МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odaryonnost.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.А Гурская

 (АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 67 «Радость»

Самарская область, город Тольятти)

Что есть талант? Что такое одарённость? Привилегия немногих или возможное свойство всех? Если это так, как она возникает? Каковы её природа и составляющие? И, наконец, почему одарённость ребёнка зачастую исчезает, не перерастая в талант или гений взрослого человека? Философы, педагоги и психологи задают эти вопросы на протяжении многих столетий. Существует множество исследований природы таланта и одарённости, но ни одно из них не даёт однозначного ответа о природе и сущности детской одарённости, не определяет строгого механизма выявления и развития таланта. Целостность человека талантливого — человека, действующего самостоятельно, достаточно полно можно описать такими понятиями как: мышление, чувства, соображение, психомоторика, потенциал развития.

Словосочетание «одаренный ребенок» обозначает некую исключительность, качественное отличие его от сверстников.  В современной науке одаренность принято подразделять на общую, обеспечивающую достижения в самых разнообразных сферах, и специальную, позволяющую добиваться высоких результатов в определенном виде деятельности. В образовательных учреждениях, как правило, педагоги выявляют и уделяют  пристальное внимание специальной одаренности ребёнка – будь то музыкальная, творческая, двигательная, интеллектуальная  или иная одарённость, так как специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Детская одаренность формируется и проявляется в плане художественно – эстетическом, познавательном коммуникативном, духовно-ценностном. На практике убеждаешься, что одарённость детей  достаточно распространённое явление. Однако, существует и деометрально противоположное – одарённость уникальна, обычно выявляется лишь некоторое превышение нормы развития ребёнка.  В любом случае, возникает  проблема необходимости раннего выявления и целенаправленного развития одарённости на основе введения индивидуальных образовательных траекторий и систематического направленного  взаимодействия с родителями одарённых воспитанников.

Мы полагаем, что талантлив каждый человек, обладающий неущербным генотипом - программой развития организма, — если он сам себя не разрушил вредными факторами (алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.д.).

Возникает вопрос: почему же вокруг нас так мало действительно талантливых людей? Возможно, что учёба и жизнь не пробудили в них механизма таланта. Например, растение растет в земле, к тому же в хорошей почве растёт лучше. Но из этого не следует, что идеальная почва для гвоздики позволит ей вырасти до размеров дерева и  что именно хорошая почва вынуждает гвоздику хорошо расти. Растение за счет своих генетических, морфологических механизмов само определяет, каким оно будет и что надо взять из хорошей почвы. От нас зависит вовремя поливать и рыхлить землю - это поможет растению, но прямо не определит, каким именно оно вырастет.

С растением все просто и понятно. Ребенок в миллиарды раз сложнее, и не только в генетическом отношении. Он мыслящий, чувствующий, выбирающий. Когда речь заходит о воспитании, живой ребенок зачастую превращается в объект педагогических, воспитательных и других воздействий. Одарённые дети, с поддержкой адекватно оценивающих и помогающих в реализации детских способностей  родителей, при условии правильно поставленной воспитательной работы в образовательном учреждении и здоровой психологической атмосферы в группе сверстников и семье,  вполне вероятно вырастут талантливыми людьми.

Мы проанализировали имеющиеся мнения о природе таланта и одарённости и выделили основные:

  1. Талант -  от Бога.
  2. Талант  - от учителя.
  3. Талант  - это работа.

Исходя из анализа мнений, можно сделать вывод, что талант — это такой механизм, который существует или  дается, как благо, либо талант сооружается с помощью учителя, им же развивается, и, наконец, талант — следствие, продукт работы, возникающий после исполнения определенного объема переработанного материала.

Если задаток рассматривается в современной психологии как условие возникновения одарённости, способности, как отдельный инструмент, предназначенный для круга некоторых деятельностей, то механизм — объединение инструментов, крепко связанных между собой, систематизирующее разнообразные содержания отраженного человеком и удерживающее его в едином целом. Психический механизм - некоторая завершенность и единство, автономность в противопоставлении внешней среде, наделенная внутренней энергией и направленная на выполнение определенной работы (умственной или психомоторной). Задатков в ребёнке очень много, некоторые их них формируются в способности, которые далее трансформируются в одарённость и талантливость. Исследования показали,  практически любой нормальный ребёнок имеет какой либо талант или обладает потенциалом для его развития. Содержание образования одаренных детей должно отличаться от базового,  быть нетрадиционным, в большей степени основанном на деятельностном подходе,  предоставляющем  возможность   каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Стратегия педагога в этом процессе - прибегать к парадоксам и аналогиям, задавать значимые для ребёнка проблемные вопросы, организовывать поисковую деятельность, прививать исследовательские навыки, формировать умение делать выводы и выдвигать гипотезы. Этому в полной мере отвечает компетентностно - ориентированное образование, являющееся приоритетным на современном этапе развития образования и общества.

Большинство концепций рассматривают одаренность и талант как многоаспектное явление. Комплексностью отличается и широко известная модель американского психолога Дж. Рензулли - «трехкольцевая концепция одаренности». Согласно ей, одаренность состоит из взаимодействия трех качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, высокой мотивации  к разрешению проблемных ситуаций,  высокой креативности  и коммуникативности, творческого потенциала. Демократичность этой модели позволяет относить к категории одаренных детей, превышающих в развитии по одному или нескольким указанным параметрам. В дошкольном возрасте в реализации потенциала одаренности большую роль играет развитие мотивации. Мотивация - это активное состояние, направленное на удовлетворение потребности путем организации  целенаправленных действий по достижению результата.

В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей  детей с  позитивными эмоциями. В свою очередь эмоции вызывают у ребенка интерес к деятельности, усиливая тем самым мотивацию. Следовательно, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в таких видах деятельности, как игра, экспериментальная и творческая деятельность, деятельность по решению проектных задач.  С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а с другой - формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт.

Действуя в реальной проблемной или воображаемой ситуации за другого, принимая  на себя роль экспериментатора, педагога, творца, ребенок присваивает его черты, испытывает его чувства, а его личные чувства, порой мешающие ему в жизни, отодвигаются на второй план и до определенного времени не дают о себе знать. По мнению Д.Б. Эльконина, это «двойное самочувствие» обогащает эмоциональную сферу, способствует пониманию скрытого смысла ситуации, приводит к формированию новых положительных качеств, новых побуждений и потребностей.

Педагогическое и психологическое образование современного общества высоко. Общество требует от педагогики и психологии нахождение и внедрение алгоритма воспитания и образования компетентной и творческой личности ребёнка, то есть стремится видеть детей безусловно одарёнными в той или иной области. Данное требование может быть удовлетворено лишь в комплексных усилиях дошкольных учреждений и семьи. Лишь совместное целенаправленное воздействие может являться гарантом развития детской одарённости. Современные родители знают, что хорошо и плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем, и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке персидского кота...

К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания  одарённых детей.  Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля, в большей мере предоставлять ребёнку возможности для самовыражения, творчества, личной свободы. Маленький талант сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущений собственной значимости и способствуют саморазвитию способностей и задатков, заложенных генетически.

Таким образом, можно сделать выводы, что:

  1. Талант есть норма. Обычное деятельное состояние.
  2. Талант просыпается   в  преодолении, в самостоятельном действии
  3. Талант — способность к самовыражению, которая позволяет оригинально

           решать личностно и общественно значимые задачи и проблемы

  1. Талант - механизм  универсальный,  не имеющий  возрастных пределов

        Ребёнок, обладающий талантом целостным, еще лучше в состоянии гармонии, способен:

  1. обрабатывать информацию и энергию разнообразных задач;
  2. перестраивать структуру таланта соответственно этим задачам;
  3. действовать универсально;
  4. решать известные задачи оригинальным способом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Диагностика и развитие творческих способностей и одарённости детей дошкольного возраста.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.О...

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...

«Развитие творческих способностей у одарённых детей дошкольного возраста»

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Статья: Художественная - эстетическая деятельность, как ведущий способ развития творческой одарённости детей дошкольного возраста.

Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования...