Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников
презентация
Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников.
Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни.
Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_umka_-_box.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическое пособие «Умка – box », направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников. Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни. Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста. Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.
Появление этого пособия было вызвано трудностями усвоения детьми с ОВЗ обобщающих слов. У детей с нормой эти понятия формируются быстрее, в процессе общения и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Помимо всего прочего, дети с нормой способны к более продолжительной работе с карточками, рисунками, любыми печатными материалами, чем дети с ОВЗ, что часто обусловлено их темпом деятельности, недостаточной работоспособностью, быстрой истощаемостью и утомляемостью. Дети с ОВЗ особого интереса к простым печатным материалам не проявляют, в связи с чем, большинство заданий приходится размещать на объемных материалах. Так же, как и с этим пособием, его пришлось разместить на крышках от пластиковых бутылок. И у большинства детей с ОВЗ появился интерес, а также у многих из них включился тот вид деятельности, который доступен им на данном этапе их развития – предметно – манипулятивная деятельность. Усвоение операции обобщения предметов чрезвычайно важно! Поскольку она является предпосылкой к будущему чтению, пониманию математических действий сложения и умножения! А мыслительная операция синтез – это предпосылка к будущему звукобуквенному анализу, развитию фонематического слуха у детей, пониманию математических действий вычитания и деления.
Пособие «Умка – box » рекомендуется использовать следующим образом: детям предлагаются карточки, на каждой из которых изображена 1 обобщающая картинка и рядом с ней, изображены 5 свободных мест для крышек, с нанесенным на них изображением одного из предметов. В процессе игры, ведущим достается по 1 из крышек, детям предлагается назвать что это за предмет, и постараться определить место этого предмета на одной из карточек. Когда все поля будут заполнены, детей просят назвать предметы на каждой из карточек одним словом, попытаться обобщить их.
Изначально пособие было создано только для одной игры – формирования операций анализа и синтеза, но позже, в процессе совместной деятельности с детьми, появились и другие игры, например, такие как эта. «Загадки о свойствах предметов» Перед ребенком выкладываются несколько крышек, которые будут служить отгадками к загадкам. Взрослый загадывает ребенку загадку о каком-либо из этих предметов, описывая только его свойства. Ребенок должен догадаться, о каком из предметов идет речь. Например: Красивая, легкая, летающая (бабочка); Бурый, косолапый, дикий (медведь); Красное, сочное, сладкое (яблоко) и т.д. Таким образом, увеличивается словарь прилагательных детей и формируются понятия о родах предметов.
Также элементы этого пособия можно использовать с целью формирования звукобуквенного анализа у детей . Взрослый берет одну из крышек и кладет ее перед ребенком. Тот должен постараться определить какой звук последний в названии этого предмета и положить рядом крышку с предметом, название которого начинается с этого звука и так далее.
С целью развития зрительной памяти и внимания детей данное пособие можно использовать следующим образом: перед ребенком выкладываются несколько крышек (от 5 до 12) в произвольном порядке. Ребенку необходимо запомнить какие картинки изображены на крышках. Затем ребенка просят закрыть глаза, взрослый переворачивает несколько крышек, просит ребенка открыть глаза и назвать, каких предметов не стало? Либо игру можно немного изменить и в то время, когда ребенок закрыл глаза, взрослый убирает некоторые крышки со стола, а на их место кладет крышки с другими картинками. Когда ребенок открыл глаза его просят назвать, что изменилось на столе?
В дошкольном детстве важно научить детей задавать «правильные» вопросы, то есть вопросы, наводящие человека на путь к правильному ответу. Для этого можно попробовать использовать это пособие следующим образом: взрослый загадывает какой-либо предмет, изображенный на крышках, а дети могут задавать ему любые вопросы, для того, чтобы выяснить, что это за предмет. Взрослый может отвечать на вопросы детей только «ДА» или «НЕТ». Например: взрослый загадал грушу. Ребенок задает ему вопросы: Это живой предмет? – нет Этот предмет большой? – нет Этот предмет круглый? – нет Я видел когда-нибудь этот предмет? – да Он продается в магазине? – да Его можно кушать? – да Это овощ? – нет Это фрукт? – да Этот предмет желтого цвета? – да Это груша? - да
Побуждая детей к непрерывному поиску, логическим умозаключениям, взрослые способствуют развитию логического мышления детей . Для этого можно использовать пособие следующим образом: взрослый задает детям вопросы, они должны выбрать в качестве ответов на вопросы предметы, изображенные на крышках. Что может быть круглым? Что может быть красным? Что или кто может расти? У кого есть хвост? Что бывает железным? Что бывает тяжелым? И т.д.
Что касается значимых результатов использования пособия в работе с детьми, то к ним могу отнести следующие достижения: у детей появляются представления о том, что такое обобщающие слова, они используют их в своей речи, имеют представления о том, какие предметы входят в каждую из обобщающих категорий; у детей увеличивается активный словарный запас и они начинают оперировать этими словами в повседневной деятельности; дети в процессе игр с пособием учатся соблюдать правила! Что чрезвычайно важно – ведь умение понимать правила, соблюдать их – одно из главных достижений дошкольного возраста; дети становятся увереннее в себе. Если в начале нашего с ними взаимодействия они выполняют только роль игроков, то со временем я им доверяю роль ведущего, что делает их более ответственными и повышает их самооценку и уверенность в себе; а также, поскольку пособие можно использовать по разному, у них увеличивается объем памяти и внимания, развивается их логическое мышление, увеличивается объем знаний об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.№ 1« ПОВТОРИ СЛОВА».ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить ...
Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "
Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" ( занятие № 1 "Реки" для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ: коррекция ...
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...
Статья "Дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку"
Статья включает в себя дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобьщать предметы по признаку...
Дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку
Картотека дидактических игр на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку с различными вариантами игры....
Использование дидактических игр с целью формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.Развитие мыслительных операций &nda...
Мастер- класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Городок «Звуково», направленного на формирование и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.
Цель использования игрового пособия заключается в совершенствовании навыков проведения фонематического анализа при помощи развивающих игр.Задачи дидактической игры: учить самостоятельно подбирать и на...