МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odaryonnost.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т.А Гурская
(АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 67 «Радость»
Самарская область, город Тольятти)
Что есть талант? Что такое одарённость? Привилегия немногих или возможное свойство всех? Если это так, как она возникает? Каковы её природа и составляющие? И, наконец, почему одарённость ребёнка зачастую исчезает, не перерастая в талант или гений взрослого человека? Философы, педагоги и психологи задают эти вопросы на протяжении многих столетий. Существует множество исследований природы таланта и одарённости, но ни одно из них не даёт однозначного ответа о природе и сущности детской одарённости, не определяет строгого механизма выявления и развития таланта. Целостность человека талантливого — человека, действующего самостоятельно, достаточно полно можно описать такими понятиями как: мышление, чувства, соображение, психомоторика, потенциал развития.
Словосочетание «одаренный ребенок» обозначает некую исключительность, качественное отличие его от сверстников. В современной науке одаренность принято подразделять на общую, обеспечивающую достижения в самых разнообразных сферах, и специальную, позволяющую добиваться высоких результатов в определенном виде деятельности. В образовательных учреждениях, как правило, педагоги выявляют и уделяют пристальное внимание специальной одаренности ребёнка – будь то музыкальная, творческая, двигательная, интеллектуальная или иная одарённость, так как специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Детская одаренность формируется и проявляется в плане художественно – эстетическом, познавательном коммуникативном, духовно-ценностном. На практике убеждаешься, что одарённость детей достаточно распространённое явление. Однако, существует и деометрально противоположное – одарённость уникальна, обычно выявляется лишь некоторое превышение нормы развития ребёнка. В любом случае, возникает проблема необходимости раннего выявления и целенаправленного развития одарённости на основе введения индивидуальных образовательных траекторий и систематического направленного взаимодействия с родителями одарённых воспитанников.
Мы полагаем, что талантлив каждый человек, обладающий неущербным генотипом - программой развития организма, — если он сам себя не разрушил вредными факторами (алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.д.).
Возникает вопрос: почему же вокруг нас так мало действительно талантливых людей? Возможно, что учёба и жизнь не пробудили в них механизма таланта. Например, растение растет в земле, к тому же в хорошей почве растёт лучше. Но из этого не следует, что идеальная почва для гвоздики позволит ей вырасти до размеров дерева и что именно хорошая почва вынуждает гвоздику хорошо расти. Растение за счет своих генетических, морфологических механизмов само определяет, каким оно будет и что надо взять из хорошей почвы. От нас зависит вовремя поливать и рыхлить землю - это поможет растению, но прямо не определит, каким именно оно вырастет.
С растением все просто и понятно. Ребенок в миллиарды раз сложнее, и не только в генетическом отношении. Он мыслящий, чувствующий, выбирающий. Когда речь заходит о воспитании, живой ребенок зачастую превращается в объект педагогических, воспитательных и других воздействий. Одарённые дети, с поддержкой адекватно оценивающих и помогающих в реализации детских способностей родителей, при условии правильно поставленной воспитательной работы в образовательном учреждении и здоровой психологической атмосферы в группе сверстников и семье, вполне вероятно вырастут талантливыми людьми.
Мы проанализировали имеющиеся мнения о природе таланта и одарённости и выделили основные:
- Талант - от Бога.
- Талант - от учителя.
- Талант - это работа.
Исходя из анализа мнений, можно сделать вывод, что талант — это такой механизм, который существует или дается, как благо, либо талант сооружается с помощью учителя, им же развивается, и, наконец, талант — следствие, продукт работы, возникающий после исполнения определенного объема переработанного материала.
Если задаток рассматривается в современной психологии как условие возникновения одарённости, способности, как отдельный инструмент, предназначенный для круга некоторых деятельностей, то механизм — объединение инструментов, крепко связанных между собой, систематизирующее разнообразные содержания отраженного человеком и удерживающее его в едином целом. Психический механизм - некоторая завершенность и единство, автономность в противопоставлении внешней среде, наделенная внутренней энергией и направленная на выполнение определенной работы (умственной или психомоторной). Задатков в ребёнке очень много, некоторые их них формируются в способности, которые далее трансформируются в одарённость и талантливость. Исследования показали, практически любой нормальный ребёнок имеет какой либо талант или обладает потенциалом для его развития. Содержание образования одаренных детей должно отличаться от базового, быть нетрадиционным, в большей степени основанном на деятельностном подходе, предоставляющем возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Стратегия педагога в этом процессе - прибегать к парадоксам и аналогиям, задавать значимые для ребёнка проблемные вопросы, организовывать поисковую деятельность, прививать исследовательские навыки, формировать умение делать выводы и выдвигать гипотезы. Этому в полной мере отвечает компетентностно - ориентированное образование, являющееся приоритетным на современном этапе развития образования и общества.
Большинство концепций рассматривают одаренность и талант как многоаспектное явление. Комплексностью отличается и широко известная модель американского психолога Дж. Рензулли - «трехкольцевая концепция одаренности». Согласно ей, одаренность состоит из взаимодействия трех качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, высокой мотивации к разрешению проблемных ситуаций, высокой креативности и коммуникативности, творческого потенциала. Демократичность этой модели позволяет относить к категории одаренных детей, превышающих в развитии по одному или нескольким указанным параметрам. В дошкольном возрасте в реализации потенциала одаренности большую роль играет развитие мотивации. Мотивация - это активное состояние, направленное на удовлетворение потребности путем организации целенаправленных действий по достижению результата.
В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей детей с позитивными эмоциями. В свою очередь эмоции вызывают у ребенка интерес к деятельности, усиливая тем самым мотивацию. Следовательно, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в таких видах деятельности, как игра, экспериментальная и творческая деятельность, деятельность по решению проектных задач. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а с другой - формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт.
Действуя в реальной проблемной или воображаемой ситуации за другого, принимая на себя роль экспериментатора, педагога, творца, ребенок присваивает его черты, испытывает его чувства, а его личные чувства, порой мешающие ему в жизни, отодвигаются на второй план и до определенного времени не дают о себе знать. По мнению Д.Б. Эльконина, это «двойное самочувствие» обогащает эмоциональную сферу, способствует пониманию скрытого смысла ситуации, приводит к формированию новых положительных качеств, новых побуждений и потребностей.
Педагогическое и психологическое образование современного общества высоко. Общество требует от педагогики и психологии нахождение и внедрение алгоритма воспитания и образования компетентной и творческой личности ребёнка, то есть стремится видеть детей безусловно одарёнными в той или иной области. Данное требование может быть удовлетворено лишь в комплексных усилиях дошкольных учреждений и семьи. Лишь совместное целенаправленное воздействие может являться гарантом развития детской одарённости. Современные родители знают, что хорошо и плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем, и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке персидского кота...
К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания одарённых детей. Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля, в большей мере предоставлять ребёнку возможности для самовыражения, творчества, личной свободы. Маленький талант сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущений собственной значимости и способствуют саморазвитию способностей и задатков, заложенных генетически.
Таким образом, можно сделать выводы, что:
- Талант есть норма. Обычное деятельное состояние.
- Талант просыпается в преодолении, в самостоятельном действии
- Талант — способность к самовыражению, которая позволяет оригинально
решать личностно и общественно значимые задачи и проблемы
- Талант - механизм универсальный, не имеющий возрастных пределов
Ребёнок, обладающий талантом целостным, еще лучше в состоянии гармонии, способен:
- обрабатывать информацию и энергию разнообразных задач;
- перестраивать структуру таланта соответственно этим задачам;
- действовать универсально;
- решать известные задачи оригинальным способом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
Диагностика и развитие творческих способностей и одарённости детей дошкольного возраста.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.О...
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...
«Развитие творческих способностей у одарённых детей дошкольного возраста»
Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Статья: Художественная - эстетическая деятельность, как ведущий способ развития творческой одарённости детей дошкольного возраста.
Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования...