Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»
рабочая программа на тему
У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентической гармонии. Поэтому данная программа поможет педагогам выявить потенциальные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti2.docx | 586.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Главнейшей целью образования и воспитания детей является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группе вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой одаренности других воспитанников.
У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентической гармонии.
Мозг ребенка представляет собой гигантскую машину, обрабатывающую ассоциации. Ассоциация – это инструмент, с помощью которого ребенок устанавливает взаимосвязи между многообразными фактами и явлениями познаваемой Вселенной. Мозг ребенка в состоянии запомнить все, что кажется ему необычным или уникальным. Это свойство памяти известно, как эффект фон Ресторфа (он назван в честь немецкого психолога, который установил, что человеческий мозг обращает внимание и запоминает вещи, которые чем-то выделяются среди обычного окружения). Составление интеллект-карт или умственных карт – это использование таких элементов, как:
- память;
- ассоциации;
- место;
- эффект фон Ресторфа.
Умственная карта позволяет также открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности (радиальное мышление), поэтому дает возможность ребенку выразить в простой и в то же время сложной форме свою индивидуальность.
Подобно дорожной карте – умственная карта:
1. Помогает охватить взглядом множество предметов и явлений;
2. Позволяет наметить или выбрать маршрут и подскажет куда и откуда вы двигаетесь;
3. Содержит в себе большое количество данных;
4. Помогает решать проблемы, подсказывая новые пути для творчества;
5. Позволяет действовать максимально эффективно;
6. Радует глаз, когда вы читаете ее или размышляете над ней;
7. Привлекает к себе глаза и мозг ребенка.
Умственная карта – это эффективное средство развития ребенка, так как она позволяет детскому мозгу распознавать известные изображения и строить на них свои ассоциации без всяких «помех» со стороны грамматики и семантики, дает ребенку полную картину, связывая по смыслу различные темы и явления, изображенные на ней, служит чудесным инструментом для развития памяти, обучения, творческого мышления, анализа, подготовки к школе и самовыражения.
Цель программы:
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Формы работы с одарёнными детьми:
• групповые занятия;
• работа по индивидуальным планам;
• исследования динамики развития.
Формы работы с родителями.
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
• Родительские собрания с акцентом на развитие темы “Умные родителя - гениальный ребенок”.
• Совместное с родителями составление индивидуального плана или программы развития ребенка каждого ребенка по запросу родителей или по рекомендации педагога.
• Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
• Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Основные направления работы с одарёнными детьми.
- В качестве основного направления работы с одаренными детьми является составление интеллект-карт по разнообразным темам для расширения кругозора, повышения интеллекта, развития творческого и логического мышления и т.д.
- Педагог - живой пример. Поскольку мозг сконструирован таким образом, чтобы обучаться подражая, в создании умственных карт и их описании, педагог является образцом для подражания, что способствует развитию речи, восприятия и мышления дошкольников.
- Ребенок – это механизм, запрограммированный на успех. Он рожден для того, чтобы добиваться успеха. Его история – это история успеха. Задача педагога поддержать ребенка на пути к успеху.
Принципы реализации программы.
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
- Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
- Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одаренных воспитанников на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
- Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Механизмы реализации программы.
• Внедрение в практику ранней диагностики одаренности при помощи интеллект-карт и ее дальнейшего развития. Применение методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
• Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
• Реализация программ дополнительного образования в части работы с одаренными детьми.
• Создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ.
Планируемые результаты:
- Развитие творческих и умственных способностей ученика,
- Устойчивый интерес к обучению, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
- Участие в олимпиадах и достижение результата.
Индикаторы эффективности реализации программы:
1. Рост числа родителей, удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми.
2. Увеличение числа воспитанников, овладевших ключевыми компетенциями.
3. Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений.
План работы с одарёнными детьми на 2017-2018 учебный год
с опорой на тематический план.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Ознакомительно-диагностический этап. | Сентябрь |
2. | Организация и проведение мероприятий, с применением технологии интеллектуального картирования направленных на выявление и развитие потенциальных способностей воспитанников. | В течение года |
4. | Участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. | В течение года |
5. | Организация индивидуальных консультаций для родителей воспитанников. | В течение года |
6. | Создание архива данных исследовательских работ. | В течение года |
7. | Проведение консультаций для родителей воспитанников, имеющих повышенный интерес к познавательно-исследовательской, физической, двигательной, творческой или конструктивной деятельности. | В течение года |
8. | Изучение опыта работы с одаренными детьми. | В течение года |
9. | Подведение итогов работы, анализ работы с одаренными детьми, вручение грамот и благодарностей детям и родителям. | |
Тематический план.
Список литературы:
Бьюзен. Т. Умные родители – гениальный ребенок / Минск: Попурри, 2017г.
Тони и Бари Бьюзен Супермышление/Минск: Попурри, 2014 г.
Бьюзен Т. Научи себя думать/Минск: Попурри, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)
В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...
Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».
Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...
Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...
Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"
Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образо...
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...
Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей
Пилотная площадкаИнновационный проект...
Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.
Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследован...