Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема: «В поисках электричества»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы»

 

Тема:   «В поисках электричества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_elektrichestva.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26  «Радуга»

 Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы»

Тема:   «В поисках электричества»

                                               

                                                    Составила:

                             Рязанова Елена Борисовна

                                        воспитатель высшей квалификационной  

 категории.

        Кировград 2020г.

Возрастная группа:     подготовительная (6-7 лет).

Форма организации: подгрупповая.

Направление: познавательно-речевое

Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве и его значении в жизни человека.

Задачи:

образовательные:

познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества; показать взаимодействие  двух наэлектризованных предметов;

закрепить знания об электроприборах, их назначении; учить подбирать слова-действия к названиям электроприборов; преобразовывать существительные  и глаголы в сложные слова.

развивающие: 

развивать мыслительную активность; расширить представления о сборке электрической цепи; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать умение делать выводы,  развивать самооценку.

воспитательные:

поощрять участие детей в ситуациях речевого общения; поддерживать проявление инициативы и самостоятельности детей; поощрять активное взаимодействие со сверстниками; вызывать радость от открытий, полученных из опытов;

Планируемый результат:

• Имеют представления о причинах возникновения и проявления статического электричества

• Строят речевое высказывание в соответствии с познавательно-игровой ситуацией.

• Преобразовывают слова, строят гипотезы, выдвигают предположения.

• Владеют приёмом сборки электрической цепи.

• Проявляют инициативность, самостоятельность, любознательность.

• Активно взаимодействуют со сверстниками, договариваются.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, презентация по теме занятия. Мяч, мольберт для магнитных  картинок,  современных электроприборов и их заместителей в прошлом; шерстяная ткань, пенопластовые шары, кораблики и воздушные шарики – по количеству детей; 4 подноса с бумажными конфетти, 4 контейнера с водой,  4 набора «Основы электричества»  - для работы в парах;  медали «Лучше всех» по количеству детей.

Ход:           

1.Организационный этап – приветствие, настрой на занятие.

Создание проблемной ситуации.

Дети проходят в лабораторию, надевают бейджики, садятся на стульчики.

Воспитатель: Дорогие коллеги рада приветствовать вас в нашей лаборатории, сегодня у нас с вами гости, давайте поздороваемся с ними, подарим улыбки, чтобы у них сохранилось хорошее настроение на весь день. Ребята,  сегодня мы договорились о встрече с нашим незаменимым профессором Эйном, он исследует какой-то интересный прибор,  поэтому отправляемся к нему в лабораторию.

 Внимание на экран.

 (На экране дверь в лабораторию с табличкой. «Лаборатория закрыта, исчезло электричество, ушел на поиски». )

Воспитатель: Посмотрите, здесь написано, что лаборатория закрыта, так, как исчезло электричество,  а профессор ушел на его поиски в телевизионный центр. А что такое телевизионный центр ? Можно ли там узнать об электричестве?

(Ответы детей)

И меня есть идея ! Мы тоже отправимся  в телевизионный центр, ведь там  электричество повсюду, оно необходимо для жизни и работы, о нем там можно многое узнать. Давайте закроем глазки. 5,4,3,2, 1, раз,  в телецентре мы сейчас.

2.        Основной этап:  

Воспитатель: А вот первая телепередача,  на которую мы попали,  называется …

«Устами младенца»  (Звучит заставка ).  И ее рубрика «Объяснялки»

Воспитатель: Догадайтесь,   какие слова объясняют дети, и дослушав их до конца,

дайте ответ.

(На экране дети объясняют понятия связанные с электричеством, после  того, как ребята  отгадали,   появляются ответы - электростанция, провода, трансформаторная будка, розетка).

Ребята, а теперь соединив,  все четыре картинки вместе,  попробуйте составить рассказ  о том,  как электричество поступает к нам в дома (на экране все четыре картинки).

(Приглашаю одного ребенка для составления рассказа).

 

Продолжаем путешествие по телецентру.

Воспитатель: Мы в гостях на передаче «Смак», это программа о приготовлении вкусной еды.

Звучит заставка  «Смак» (На экране картинка кухни)

Какое здесь множество разных приборов, которые мы включаем в электрические розетки.  Как  назвать их одним словом (электроприборы).

Кстати, названия многих электроприборов говорят о их предназначении.

(Воспитатель бросает детям мяч,  они ловят и отвечают).

Кофе мелет - … (кофемолка)                            Мясо рубит - … (мясорубка)                          

Кофе варит - … (кофеварка)                             Овощи режет - … (овощерезка)

Сок выжимает - … (соковыжималка)              Скоро варит - … (скороварка)

Эти электроприборы всегда пригодятся  на кухне ведь для того, чтобы приготовить обед  надо :

воду в самоваре - … (вскипятить), заварку в чайнике - … (заварить), суп в микроволновке - … (разогреть),  хлеб на тостере … - (поджарить),  пироги в духовом шкафу  - … (испечь),  мороженое в морозильной камере  - … (заморозить),   морковку на электрической тёрке - … (натереть).

Воспитатель: Молодцы,  вы были на высоте.

Продолжаем путешествие по телецентру.

Звучит заставка  «Машина времени»

Воспитатель: А мы с вами с помощью передачи «Машина времени» окунемся в прошлое.

– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились  без них?

– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.

Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было».  Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества.

• Пылесос – веник;

• Холодильник – погреб

• Магнитофон – музыкальные инструменты

• Лампочка – свечка

• Стиральная машина – стиральная доска

• Электрический утюг – угольный утюг;

• Телевизор – книга с картинками

• Компьютер – пишущая машинка

• Фен - солнце

(Дети,  объединяют две картинки, высказывают предположения)

Воспитатель: В прошлое окунулись, продолжаем путешествие по телецентру.

Звучит заставка   «Детского канала»

Воспитатель: Мы оказались на детском канале, приготовьтесь к разминке.

 (Физминутка под песенку группы «Кукутики»  «Дрынц-тынц телевизор…..»)

Звучит заставка передачи  «Галилео»

Воспитатель: Все гениальное просто, надо только в этом разобраться, здесь на канале «Галилео» проводят разные опыты. Может, мы узнаем,  где прячется электричество,  и если его поймаем,  то с ним даже  поиграем.  А вы хотите научиться создавать электричество?

Опыт №1 «Волшебное притяжение»

(Дети подходят к столам)

Воспитатель: Возьмите в руки пенопластовые шары. Опустите их в бумажные  конфетти. Что произошло ?  (Ответы детей) Правильно, ничего. А теперь потрите шар кусочком шерсти и повторите опыт еще раз. Что произошло? Почему?   (Ответы детей) .Когда мы потерли шар шерстью, он  приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шар к конфетти и они  начали притягиваться к шару. Это произошло потому, что маленькие частицы электроны,  из которых состоят бумажные  кружочки,  стремились переместиться и прилепились к шару. Это электричество называется статическим, оно совершенно не опасно. Вы запомнили,  как называется электричество? (Ответы детей)

Где еще можно встретить статическое электричество?

(Ответы детей )

Опыт № 2. «Кораблик»

Воспитатель: У вас на столах контейнеры с водой, бумажные кораблики и воздушные шары.  Как вы думаете,  можно ли с помощью шаров заставить кораблик плыть ?

(Выслушиваю гипотезы детей).

Что для этого нужно сделать? Давайте проверим гипотезу.

1 –ставим кораблик в воду

2 – берем воздушный шар, натираем его об волосы

3 – подносим шар к кораблику.

Верно ли наше предположение?

Почему,  после того, как мы поднесли шарик к кораблику, он начал двигаться ?

Дети:   Образовалось  статическое электричество.

Воспитатель: А как оно там образовалось?

Дети : Мы потерли  шарик о волосы.

Воспитатель: Опыты проведены, цели достигнуты, продолжаем путешествие по телецентру.

(Дети занимают места на стульчиках)

Звучит заставка  «В мире животных»

Воспитатель: Мы с вами попали на передачу «В мире животных» и это очень удивительно. Неужели  в живой природе можно встретить электричество?

(Ответы детей) 

Сегодня на этом канале дебют двух юных ведущих и им есть, что нам рассказать.

Кира:

Электрические скаты – одни из самых красивых рыб, обитающих в морях и океанах. Медленно взмахивая плавниками, словно крыльями, они перемещаются в воде.

 Электричество им нужно для двух целей. Первая – это защита. При угрозе электрический скат бьет противника током, а потом быстро скрывается, пытаясь зарыться в ил.

Вторая цель – это оглушение добычи. Питается он небольшими  рыбами, но иногда  и кальмарами. Оглушая добычу, он пользуется ее беспомощностью, чтобы отправить ее в рот.

Как же скат создает электрическое напряжение?

Для этого в его организме предусмотрены электрические органы,

Органы, посылающие электрический разряд, находятся с каждой стороны головы. Сами скаты от своих же электрических разрядов ничуть не страдают

Саша:

- Электрические угри живут в Южной Америке. Они внешне напоминают  змей, у них скользкая кожа. Часто их длина тела достигает  2,5 метра. Их вес – около 20 кг.  Питаются они рыбой, земноводными, маленькими птицами. Человеку лучше держаться подальше от электрических угрей, так как они могут наносить повторяющиеся электрические удары, которые опасны для здоровья.  Также не рекомендуется держать электрических угрей в качестве домашних питомцев.

Звучит заставка канала  «Лучше всех»

Воспитатель: Наши дети  самые любознательные, настоящие почемучки…

Каждый день у них вопросы – почему да почему? Знать про всё они хотят, дружный наш отряд ребят!

Я знаю, что вы у меня самые лучшие и думаю,   вам не составит большого труда  сказать,  где может храниться  электричество помимо розетки,  в таких маленьких консервных баночках?

 (Ответы детей: в батарейках)

Воспитатель: В батарейке  живет неопасное электричество, поэтому их используют даже в детских игрушках.  У нас одна игрушка сломана, это маяк, надо его отремонтировать.

  Опыт  «Маяк»

Воспитатель: Перед нами цепь освещения. Скажите,  из чего она состоит?

Дети: Из основы, двух пружинок, лампочки, маяка , и  2 батареек.

Воспитатель: Чтобы наш маяк засиял, какой должна быть цепь?

Дети: Замкнутой.

Воспитатель: Проверьте, почему маяк не светиться?

Дети: Нужно соединить все разомкнутые элементы.

(Дети соединяют провода от батарейного отсека с пружинами и маяк светится).

Вывод: электричество возникает в замкнутой цепи. Заряда батареек достаточно, чтобы лампочка загорелась.

Воспитатель: Ребята, мы нашли электричество ?

(Ответы детей)

3.        Заключительный этап:  подведение итогов занятия.

Воспитатель: Я была уверена, что вы справитесь. Нам пора возвращаться к нашему профессору Эйну, нужно  рассказать,  где мы нашли электричество.

Дети подходят к доске.

На слайде появляется профессор Эйн: «Ребята, где же вы были?»

Дети: мы были в телецентре,  многое узнали об электричестве.

Профессор: Поделитесь со мной?

Дети рассказывают, что узнали об электричестве.

Профессор: О, и у меня электричество появилось.

 (На экране дверь в лабораторию,  с табличкой. «Лаборатория закрыта, исчезло электричество, ушел на поиски». Табличка исчезает, открывается дверь в лабораторию.)

Профессор: Посмотрите вот  предмет,  который я исследовал - это электрический шар.

(Профессор демонстрирует электрический шар.)

Профессор: Ребята  вы сегодня большие МО-ЛОД-ЦЫ!

Воспитатель: Вы заслужили медали «Лучше всех».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство  со словами, обозначающими признак предмета....

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Март,  2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....

Методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Учимся дышать, играя» с элементами изучения правил дорожного движения Тема: «Транспорт»

Здоровьесберегающая технология – одна из ведущих педагогических технологий в дошкольном образовании. Остается актуальной проблема в сохранении детского здоровья особенно для жителей Северной сто...

Конспект итогового занятия по дополнительной образовательной программе «Чипайне» на тему «Тундо»

Конспект итогового занятия на тему "Тудно", где дети создавали картину вместе с воспитателем. На этом занятии закрепляли слова, которые изучали в течение года по теме "Тундо"....

Методическая разработка. Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Детский фитбол" для детей среднего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на чудо-остров".

Конспект занятия содержит игровые упражнения на совершенствование предметно-манипулятивных действий с фитболом. Музыкально-ритмический комплекс с фитболом "Чунга-чанга". Динамические упражнения из ра...

Конспект итогового занятия по дополнительной образовательной программе «Готовим руку к письму» в подготовительной к школе группе №12 «Научим Машу»

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по дополнительной образовательной программе  «Готовим руку к письму»; формировать графический навык   у детей  дош...