Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" ( занятие № 1 "Реки" для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР - ОНР П уровня речевого развития.)
ЦЕЛЬ: коррекция и развитие мыслительных операций у детей с тяжелыми нарушениями речи.
ЗАДАЧИ:
- воспитание патриотизма, расширение знаний детей о России,
- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,ассоциаций,
- учить находить существенные признаки предметов и объединять их в группы и вычленять предметы из группы,
- учить составлять целое из частей,
- уточнение пассивного и расширение активного словаря детей по данной теме,
- развитие фонематического восприятия,
- работа над грамматической стороной речи,
- работа над слоговой структурой речи,
- подготовка к обучению грамоте,
- работа над развитием мелкой моторики ,
- работа над развитием общей моторики,
- учить слышать и правильно выполнять задания,
- работать над развитием зрительной и словесной памяти,
- учить общению друг с другом и взрослыми,
- развивать продуктивную совместную детскую деятельность .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_reki.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 75 компенсирующего вида Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для учителей-логопедов
по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнения, ассоциации)
у детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи
на примере лексической темы «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
( занятие №1 «Реки нашей Родины»)
Учитель-логопед: ТУР М.Н.
2015
ЦЕЛЬ: коррекция и развитие мыслительных операций у детей с тяжелыми нарушениями речи.
ЗАДАЧИ:
- воспитание патриотизма, расширение знаний детей о России,
- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,ассоциаций,
- учить находить существенные признаки предметов и объединять их в группы и вычленять предметы из группы,
- учить составлять целое из частей,
- уточнение пассивного и расширение активного словаря детей по данной теме,
- развитие фонематического восприятия,
- работа над грамматической стороной речи,
- работа над слоговой структурой речи,
- подготовка к обучению грамоте,
- работа над развитием мелкой моторики ,
- работа над развитием общей моторики,
- учить слышать и правильно выполнять задания,
- работать над развитием зрительной и словесной памяти,
- учить общению друг с другом и взрослыми,
- развивать продуктивную совместную детскую деятельность .
ОБОРУДОВАНИЕ:
- диск из цикла «Шумы природы» со звуками журчания ручейка, шума реки,
- небольшой кинофрагмент «На реке»,
- голубые ленты по количеству детей,
- игра «Что придумали взрослые?» (знак «Мост»),
- крупные кубики ,
- бумага для рисования и цветные карандаши для каждого ребенка,
- доска и цветные маркеры,
- 1 -
1.ЛОГОПЕД: - Ребята, сегодня я стану сказочником, а вы - художниками , которые рисуют картинки для детских книжек. Маша будет главным художником – ее работа будет на доске, а все остальные дети будут рисовать нашу сказку цветными карандашами на своих листах бумаги, а потом мы рассмотрим все, что у нас получится.
П. - Сказка начинается!
- ЖИЛ-БЫЛ ПОД ЗЕМЛЕЙ МАЛЕНЬКИЙ ФОНТАНЧИК. ЛЮДИ НАЗЫВАЛИ ЕГО РОДНИЧКОМ. ОН БЫЛ ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНЫМ, НЕ СИДЕЛОСЬ ЕМУ ПОД ЗЕМЛЕЙ.ЗАХОТЕЛОСЬ ЕГО ПОГЛЯДЕТЬ, ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНОГО. НАШЕЛ ОН В ЗЕМЛЕ ДЫРОЧКУ И, КАК КЛЮЧИК ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ, ОТКРЫЛ ДЛЯ СЕБЯ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРНОСТИ ЦЕЛЫЙ МИР.
. Показывается кинофрагмент «Природа. У реки».
1.Логопед : - КЛЮЧИК, КЛЮЧИК, РОДНИЧОК,
ЧИСТАЯ ВОЛНА.
ЧЕЙ-ТО КРЕПКИЙ КУЛАЧОК
ЗВОНКО БЬЕТ СО ДНА.
- Дети слушают сказку и одновременно рисуют ее героев, один из детей работает у доски.
2. ЛОГОПЕД: - ЧТО УВИДЕЛ РОДНИК?
ДЕТИ: - СОЛНЫШКО.
ЛОГОПЕД: - ЯСНО СОЛНЫШКО
ПРИПЕКЛО, ПРИПЕКЛО.
И ТЕПЛО ПОВСЮДУ
РАЗЛИЛО, РАЗЛИЛО.
- ЧТО ЕЩЕ УВИДЕЛ РОДНИК?
ДЕТИ: - БЕЛЫЕ ОБЛАКА.
- ЗЕЛЕНУЮ ТРАВКУ.
ЛОГОПЕД: - УЖ ТЫ, ТРАВУШКА-МУРАВУШКА,
ЗЕЛЕНЕЙ, РАСТИ.
ЗЕМЛЮ ВСЮ УКРАСЬ,
КОВРОМ РАСЦВЕТИ.
3. - НА ОДНОМ МЕСТЕ СТАЛО НАШЕМУ РОДНИЧКУ СКУЧНО И ОН ОТПРАВИЛСЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ. НАШЕЛ В ЗЕМЛЕ ТРЕЩИНКУ И ПОБЕЖАЛ ПО НЕЙ И СТАЛ УЖЕ НЕ РОДНИЧКОМ......А КЕМ?
4. - Звучит отрывок из цикла «Шумы природы» - журчание ручейка .
ЛОГОПЕД: - ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
- ПО КАМУШКАМ, ПО ТРАВУШКАМ
БЕГУ ВПЕРЕД, ЗВЕНЯ,
ИЗДАЛЕКА ПО ПЕСЕНКЕ
УЗНАЕШЬ ТЫ МЕНЯ.
- 2 -
ДЕТИ: - ЭТО РУЧЕЙ.
5. ЛОГОПЕД: - КТО ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЛ ЗАГАДКУ, ТОТ ЗАПОМНИЛ ЛАСКОВЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ Я НАЗЫВАЛА. КАКИЕ?
ДЕТИ: - КАМУШКИ, ТРАВУШКА, ПЕСЕНКА.
ЛОГОПЕД: - КАК ЛАСКОВО НАЗВАТЬ РУЧЕЙ?
ДЕТИ: - РУЧЕЕК.
ЛОГОПЕД: - А КАК ЛАСКОВО МОЖНО НАЗВАТЬ ВАС ПО ИМЕНАМ?
ДЕТИ: - МАШЕНЬКА, КАТЕНЬКА, ЖЕНЕЧКА ....
6.ЛОГОПЕД: - Я попросила Веронику выучить стихотворение про ручеек, Давайте его послушаем.
ВЕРОНИКА: - РУЧЕЕК, РУЧЕЕК,
ДАЙ ВОДИЧКИ НА ЧАЕК.
МЫ ЧАЕК ГОРЯЧИЙ
БУДЕМ ПИТЬ НА ДАЧЕ.
7.ЛОГОПЕД: - Спасибо, Вероника, ты старалась и рассказала стихотворение очень хорошо.
- Дети, назовите последний звук слов РУЧЕЕК, ЧАЕК, РОДНИЧОК .
ДЕТИ : - Это звук К.
ЛОГОПЕД: - Что вы можете сказать про этот звук?
ДЕТИ: - Он согласный.
ЛОГОПЕД: - Почему вы так думаете?
ДЕТИ: - Его нельзя спеть.
ЛОГОПЕД: - А что я написала на доске?
ДЕТИ: - Букву К
ЛОГОПЕД: - Чем отличается звук от буквы?
ДЕТИ: - Звук можно сказать и услышать, а букву – написать и увидеть.
8.ЛОГОПЕД: - БЕЖИТ ДАЛЬШЕ НАШ РУЧЕЕК И ВСТРЕЧАЕТ НА СВОЕМ ПУТИ ДРУГИЕ РУЧЕЙКИ. ВМЕСТЕ ИМ ТЕЧЬ ВЕСЕЛЕЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ И ВОДЫ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. И ВОТ УЖЕ РУЧЕЕК НАШ ПРЕВРАТИЛСЯ......ВО ЧТО?
- Звучит отрывок из цикла «Шумы природы» - шум реки.
ДЕТИ: - В реку.
ФИЗМИНУТКА.
ЛОГОПЕД: - Подойдем к сказочной нашей реке и скажем вместе:
«К РЕЧКЕ БЫСТРО МЫ СПУСТИЛИСЬ.
НАКЛОНИЛИСЬ И УМЫЛИСЬ»
Дети проговаривают и имитируют движения.
- 3 -
9.ЛОГОПЕД: - Посмотрите, вода-то в реке....помогите мне закончить слова:
ЧИС - ДЕТИ: - ТАЯ
БЫСТ- ДЕТИ: - РАЯ
ЛОГОПЕД: - Как еще можно про речную водичку сказать? Она какая?
ДЕТИ: - Холодная. Голубая. Ласковая. Прозрачная.
10. ЛОГОПЕД: - Стоя на берегу реки можно услышать, как вода в ней... что делает?
....закончите слова:
ЗВЕ- ДЕТИ:- НИТ
ПО- ЕТ
БЕ- ЖИТ
ЖУР- ЧИТ
ШУ- МИТ
11.ЛОГОПЕД: - На что похож ручей?
ДЕТИ: - На голубую ленту.
ЛОГОПЕД: - А река?
ДЕТИ: - Это много ручейков, много голубых лент.
ЛОГОПЕД: - Давайте сделаем из этих голубых ленточек сказочный ручей и речку.
- Дети выкладывают на полу из ленточек полоски, соединяя их.
12. ЛОГОПЕД: - Посмотрите, какая красивая река у нас получилась! Давайте поиграем в игру «ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
- Река УЗКАЯ, а ручей ШИРОКИЙ. Это правда? А как сказать правильно?
ДЕТИ: - Река ШИРОКАЯ, а ручей УЗКИЙ.
ЛОГОПЕД: - Река МЕЛКАЯ, а ручей ГЛУБОКИЙ. Правда?
ДЕТИ: - Река ГЛУБОКАЯ, а ручей МЕЛКИЙ.
ЛОГОПЕД: - Ручей ДЛИННЫЙ, а река КОРОТКАЯ. Правда?
ДЕТИ: - Ручей КОРОТКИЙ, а река ДЛИННАЯ.
13. Логопед шепотом договаривается с одним из детей о том, какие движения будет делать ребенок.
ЛОГОПЕД: - Отгадайте, что будет делать Женя?
- Ребенок перешагивает через «ручей»
ДЕТИ: - Женя перешагнул через ручей.
- Ребенок перепрыгивает через «ручей».
ДЕТИ: - Женя перепрыгнул через ручей.
ЛОГОПЕД: - А если на месте Жени будет бабочка? А олень?
ДЕТИ: - Бабочка перелетит через ручей. Олень перепрыгнет через ручей.
ЛОГОПЕД: - Через ручей можно ПЕРЕПРЫГНУТЬ, ПЕРЕСКОЧИТЬ, ПЕРЕШАГНУТЬ. А через реку? Почему?
ДЕТИ: - Нельзя. Река – широкая, быстрая, глубокая.
- 4 -
14. ЛОГОПЕД: - Посмотрите на знак, который придумали взрослые. Это «МОСТ». Как вы думаете, о чем этот знак предупреждает?
ДЕТИ: - Впереди река и мост.
15. ЛОГОПЕД: - Что надо сделать, чтобы перебраться с одного берега реки на другой?
ДЕТИ: - Построить мост.
ЛОГОПЕД: - Берите кубики. Будем строить мост через реку.
- Дети укладывают кубики через голубые ленты – строят «мост».
16. ЛОГОПЕД: - Прекрасный мост у нас получился. Давайте перейдем на другой берег реки. Идите и отвечайте на мои вопросы:
- Что ты делаешь, Маша?
РЕБЕНОК: - Я иду по моту.
ЛОГОПЕД: - Что ты сделал , Миша?
РЕБЕНОК: - Я перешел через реку (мост)..
17. ЛОГОПЕД: Молодцы. Все переправились через реку. На другом ее берегу нас ждет песенка про речку. Ее придумал русский народ.
- Дети исполняют русскую народную песню «Ой, струится реченька» под музыку.
18. ЛОГОПЕД: - Как вы думаете, почему народ придумал такую хорошую песню про реку и воду?
ДЕТИ: - Река помогает людям. Она перевозит грузы. В ней живет рыба. Река нас поит, умывает. В воде можно мыться и стирать белье.
ЛОГОПЕД: - Давайте похвалим реку. Какая она?
ДЕТИ: - ЛАСКОВАЯ. ТРУДОЛЮБИВАЯ. КРАСИВАЯ.
ЛОГОПЕД: - Можно бросать в воду мусор?
ДЕТИ: - Нет, надо сохранять воду чистой. И беречь реки и ручейки, не загрязнять их.
Ш. ЛОГОПЕД: - Нашу сказку мы продолжим сочинять в следующий раз. А сейчас рассмотрим ваши рисунки и сделаем из них выставку, как у настоящих художников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...
Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А
Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...
КТП по лексическим темам 2021-2022 учебного года. Средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Комплексно-тематическое планирование. Средняя группа. В помощь воспитателю....
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» Тема: «Сказочные приключения»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников
Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных...
Методическая разработка для учителей-логопедов "Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении"
Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении...