Цикл занятий по программе доп.образования театрализованная деятельность" Золотой ключик"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Примерные конспекты занятий по программу театрализованной деятельности " Золотой ключик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_programme_zolotoy_klyuchik.docx | 737.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Общие правила ведения кукол.
В театре кукол есть несколько правил управления куклами, которые стали почти законами. Эти правила выполняют неукоснительно. Одно из правил касается основного положения куклы над ширмой.
Основное положение куклы над ширмой следующее: кукла повернута в сторону зрителей с небольшим наклоном вперед-вниз. Этот наклон нужен, чтобы зрители, сидящие ниже сцены, смогли увидеть лицо (или мордочку) куклы. При таком наклоне кукла будет смотреть как бы в глаза зрителям. Будьте внимательны, не отклоняйте локоть своей руки в сторону. И главное: ни в коем случае не сгибайте руку в запястье так, чтобы кисть отклонялась назад. В этом случае кукла «запрокинется».
Правило 1.
Куклу показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители.
Правило 2.
Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.
Правило 3.
Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется, когда молчит- она неподвижна Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать другую и обе они что-то кричат.
Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой. Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера.
Управление куклами-фигурками не требует специальных навыков. Нужно только не бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко.
Приложение 2
Способы управления куклой-петрушкой.
Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки, вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера.
Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие – либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы.
Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют перчаточной куклой двумя способами.
Первый способ
(самый простой). Головой куклы «руководит» указательный палец, а рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец пригибают к ладони.
При таком расположении пальцев у куклы получается очень подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение голова кукла может, только повернувшись всем туловищем сразу.
Второй способ.
В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы, большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем – другой.
Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить пальцами, вложенными в голову.
Третий способ.
Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут.
В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало тренирована.
Четвертый способ.
Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе со средним.
Пятый способ.
Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.
Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того, какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет изображать. Например, если куклу, изображающую маленького Зайчика, надеть так: голову – на средний палец, а лапки – на безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками.
Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.
Приложение 3
Упражнение с куклой – Петрушкой.
Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты.
С какой бы куклой вам не пришлось работать, помните: регулярные тренировки позволят уделить во время репетиций больше внимания выразительности поведения куклы, а не тому, как сделать определенный жест, с точки зрения техники.
Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными, продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол.
Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани.
Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений. Если невозможно воспользоваться зеркалом, можно обойтись и без него. Но следить за положением куклы над ширмой необходимо в любом случае. Вы можете попросить других посмотреть за действиями и поправить вас, когда потребуется.
Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой. Во – первых, может так случится, что работать с куклой можно будет только левой рукой. А во – вторых, во время спектакля часто приходится одновременно управлять двумя куклами. Поэтому выполняйте сначала на одной руке, потом на другой, а затем – на обеих сразу. Внимательно следите за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно.
Старайтесь делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна «трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к движениям более сложным.
Из всех верховых кукол у перчаточных жесты наиболее ограниченны. Но ни гапитная, ни тростевая, ни механическая кукла не могут так обнять друга, так крепко поколотить врага, как это может сделать перчаточная кукла.
Разминка.
Начните разминку с самых простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.
Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.
Наклон головы.
Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.
Сведение и разведение рук.
По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное положение.
Наклон туловища.
Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном соотношении.
Приседание.
Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите куклу в такой позе, затем верните в исходное положение.
Шаг.
Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверх-вниз и ни в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь – движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.
Игра с вещами.
Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это особенность очень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» - самое трудное для любой куклы.
Перчаточная кукла держит предмет обеими руками достаточно крепко и может уверенно с ним обращаться. Но это не значит, что можно обойтись без репетиций. Репетиции необходимы, причем проводить их лучше всего именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле.
Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за ширму целиком. Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик по цепочке. Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша.
В том случае, если кукла должна взять предмет одной рукой, делают дополнительные приспособления: крючки из проволоки сбоку или снизу предмета; углубление в предмете, в которое кукла может вставить руку, и т.п. С этой же целью к ладошкам куклы прикрепляют кнопки или крючки.
Хорошо удерживают предмет, руки с проволочным каркасом. Все перечисленные выше способы требуют усиленных репетиций, иначе во время спектакля движения куклы будут неуверенными и могут привести к неприятным неожиданностям.
В спектакле куклы не только берут и отдают предметы, но и выполняют более сложные действия, Например, одна кукла держит стакан, а другая наливает в этот стакан из кувшина воду. Или несколько кукол сначала строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее. Общение и согласованные действия кукол очень важны, этому тоже надо учиться. Поэтому в разминку нужно вводить и упражнения-действия для нескольких кукол.
Танец.
Прежде чем научить куклу танцевать, внимательно последите за танцующими друзьями. Посмотрите, какие движения они выполняют руками, как двигается их туловище. Если сможете, то зарисуйте основные движения в танце. Не получится зарисовать – постарайтесь запомнить.
Конечно, выполнить все разнообразие движений танцующего человека перчаточной кукле не под силу, да этого никто и не требует. Кукла должна только изображать живое существо, создавать образ, а не копировать человека полностью.
Для начала попробуйте научиться танцевать вальс. Это, наверное, самый легкий танец для кукол. Основное движение в этом танце – плавное кружение при определенном положении фигур. Другими словами, сами куклы не делают никаких движений, кукловоду нужно лишь сохранить определенную позу кукол на протяжении всего танца. Наденьте на каждую руку по кукле, разверните кукол друг к другу. Соедините руки кукол следующим образом: левую руку куклы дамы положите на плечо куклы кавалера, правую руку куклы дамы отведите в сторону и вверх; правой рукой куклы кавалера обнимите куклу даму за талию, левую куклы кавалера соедините с правой рукой дамы (соедините большие пальцы своих рук). Внимательно следите за тем, чтобы во время танца уровень не менялся и положение кукол оставался прежним по отношению друг к другу. В этом случае зрителям будет понятно, что исполняется вальс.
Все остальные танцы требуют от актеров большего мастерства. Надо особо внимательно приглядываться ктанцующим, чтобы правильно изобразить тот или другой танец при помощи кукол.
Приложение 4
Речевые упражнения
Не секрет, что актер, будь то драматический или кукловод, должен четко, внятно и громко произносить слова своей роли. Актер-кукловод не может считаться истинным мастером своего дела, если он не владеет техникой речи.
Одним из наиболее употребляемых речевых упражнений является проговаривание скороговорок. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно не только быстро, но и четко произнести скороговорку: так, чтобы был слышен каждый звук.
Помните, что не только громкость и внятность важны при произнесении текста ролей. Интонация и выразительность – непременные составляющие актерской речи. Не забывайте об этом, когда будете произносить скороговорки. Попробуйте выразить голосом страх, радость, отчаяние надежду, удивление. Обратите внимание на то, как будет меняться смысл одной и той же фразы в зависимости от эмоционального оттенка, который вы ей придаете.
Список скороговорок
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел…
А вот белка не бела, белой даже не была…
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Купи кипу пик.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Пришел Прокоп – кипит укроп.
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
У нас гость унес трость.На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Мама Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Мама Милу мылом мыла.
Не жалела мама мыла.
Мила мыло не любила.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись в сани.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шли шестнадцать мышей, нашли шесть грошей.
А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
У ежа ежата, у ужа – ужата.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Течет речка, печет печка.
Около колодца кольца не найдется
Приложение 5
Словарь театральных терминов
Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер – деятельный, действующий
Амфитеатр – места расположенные за партером.
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Афиша – объявления о представлении.
Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.
Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках( посуда, украшения).
Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене(лес, комната)
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо , руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка – пояснение на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция – повторение, педварительное исполнение спектакля.
Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Театр – место для зрелищ.
Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по программе дополнительного образования театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)
Конспект занятия в средней группе по театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)Цель: Учить основам театрализованной деятельности по средством знакомства детей со ска...
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...
Занятие по программе дополнительного образования "В гостях у сказки" Уважаемые родители! Позанимайтесь, пожалуйста, с детьми дома.
Занятие от 10.04.2020 №1 Чтение сказки «Лиса, заяц и петух» (Л.Поляк).Ритмическая разминка: «Рыбки» «Е.Железнова»Пальчиковая гимнастика: «Кулачки-ладошки&raqu...
Конспект занятия по программе дополнительного образования технической направленности «Парад мультпрофессий»
Для того, чтобы создать мультфильм, необходима работа многих профессионалов. Конспект разработан для ознакомления детей....
Программа дополнительного образования театрализованной студии
программа для детей 4-7 лет, срок реализации 4 года...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЛОГОРИТМИКА»
Цикл коррекционно-развивающих занятий по программе "Логоритмика" для детей дошкольного возраста. Конспекты занятий с описанием логоритмических упражнений по некоторым лексическим темам. В ка...
Комментарии
Спасибо за основные правила
Спасибо за основные правила работы с куклами за ширмой. О некоторых не знала, хотя очень часто участвую в показе кукольных спектаклей детям. Отдельное спасибо за скороговорки, их тоже можно использовать в работе с детьми.