Самообразования
материал
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Дюймовочка»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО ТЕМЕ:
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы»
Разработала: воспитатель
Разновозрастной группы
Рингельман Мария Александровна
с.Омутинское
2023г.
План по самообразованию по теме:
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры - беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Рисование;
Формы организации:
Занятие по художественной литературе;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Список литературы:
- «Социально – коммуникативное развитие дошкольников». Младшая группа. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.
- «Развитие речи в детском саду. Младшая группа » В.В.Гербова,Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.
- «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» Центр педагогического образования, Москва. 2008г.
- «Конспекты занятий по развитию речи. Вторая младшая группа» Центр педагогического образования, Москва. 2008г.
- «Конструирование» З.В.Лиштван, Издательство «Просвещение», 1981г.
- «Утренняя гимнастика в детском саду» Т.Е.Харченко, Издательство «Мозаика- Синтез»,2016г.
- «Рисование с детьми 3-4 лет» Д.Н.Колдина Мозаика – Синтез, 2017г.
- «Лепка с детьми 3-4 лет» Д.Н.Колдина Мозаика – Синтез, 2017г.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.
1) Как Вы считаете для чего нужны детям сказки? __________________________________________
______________________________________________________________________________________
2) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг:
- практически все свободное время;
- ежедневно;
- хотелось бы больше, но мало свободного времени;
- ваш вариант ответа___________________________
3) Вы читаете ребенку книги…
- по просьбе ребенка;
- по собственной инициативе
4) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги? _________________________________________
5) Какие книги предпочитает Ваш ребенок:
- сказки;
- стихи;
- литературу о природе;
- энциклопедии;
- книги познавательного содержания;
- нет определенных предпочтений;
- ваш вариант ___________________________
6) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг:
- да
- нет;
- от случая к случаю;
- ваш вариант ответа______________________
7) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _____________________________
______________________________________________________________________________________
8) Какие трудности возникают при выборе сказки? __________________________________________
______________________________________________________________________________________
9) В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку:
- чтение;
- рассказ;
- рассказ выдуманной сказки;
- театрализация;
- ваш вариант ответа___________________________
10) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать / обсудить содержание прочитанного произведения? ______________________________________________________________________
11) Как именно вы обсуждаете с ребенком сюжет прочитанного произведения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
13) Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие? ______________________________________________________________________________________
14) Придумываете ли Вы сказки для вашего ребенка? _______________________________________
15) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг:
- красочные иллюстрации;
- познавательная ценность книги;
- яркий литературный язык;
- доступная цена;
- выбор, сделанный самим ребенком;
- ваш вариант ответа_______________________________________________________________
16) Считаете ли Вы необходимым приобщать ребенка к посещению общественной библиотеки?
______________________________________________________________________________________
17) Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев? __________________________________________________________________
18) Как вы считаете, какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказок?
- интеллект;
- речь;
- творческие способности;
- воображение;
- ваш вариант ответа____________________
19) В чем Вам видится воспитательная роль книги:
- книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми;
- книга – источник познания окружающего мира;
- книга – источник нравственной и эстетической культуры;
- ваш вариант ответа________________________________________
20) Какое из афоризмов Вам ближе всего:
- Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
- Сказки следует воспринимать как развлечение, а не как справочник по реальной жизни. (Лиза Клейпас)
- Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет. (Валентин Берестов)
- Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)
Уважаемые Родители! Спасибо огромное за вашу работу над анкетой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...