Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»
рабочая программа на тему

Савенкова Людмила Сергеевна

У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентической гармонии. Поэтому данная программа поможет педагогам выявить потенциальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti2.docx586.82 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\импульс1\Desktop\img023.jpg

Пояснительная записка.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Главнейшей целью образования и воспитания детей является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группе вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой одаренности других воспитанников.

У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентической гармонии.

Мозг ребенка представляет собой гигантскую машину, обрабатывающую ассоциации. Ассоциация – это инструмент, с помощью которого ребенок устанавливает взаимосвязи между многообразными фактами и явлениями познаваемой Вселенной. Мозг ребенка в состоянии запомнить все, что кажется ему необычным или уникальным. Это свойство памяти известно, как эффект фон Ресторфа (он назван в честь немецкого психолога, который установил, что человеческий мозг обращает внимание и запоминает вещи, которые чем-то выделяются среди обычного окружения). Составление интеллект-карт или умственных карт – это использование таких элементов, как:

- память;

- ассоциации;

- место;

- эффект фон Ресторфа.

Умственная карта позволяет также открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности (радиальное мышление), поэтому дает возможность ребенку выразить в простой и в то же время сложной форме свою индивидуальность.

Подобно дорожной карте – умственная карта:

1.        Помогает охватить взглядом множество предметов и явлений;

2.         Позволяет наметить или выбрать маршрут и подскажет куда и откуда вы двигаетесь;

3.        Содержит в себе большое количество данных;

4.        Помогает решать проблемы, подсказывая новые пути для творчества;

5.        Позволяет действовать максимально эффективно;

6.        Радует глаз, когда вы читаете ее или размышляете над ней;

7.        Привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

Умственная карта – это эффективное средство развития ребенка, так как она позволяет детскому мозгу распознавать известные изображения и строить на них свои ассоциации без всяких «помех» со стороны грамматики и семантики, дает ребенку полную картину, связывая по смыслу различные темы и явления, изображенные на ней, служит чудесным инструментом для развития памяти, обучения, творческого мышления, анализа, подготовки к школе и самовыражения.

Цель программы:

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.

Формы работы с одарёнными детьми:

•        групповые занятия;

•        работа по индивидуальным планам;

•        исследования динамики развития.

Формы работы с родителями.

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

1.        Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2.        Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

3.        Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4.        Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

•        Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

•        Родительские собрания с акцентом на развитие темы “Умные родителя - гениальный ребенок”.

•        Совместное с родителями составление индивидуального плана или программы развития ребенка каждого ребенка по запросу родителей или по рекомендации педагога.

•        Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

•        Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Основные направления работы с одарёнными детьми.

- В качестве основного направления работы с одаренными детьми является составление интеллект-карт по разнообразным темам для расширения кругозора, повышения интеллекта, развития творческого и логического мышления и т.д.

- Педагог - живой пример. Поскольку мозг сконструирован таким образом, чтобы обучаться подражая, в создании умственных карт и их описании, педагог является образцом для подражания, что способствует развитию речи, восприятия и мышления дошкольников.

- Ребенок – это механизм, запрограммированный на успех. Он рожден для того, чтобы добиваться успеха. Его история – это история успеха. Задача педагога поддержать ребенка на пути к успеху.

Принципы реализации программы.

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
  • Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
  • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям    одаренных    воспитанников    на    разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
  • Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Механизмы реализации программы.

•        Внедрение в практику ранней диагностики одаренности при помощи интеллект-карт и ее дальнейшего развития. Применение методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.

•        Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

•        Реализация программ дополнительного образования в части работы с одаренными детьми.

•        Создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ.

Планируемые результаты:

  • Развитие творческих и умственных способностей ученика,
  • Устойчивый интерес к обучению, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
  • Участие в олимпиадах и достижение результата.

Индикаторы эффективности реализации программы:

1. Рост числа родителей, удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми.

2. Увеличение числа воспитанников, овладевших ключевыми компетенциями.

3. Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений.

План работы с одарёнными детьми на 2017-2018 учебный год

с опорой на тематический план.

Мероприятия

Сроки

1.

Ознакомительно-диагностический этап.

Сентябрь

2.

Организация и проведение мероприятий, с применением технологии интеллектуального картирования направленных на выявление и развитие потенциальных способностей воспитанников.

В течение года

4.

Участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

В течение года

5.

Организация индивидуальных консультаций для родителей воспитанников.

В течение года

6.

Создание архива данных исследовательских работ.

В течение года

7.

Проведение консультаций для родителей воспитанников, имеющих повышенный интерес к познавательно-исследовательской, физической, двигательной, творческой или конструктивной деятельности.

В течение года

8.

Изучение опыта работы с одаренными детьми.

В течение года

9.

Подведение итогов работы, анализ работы с одаренными детьми, вручение грамот и благодарностей детям и родителям.

Тематический план.

Список литературы:

Бьюзен. Т. Умные родители – гениальный ребенок / Минск: Попурри, 2017г.

Тони и Бари Бьюзен Супермышление/Минск: Попурри, 2014 г.

Бьюзен Т. Научи себя думать/Минск: Попурри, 2014 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)

В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...

Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...

Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"

Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образо...

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...

Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.

Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследован...