Использование дидактических игр с целью формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
консультация по коррекционной педагогике

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.

Развитие мыслительных операций – одна из приоритетных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный, дверь в мир, который можно познать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_myslitelnoy_deyatelnosti.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик»

Использование дидактических игр с целью  формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Подготовила: учитель-дефектолог МБДОУ

 д/с № 25 «Зайчик»

Притула М.Д.

г. Усть-Илимск, 2018 г.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.

Развитие мыслительных операций – одна из приоритетных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный, дверь в мир, который можно познать. Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования особенностей интереса к окружающему миру, а значит и мыслительной деятельности, при котором самым интересным способом является игровая деятельность. Необходимо приучить ребенка к самостоятельному поиску выхода из ситуации, самому решать действия. У детей с ОВЗ формирование мыслительных операций происходит в прямой зависимости от их возможностей и способностей. Те или иные мыслительные операции доступны каждому ребенку на определенном возрастном этапе.

Иногда процесс формирования мыслительной деятельности у дошкольников с ОВЗ происходит с некоторой задержкой, что требует более детального и тщательного подхода к подбору развивающего материала. Дидактические игры, которые используются в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, подбираются каждому ребенку индивидуально, в соответствии с педагогическими принципами: они доступны пониманию, яркие, безопасные, находятся в избытке. Избыточность дидактического материала позволяет поддерживать стойкий интерес к мыслительной деятельности у наших воспитанников.

Предлагаю более детально рассмотреть мыслительные операции и дидактические игры, которые используются для их развития и доступны дошкольникам с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны.  Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Самые распространённые дидактические игры, которые помогают в формировании данной мыслительной операции это: «Лото», «Парные картинки», «Мемори», «Найди отличие».

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части. Здесь активно используются дидактические игрушки для рассматривания: «Машина», «Кораблик», «Малыш», «Цветок», «Домик» и т.д. Разбирая и собирая плоскостные изображения изучаемых предметов, дети более успешно запоминают их строение и названия частей.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

В каждом сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез. Например, процесс чтения.

Самая эффективная дидактическая игра в формировании синтеза – «Собери картинку». Именно в этой игре дети учатся воспринимать образ предмета целиком, учатся находить его основные свойства. Также можно использовать игры «Сложи предмет», «Чего не хватает» и т.д.

Обобщение – это объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам. При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы получили при изучении каждого предмета в отдельности. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.

Дети с большим интересом играют в такие игры как «Подбери по смыслу», «Назови одним словом», «Подходит, не подходит» и т.д.

Классификация – овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

        Классифицировать предметы по одному или нескольким признакам дети учатся в таких играх как: «Что общего?», «Что лишнее?», «Что изменилось?» и т.д.

Сериация это – упорядочение предметов по некоему одному или нескольким признакам - размеру, цвету, форме, величине и пр. Сначала предметы упорядочиваются с учетом одного признака, затем процесс усложняется и можно учитывать два или несколько признаков. Именно сериация является одним из пропедевтических приемов, который помогает дошкольникам научиться ориентироваться на поверхности, на листе бумаги, готовит детей к пониманию направления чтения и письма.

Использование дидактических упражнений «Сложи узор», «Продолжи узор», «Красивые дорожки», «Коврики» и т.д., помогает формированию у детей сериации.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ – это задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Литература:

1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 176.

2. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1973. С. 228.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

Дидактические игры на развитие мыслительных операций детей 4-6 лет.

Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире. Универсальными мыслительными опер...

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Дидактические игры для старшего и подготовительного возраста по развитию мыслительных операций у детей

Дидактические игры  для старшего и подготовительного возраста по развитию мыслительных операций у детей...