ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Стебакова Наталья Николаевна

 

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 1

« ПОВТОРИ СЛОВА».

ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.

ХОД: слушай внимательно и повторяй правильно.

 

Галка - калька                              даль - дай

Клоп - хлоп                                                шалю - шью

Шалость - жалость                     веер - веял

Зайка - сайка                                 роль - paй

Коля - Толя                                                кошка- корка

Торт - порт                                     паста - парта

Почка-дочка                                 баран-банан

Банк - танк                                     укол-укор

Пыль - быль                                  бал - бар

 

           

№ 2

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО».

ЦЕЛЬ: учить выделять из ряда искаженных слов нужное.

ХОД: когда услышишь слово, подними звездочку.

 

Флаток

мелог

банан

козтер

Пваток

белок

панан

хастер

Пладок

мелок

6aман

каздер

Платок

нелот

банаб

костер

Платот

мерок

нанан

костел

 

 

№3

«ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»

ЦЕЛЬ: упражнять в умении произносить правильно подряд слова, близкие по звуковому составу.

ХОД: запомни слова, которые я скажу, и повтори их в том же порядке.

 

Лапа              смола           лодка           стекло          ласточка

Лама             скала            ложка           седло            лапочка

Лампа          шкала           кошка           весло            лампочка

 

№ 4

«ЗАКОНЧИ СТРОЧКУ».

ЦЕЛЬ: упражнять в подборе по смыслу и звучанию   подходящих слов.

ХОД: закончи строчку двустишия подходящим по смыслу и звучанию словом.

 

Очень зелены, густы                             На столе лежала сайка,

В нашем садике...(кусты)                                А по лесу бегал ... ( зайка )

 

Зреет красная калина,                          Лиза пробовала суп.

Соберет ее... ( Галина )                         Заболел у Лизы ... ( зуб )

 

Самолет гудит, поет -                            Как нам хочется суметь

Собирается в ... ( полет )                      Спать спокойно, не ... ( шуметь )

 

Все бывает: то шалю.                            Жил да был веселый гном.

То наряды куклам ... ( шью )                          Он в лесу построил ... ( дом )

 

Щиплет травушку коза.                                    Зазеленели в парке ветки.

Косит травушку ... ( коза )                                И на прогулку вышли ... ( детки )

 

 

№5

«ИСПРАВЬ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА».

ЦЕЛЬ: развивать умение соотносить по смыслу близкие по звучанию, но разные по значению слова.

ХОД: если я перепутаю слова в стихах, исправь меня, пожалуйста.

 

Я колол дрова, и ... кепка                   Вот так рыба, вот так .. .мука

Отлетела от бревна                                На крючок попалась мне

Я надел скорее...щепку-                      Тяжело, но просто ... щука

Целее будет голова.                              Удочку держать е руке.

Сочинил писатель... башню.              В поле землю я ... пасу.

Рисовал художник ... басню.             На лугах коров ...пашу.

 

Сладко спит в берлоге ... миска.

На столе с салатом ... мишка.

 

В океане, в океане плавает огромный ...щит.

Воина от стрел закроет

Крепкий и широкий ... кит.

 

 

 

 

 

 

№ 6

«СХОДНО ЛИ ЗВУЧАТ СЛОВА ?»

ЦЕЛЬ: учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.

ХОД: посмотрите, это мишка. Какое еще слово можно вспомнить, чтобы оно звучало похоже? Подумайте. А я уже вспомнила: мышка. Вслушайтесь в эти два слова: мишка - мышка. Слышите, как они сходно звучат? (Принимаются еще варианты: шишка) Произнеси сразу два слова: мишка - шишка. Какие еще слова сходны по звучанию со словом мишка? ( мишка - мышка - шишка - сынишка -коврижка - малышка - фишка - пышка ).

Подберите сходные по звучанию слова к слову зайка ( зайка - сайка -незнайка - майка - лайка - попрыгайка )

А какие слова сходны по звучанию со словом Петрушка? С ватрушка -пеструшка – несушка - вертушка ).

 

            № 7

            «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».

ЦЕЛЬ: упражнять в подборе и нахождении слов, близких по звучанию

ХОД: каждый должен найти себе пару.

Для этого кто-нибудь скажет слова, а кто-то из вас отзовётся похожим словом. Если, например, Серёжа скажет шутка, то парой будет тот, кто отзовётся словом мишутса или утка. Те, кто составил пару, отходит в сторону.

Упражнение повторяется до тех пор, пока все ребята не найдут себе пару.

Продолжение: уже составленные пары подходят к педагогу и произносят другие, вновь составленные, подобранные, сходные по звучанию слова (песок - носок, кузнец – молодец).

 

            №8

            «НА ЧТО ПОХОЖЕ».

ЦЕЛЬ: тренировать умение самостоятельно подбирать похожие слова.

ХОД: послушайте, как я называю игрушку. Это лиса. Какое еще слово можно вспомнить, чтобы оно звучало похоже? Не знаете? А я уже вспомнила: коса. Вслушайтесь в эти два слова: лиса - коса. Слышите, как они сходно звучат?

Молодец, нашла сходное по звучанию слово- оса. Произнеси сразу два слова: лиса-оса. А какие слова сходны со словом лисичка: (сестричка, синичка ).

 

            № 9

                «ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ ХУДОЖНИКОМ».

ЦЕЛЬ: подбор слов, близких по звуковому составу, развитие умения определять разницу в звучании слов.

ХОД: педагог показывает картинку, на которой изображён рак. Представьте себе, что вы художники и вам надо нарисовать что - то похожее по звучанию. Что бы ты нарисовали (мак). Слова повторяются (рак-мак). Вслушайтесь в их звучание и скажите, в чём их сходство.

Аналогично проводятся упражнения со словами мишка - мышка.

При произнесении каждой новой пары слое важно подчеркнуть разницу в звучании слов, акцентируя внимание на произнесении гласных звуков.

 

            № 10

            «СКОРОГОВОРКИ».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в быстром темпе произносить рифмующиеся строчки со сходными словами. Учить четко и разборчиво проговаривать слова.

ХОД: сейчас мы разучим и будем тренироваться в произнесении скороговорок.

 

В коробке - гвозди, в корзине - грозди.

В кузове - грузы, в лукошке - грузди.

Пекла для Надюшки Наташка ватрушку.

Надюшка Катюшке сшила подушку.

 

Слушай и запоминай, звонко, чисто называй все слова со слогом "зы": пузыри, возы, тазы.

 

Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась.

 

 

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ СЛОГИ, БЛИЗКИЕ ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ ПРИЗНАКАМ.

            № 1

            «СКАЖИ, КАК Я».

ЦЕЛЬ: учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

ХОД:

Ро - ро - ро             бы- бы – бы                       ши - ши -ши

Ро - ро - ро             бы- бы – бы                       ши - ши -ши

Ро - ро - ро             бы- бы - бы                        ши - ши -ши

 

           

            № 2

            «ПОВТОРИ ЦЕПОЧКУ СЛОГОВ».

ЦЕЛЬ: учить четко различать и произносить слоги, близкие по артикуляции.

ХОД: повтори правильно цепочку слогов.

Са -ша,         са -ша,          са - ша.

Со -шо          со -шо           со -шо,

Сы -ши,        сы -ши,         сы –ши,

Су -шу,         су -шу,          су- шу.

 

Са -ша - ша,            ша -са -са,

Сы - ши - сы,          ши - сы - ши,

Шо - со - шо,          со - со - шо,

Шу - су - шу,           су- шу -су.

 

 

           

№ 3

            «ПОВТОРИ В ТОМ ЖЕ ПОРЯДКЕ».

ЦЕЛЬ: упражнять в воспроизведении неоднородных слогов со сменой места ударного слога.

ХОД: запомни и повтори в том же порядке:

Ко - ку           ко - кы          ку - ко           ку - ке

Ко - ка           ко - ке           ку - ка           ку - кы

 

Ка – ку - ко             ко - ка - ку               ку – ко - ка

Ка - ко - ку              ко - ку - ка               ку - ка -  ко

           

 

            № 4

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение на слух определять отсутствие определённого слога в цепочке близких по звучанию слогов.

ХОД: догадайся, какой слог надо произнести:

Ка - ко - ку              ху - хо - ха

Ха- хо -?                   Ку - ко - ?

Ту -та -то                  во -ву - вы

Ду - да -?                 Фо - фу - ?

 

Па - по - пы            су- со - с а               чо - ча - чу

? -   бо - бы             ? - зо - за                 ? - ша - шу

 

 

            № 5

            «КАКОЙ СЛОГ ЛИШНИЙ?»

ЦЕЛЬ: учить дифференцировать сходные по артикуляционным признакам слоги, уметь обосновать свой ответ .

ХОД: послушай внимательно и скажи, какой слог здесь лишний, почему?

 

Ша- шо - шу- ха - ши- ше

Ла – лу – ра - ло - ле

Пу – пы – по - пэ - бэ - па

Сы - зо - са - сэ - су - со     и т.д.

 

 

            №  6

            «ЗАКОНЧИ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять в самостоятельном подборе на слух нужного слога, подходящего по смыслу.

ХОД: я произнесу начало слова, а вы добавьте тот слог, чтобы получилось понятное слово.

(вы - фы)                 (ба – па)                  (сы - зы)                  (са – ца)

шка...(фы)              жа…(ба)                   бу…(сы)                   мельни…(ца)

сли…(вы)                 шай…(ба)                во…(зы)                   кузни…(ца)

тык…(вы)                ре…(па)                    та…(зы)                    поло…(са)

канна…(вы)                        ли…(па)                   ту…(зы)                    колба…(са)

голь…(фы)              лу…(па)                    ча…(сы)                   актри…(са)

тра…(вы)                 ры…(ба)                   какту…(сы)             пшени…(ца)

ша…(ры)                  ла…(па)                    гро…(зы)                 терра..(са)

 

 

            № 7

            «НУЖНОЕ РАСКРАСЬ».

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно выделять в слове наличие заданного слога.

ХОД: перед тобой лежат картинки, хочешь их раскрасить? Но все их раскрашивать нельзя, можно только те, в названии которых есть слог «за» (та, ба и т.д.).

 

Картинки:

Береза, солнце, забор, вокзал, собака, зубы, газон, пузырек.

Почта, бочка, сова, стакан, парта, точка, тучка.

Булка, банка, колбаса, белка, баран, серп, пальто.

Каша, жаба, флажок, шаль, шалаш, ландыш.

 

 

            №8

            «КТО ПЕРВЫЙ».

ЦЕЛЬ: умение различать на слух заданный слог, развивать быстрое реагирование е нужный момент.

ХОД: я буду произносить слоги (или слова); кто первый услышит слог «па», сразу же поднимайте флажок.

 

Слова: экипаж, пальто, почка, пушка, лавка, папка, книга, парад.

Слоги: по, ба, по, па, бо, пи, пы, са, па, ха, но, на.

 

Возможны варианты с другими словами и слогами.

 

 

3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯНАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ФОНЕМЫ, БЛИЗКИЕ ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ ПРИЗНАКАМ.

            № 1

            «ЖУК ЖУЖЖИТ»

ЦЕЛЬ: различать на слух и выделять из разнообразия звуков звук / ж /.

ХОД: услышишь звук / ж /, хлопни в ладоши.

/ С /, / 3 /, / Ж /,

/Ш /, / Ж /, Ц /, / Ч /, / Ж /.

 

Варианты:

§  дети ходят по кругу друг- за другом, на звук / Ж / надо остановиться и присесть;

§  по типу «съедобное-несъедобное». Дети стоят в шеренге, водящий называет слово и бросает мяч, если в слове есть звук / Ж /, мяч нужно поймать, если нет этого звука - мяч не ловить;

§  определить наличие звука / Ж / с помощью символов: красный квадрат - нет в слове звука / Ж /, зеленый квадрат - звук / Ж / в слове есть.

 

            № 2

            «ПОДУМАЙ И ПОВТОРИ».

ЦЕЛЬ: учить детей дифференциации близких по артикуляции звуков, умению различать звуки на слух.

ХОД:     повторяй только те слова, в которых есть звук /Ф /:

 

Фазан, вагон, ванна, фантик, фары, варит, фартук, фикус, вика, ветер,

фетр, фото, вот, фагот, конверты, конфеты, караван, сарафан, флаги,

влага.

 

Варианты со звуками к-т, т-д, к-х, п-о, с-з, ц-с, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ш, ч-щ, л-р.

 

            № 3

                «КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ»

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает  одного заданного звука.

ХОД: найди потерянный звук  /С/ или /Ц/  в начале слова;

…арафан, ... арапина, ... абля, ... амолет, ... апля,

 

в конце слова: автобу..., колоде..., глобу..., коло..., огуре..., страу....

 

Найди потерянный звук /Ч/ или /Щ/ в конце слова:

товари... , труба..., кле... , хря... , гра... , ме... , ле... , вра... , обо... , клю... , пала... , бор... , пло.. ,

в начале слова:  ... енок, ... айка, ... епка, ... ука, ... ай, ... ашка, ... ека.

 

 

            № 4

            «ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ ТЕ  ТАК?»

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука в начале слова.

ХОД: дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я загадал».

Первое слово - ... орова.  Что же это за слово? / корова /. Какого звука не хватает в моем слове? - Звука /К/, который слышится в начале слова.

Продолжаем искать задуманные мною слова: ... рибы, ... уси, ... рыша, ...ерево, ...абор.

 

           

 

 

№ 5

            «ЗАКОНЧИ СЛОВО НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

ХОД: я буду говорить слова, но в некоторых словах буду специально не договаривать последний звук. Его должны назвать вы. Педагог внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом отдельно по рядам, и наконец индивидуально (на кого укажет логопед. Дети должны быстро подсказывать непроизнесенный звук, чтобы слово прозвучало полностью.

 

На солнышке грелся черноухий  котено... .

На него смотрел белолапый  щено... .

Охотники развели в лесу косте... .

Ученик держал в руке каранда... .

Малыш попросил маму купить красный ша... .

На лесную поляну выбежал зая... .

В зоопарке жили сло... , бегемо... , крокоди... .

 

По стволу стучал пестрый дяте... .

Белочка спрятала орешки в дупл... .

По двору бродили пету... , кур... , цыплят... .

 

 

            № 6

            «ЗАМЕНИ ЗВУК».

ЦЕЛЬ: развивать умение изменять слова с помощью одного звука. Закреплять понятия о том, что один звук может изменить все слово.

ХОД: замените звук /С/ на звук /Ш/:

Сайка, сутки, стуки, скала, стопор, споры, стык, срам, сок, стиль,  

морс, вас, нас, мыс, плюс, палас.

 

            № 7

            «ВСТАВЬ ЗВУК».

ЦЕЛЬ: закреплять понятие, что один звук может изменить все слово. Уметь ставить звук на заданное место.

ХОД: вставьте в слово, которое я назову, звук /Р/. Он должен быть вторым по порядку. Например, кот - крот, мак - мрак.

 

Пуд, сок, кот, мак, бак, бык, кошка, койка, битва, банный, тон.

А теперь вторым в слове должен быть звук /Л/.

Газ, бок, пан, пот, сон.

 

Я буду вперемешку называть слова то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.

 

 

            №8

            «ЧТО НУЖНО КУКЛЕ».

ЦЕЛЬ: научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

ХОД: педагог выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет (мыльница с мылом, полотенце, зубная паста, зубная щетка, тарелка, чашка, чайник, ложки ( чайная и столовая ), вилки. Сказать, для чего они нужны и какие звуки слышны в названии предметов. Ответы должны быть индивидуальными.

Затем педагог предлагает отобрать для куклы Тани картинки с  предметами, которые необходимы для умывания. Сначала лишь те, в названии которых слышится звук /Л/ ( мыло, полотенце ), потом со звуком /Т/ (паста, щетка). Далее дети отбирают картинки с предметами, нужными кукле для еды, сначала со звуком /Л/ (тарелка, ложка, вилка), затем со звуком /КУ (чайник, чашка, тарелка, вилка) и т.д.

 

Логопед должен следить за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

 

 

            № 9

            «МАГАЗИН».

ЦЕЛЬ: научить детей определять наличие отдельных звуков внутри слова. Произносить слова с определенным звуком.

ХОД: педагог оформляет витрину магазина, выставляет на прилавок картинки   с   изображенной   продукцией,   читает   стихотворение, перечисляя тем самым ассортимент  и указывая на него.

 

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки.

И плетенки, и пампушки.

Курабье, бисквит, печенье.

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет.

Пастила есть и щербет.

И пирог с начинкой сладкой,

И печенье, и помадка...

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь.

 

После чтения стихов дети должны пробить чек в кассе на желаемый товар. Продаются угощенья. В названии которых есть звук /П/ или /Б/. Для товара со звуком /П/ - квадратный чек, со звуком /Б/- круглый чек. Кассир должен внимательно слушать заказ, чтобы пробить нужный чек. Продавец должен найти продукцию с нужным звуком. Покупатель должен четко произносить нужный звук.

 

 

            № 10

            «КТО БОЛЬШЕ».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в быстром нахождении слое на заданный звук.

ХОД: используется соревновательный мотив: за каждое придуманное ребенком слово дается фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек, определяется победитель.

            Ребята, подумайте и назовите те слова, которые начинаются со звука /П/, /Б/, /3/   и т.д. Слушайте друг друга внимательно, чтобы не повторяться.

 

 

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

           

№ 1

            «СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».

ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

ХОД: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. Произносит слово «шар», шагает, дети шагают тоже, и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать», - говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.

Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Дети называют      слова, логопед помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.

 

            № 2

            «КТО БЫСТРЕЕ».

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

ХОД: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, а в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему.

Начинается игра но сигналу педагога. Если кто-то называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол -очко теряется. Педагог и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием с  наименьшим количеством ошибок.

 

            № 3

            «ПРО ДВУХ ЗАЙЧАТ».

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

ХОД: педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.

«Однажды утром зайчата Лут и Лута отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Лут взял с собой то, что в названии имеет звук /Р/ (ведро), а Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук /У/ (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят -  из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук /У/. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук /С/ (сом). Затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук /С/ Кто отгадал? (Сазан).

Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука У/ (уха), на второе получили капусту, а на третье - любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук /М/ (морковь).

А потом малыши взяли игрушки: Лут круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть звук /К/. Что же это за игрушка? (кукла). Верно. Кукла. А имя своей кукле она подобрала со звуком /О/ ( Оля, Тома, Маша... .) . Вот и вся история».

 

            №4

            «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ»

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова. Учить детей самостоятельно определять, какой sew является последним. Подбирать слова на данный звук.

ХОД: логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять отдельные звуки в словах.

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». (Ласточка, лавка).

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...).

Подбери слово, чтобы первый звук был «К», а последний - «Ш». (Карандаш, камыш...).

Какое получится слово, если к «но»  прибавить один звук? (Нож, нос...).

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был  «У», а последний – «К». (Шустрик, Кузнечик...).

 

           

№5

            «ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ?».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

ХОД: логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, все слова в котором начинаются на первый звук в имени ребенка).

 

            № 6

            «В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ».

ЦЕЛЬ: закрепить умения детей определять местонахождение звука в слове ( в начале, в середине, в конце), учить пользоваться схемами слов.

ХОД: логопед показывает детям картинку, под изображением которой находятся три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий ­конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Предлагает задания:

§  положи кружочек в тот карман, где находится звук /Р/. (картинка с изображением розы).

Картинки:    /Р/: роза, марка, комар.

/Б/: забор, бочка, клумба.

/К/: мак, крот, самокат.

/Ш/: шарф, камыш, брошка.

/Ч/: чашка, бочка, грач.

 

 

            №7

            «УВЕЛИЧЬ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с помощью добавления слогов.

ХОД: логопед рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза». Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Слова: лиса, песок, трава, цветок, дождь, лес, снег, вода, сад, банан и т.д.

 

Игру можно использовать в другом варианте.

Задание: превратить слово в слово из двух слогов, из одного (т.е. уменьшить слово). Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно составляли схемы, подбирали соответствующие слова.

 

 

            №8

            «КАКОЕ СЛОВО ПОДОЙДЕТ?».

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, уметь соотносить определенные слова с нужными схемами.

ХОД: педагог предлагает детям несколько схем (состоящих из одного, двух или трех квадратов). Сообщает, что каждый квадрат обозначает одну часть слова. Выставляет на доске определенную схему, например, из двух квадратов   и предлагает детям три слова: волк, корова, лиса.

Задание: «Какое слово подойдет к заданной схеме? Кто определит, поднимите   карточку (карточка в виде звездочки)».

Логопед предлагает детям разные слова. Для того, чтобы усложнить задание, ввести детей в раздумье, педагог может предлагать такие слова, которые не подходят к данной схеме, побуждая тем самым детей к размышлению и анализу.

 

            № 9

            «РАЗНЕСТИ ОВОЩИ ПО ПРИЛАВКАМ».

ЦЕЛЬ: закреплять умения детей делить слова на слоги, оперировать понятиями «слог», «часть слова».

ХОД: сегодня мы будем с вами играть в магазин. Магазин наш будет называться «Фрукты - овощи». Но для начала нам продукты нужно разложить по прилавкам. Посмотрите, прилавки в нашем магазине разные, состоящие из одного, двух и трех квадратов. Поэтому продукты надо раскладывать соответственно.

Какой овощ можно положить на прилавок с одной ячейкой? (лук). Куда мы поместим капусту, огурец, помидор?

Как вы считаете, что будет продаваться на прилавке из двух ячеек? (редис, репа, свекла, морковь).

Педагог может развернуть эту игру в сюжетно-ролевую. У детей -покупателей можно спросить следующее: «Какое первое блюдо можно сварить из этих овощей, чтобы название его имело только одну часть (щи, борщ. суп); вспомнить те блюда из овощей, в названии которых слышится две части,(пю-ре,  ра-гу, салат); три части(го-луб-цы, ви-не-грет, кот-ле-ты).

 

 

            № 10

            «НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ, ПРОДОЛЖАЙ».

ЦЕЛЬ: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

ХОД: дети стоят, образуя крут. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово «ва-за»; следующий по кругу говорит слово «за-­ря»;  следующий – «ря-би-на» и т.д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжают наблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов. В конце игры все поздравляют победителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа и синтеза слов

В презентации представлена система работы над формированием умения выполнять звуко-слоговой анализ слов у дошкольников  с ОНР. Этапы работы сопровождаются методическим обеспечением....

Подвижные игры для формирования фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительной группы.

Процесс обучения должен быть построен на психологическом взаимодействии педагога и ребёнка, использовании тех методов, которые будут легкодоступны и интересны детям. Например, игра.Игра, как фор...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Дидактические игры и упражнения – средство формирования навыков звукового анализа.У дидактической игры две цели: обучающая и игровая.Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивал...

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование элементарных математических представлений у детей

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок проч...

Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников

Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных...