Консультация "Особенности речевого развития одарённых детей"
статья

Попленкина Жанна Викторовна

 

1. Особенности речевого развития одаренных детей.
К важнейшим особенностям одаренных детей (среди прочих) относят необычайно раннее проявление сформированности навыков логического мышления; богатство словаря; быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций. Некоторые высказывания детей, поражающие «взрослостью», для них не более чем, своего рода игра. Специальные исследования психологов указывают на особую легкость формирования в раннем детстве речевого слуха, артикуляции.

У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, обычно длится от двух с половиной до трех с половиной лет). Их вопросы появляются с самого начала активного говорения, и количество вопросов не уменьшается так резко, как у их сверстников в три-четыре года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем их сверстники. К тому же вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. Ребенок ищет источник информации, задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное мнение. Он не повторяет все, что услышал, а пересказывает так, как понял. Он рассказывает все, что узнал, но непременно в собственном понимании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_odarennyh_detey.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития

одаренных детей»

1. Особенности речевого развития одаренных детей.
К важнейшим особенностям одаренных детей (среди прочих) относят необычайно раннее проявление сформированности навыков логического мышления; богатство словаря; быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций. Некоторые высказывания детей, поражающие «взрослостью», для них не более чем, своего рода игра. Специальные исследования психологов указывают на особую легкость формирования в раннем детстве речевого слуха, артикуляции.

У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, обычно длится от двух с половиной до трех с половиной лет). Их вопросы появляются с самого начала активного говорения, и количество вопросов не уменьшается так резко, как у их сверстников в три-четыре года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем их сверстники. К тому же вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. Ребенок ищет источник информации, задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное мнение. Он не повторяет все, что услышал, а пересказывает так, как понял. Он рассказывает все, что узнал, но непременно в собственном понимании.

У одаренного ребенка значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Дарование ребенка может проявиться в какой-либо определенной области, например, литературного творчества. Литературное дарование, как правило, раскрывается позднее, по-видимому, оно зависит от опыта и знаний по сравнению с математическими и шахматными способностями и более абстрактными по своему характеру. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства.

Для обыкновенного ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживается иначе. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм. Всевозможные слова так интересно рифмуются, получаются то веселые, то грустные, то рычащие, то зовущие, а иногда совершенно фантастические сочетания. И при этом легкость (тяжелых мук поиска рифмы нет и в помине) и радость от самого процесса возникновения нужных слов и сочетаний.

Простенькие по форме и содержанию первые стихи, как правило, не сохраняются, как и первые сказки-фантазии. Но они выполняют свою роль. Ребенку удавалось передать свои чувства, настроение.
По сравнению с работами ровесников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны, хотя в целом несут еще печать подражательности, что вполне естественно для дошкольного возраста.
2. Речевые проблемы одаренных детей.

Исследования психологов привлекают внимание к тому, что если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет (в том числе и аутизм), то ее развитие крайне затрудняется (а впоследствии появляются вторичные нарушения письменной речи – дислексии, дисграфии, дизорфографии). В таких случаях, когда одаренные дети поздно начинают говорить, то говорят они, как правило, сразу сложно, грамотно, много. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет) одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
Нередки случаи более легких речевых нарушений. Чаще всего это фонетическое недоразвитие речи – ребенок не произносит, искажает или заменяет некоторые звуки (от одного звука до нескольких звуков одной группы или разных групп).

Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Ребенка перегружают информацией: читают много книг, несоответствующих возрасту; разрешают много и часто смотреть телепередачи, работать на компьютере. Его часто перегружают избыточными впечатлениями: посещение театра, цирка, музея, занятия в многочисленных кружках и т.п. Особенно вредна такая перегрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания. Такие перегрузки могут вызвать заикание. В этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных, моторных и в особенности бытовых навыков. Следует иметь в виду, что заикание также может появиться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Нередки случаи возникновения заикания у детей с рано развившейся речью. Родители читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Успешность коррекции речевых проблем одаренных детей зависит от тяжести нарушения речи и индивидуальных особенностей каждого ребенка (эмоционально-волевой сферы, мотивации на преодоление речевых нарушений). Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем. 


Литература
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 2-е изд.- М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2001.
2. Заикание у детей // Растем вместе. 2006. № 23.
3. Климонтович Е. Ю. Консультация логопеда: для специалистов и родителей// Школа здоровья. 2005. № 2.
4.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста...

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнк...

Рекомендации по развитию одарённости детей раннего возраста

В детских садах активизировалась психолого - педагогическая помощь родителям, имеющим одарённых детей. В статье изложены рекомендации которые в определённой мере  помогут воспитателю понять как с...

Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»

У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентиче...

Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности....

Презентация "Индивидуальное сопровождение физического развития одарённых детей"

Использование разнообразных методов, приёмов и здоровьесберегающих технологий в работе с одаренными детьми...

Статья: "Развитие одарённых детей в детском саду".

laquo;Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживатьза ним, сделать всё необходимое, что...