - это зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где опавшая листва; в октябре все покрыто ковром листьев, они разной окраски, цветов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья превратились в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; апрель - это негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май - это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д.; летом каждый месяц имеет свои цветы - их обязательно надо нарисовать в календаре; зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается только толщиной снежного покрова. Поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.
Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность -сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)
Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста - это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3-4 лет ничего не рисуют, т.е. не создают модели сезонных, изменений природы в том понимании и в том виде, как это делают старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию.
Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант - 6 картинок на один сезон - по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной - дерево изображается в тихую, а на другой - в ветреную погоду.
Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием - одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, "выпускают ее на прогулку" (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления - степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком "Человечек"), Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования.

( Приложение 2)

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее,  по мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. 
Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем.
Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них. 
Набор картинок включает следующие моменты: 
1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде; 
2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут; 
3) хомяки недельного возраста (начали покрываться шерстью, открывать глаза, вставать на ножки) находятся в гнезде; 
4) малыши двухнедельного возраста начали выходить из домика, но мать затаскивает их в гнездо, беспокоится, охраняет; 
5) трехнедельные хомяки пытаются есть сами корм, обследуют ближайшее пространство; 
6) четырехнедельные хомяки бегают друг за другом, залезают на домик, в колесо, борются, играют.
Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каждая из которых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц - полоска "неделя", которую дети раскрашивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цветных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или временно прикрепить каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детенышей, который по сути является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного организма в процессе онтогенеза.

Приложение3

Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени - "неделя". Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.
Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован  рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время ("неделя"), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом моделирование роста и развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь -полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно - образовательном и работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай, а потом ели салат из редиса. 

Приложение 4.
Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.
Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:
- Начинает подкормку (в средней полосе России) в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).
- На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.
- Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.
Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.
Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).
Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.
Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. 
Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта -дает возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

 



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"

quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...

Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)

Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...

«Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

laquo;Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»....

Семинар-практикум по теме «Использование проектирования в познавательно-речевой деятельности дошкольников».

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-р...

« Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

laquo; Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»(из опыта работы)       Познавательная деятельность - это акти...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...