Историческое место –это гордость всей страны
план-конспект занятия (старшая группа)
Создать условия для привлечения внимание дошкольников к сохранению культурного наследия в памятниках и исторических местах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста
«Историческое место –это гордость всей страны»
(к международному дню памятников и исторических мест)
Цель: создать условия для привлечения внимание дошкольников к сохранению культурного наследия в памятниках и исторических местах.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с международным днём памятников и исторических мест
- Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям России научить ребенка видеть скульптуру, любоваться ей, испытывать потребность в прекрасном.
2. Познакомить с монументальной скульптурой и первым музеем в СПб.
3. Видеть образы человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.
4. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, расположение на постаменте, фактуру поверхности, характер и настроение образов.
Ход:
Ведущий:
День памятников и исторических мест отмечаем, | Давайте сохраним, ребята, |
Игра «Можно – нельзя»
Ведущий называет какое-либо действие. Ребенок, если считает, что так делать можно, хлопает в ладоши. Если считает, что нельзя – топает ногами.
В игру можно – нельзя играем, Вопросы слушаем и отвечаем. | Если можно так делать, то похлопай, А нельзя, так потопай |
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наши цветы возложили,
Низко голову склонили
К памятнику подойду,
Со всех сторон его обойду
Его внимательно рассмотрю,
И с мамой о нём поговорю
Все у памятника собрались?
Ира, Маша улыбнись,
Достаю фотоаппарат,
Щёлкнул им и очень рад!
Мальчишка на памятник смотрел,
Взобрался на него и там посидел.
Компания к памятнику подошла,
Кусок отломала и дальше пошла
Стоит памятник – великан
И вот подошёл к нему хулиган
Краски взял и написал:
«Здесь будет бал»
До Петра I в честь побед над врагами строили церкви и часовни. А после Полтавской битвы он издаёт указ ( от 7 июля 1709 года) и повелевает соорудить на поле боя «пирамиду каменную, с изображением на ней персоны его Государевой в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди жёлтой, и под ней бой самым добрым художеством, а по сторонам той пирамиды на досках медных , учинить подпись с объяснением всех действий сей баталии». Указ, к сожалению, остался неисполненным.
И вот Пётр I (в 1716 году) заказывает скульптору Карлу Растрелли создать памятник в честь побед над шведами в Семилетней войне, и он, через два года изготавливает глиняную модель памятника, которая была одобрена Петром I. Но памятник этот установил только его правнук Павел I через 184 года.
Позднее (1722 году) Петр I посещает и осматривает Бо́лгарское городище и отправляет письмо казанскому губернатору А. Салтыкову: «Господин губернатор! В бытность нашу в Болгарах видели мы, что у старинного болгарского строения башни (или колокольни) фундамент испортился. И оный надлежит подделать вновь. Того ради пошлите туда ныне человек двенадцать или пятнадцать каменщиков с их инструментами и несколько бочек извести, а камня там старого довольно есть. Так же и места старые по времени велите чинить». Это распоряжение является первым в Российской истории распоряжением о сохранении древней архитектуры, систематическом наблюдении за ней и ремонте.
В Санкт – Петербурге (в 1723 году) по указу царя была возведена защитная галерея по проекту архитектора Д. Трезини над «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». Так начиналась история по сохранению памятных мест и памятников.
На престол взошла Екатерина II и в Царском селе в Екатерининском парке в честь победы русских войск над турками на полуострове Морея устанавливает самый первый памятник в СПб Море́йскую коло́нну скульптора Антонио Ринальди. Беспорно, это первый памятник в Санкт – Петербурге.
Игра «Автобус». Дети строятся парами, впереди стоит водитель.
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим | Хлопают по коленям |
И из окошечка глядим, все глядим. | «Козырёк» ладошкой, смотрят вправо, лево |
Глядим назад, глядим вперед. Вот так вот! Вот так вот! | Смотрят назад, вперёд |
Ну что ж автобус не везет? Не везет? | Пожимают плечами |
Колеса закружились. Вот так вот! Вот так вот! | Моталочка |
Вперед мы покатились. Вот так вот! | Руки согнуты в локтях, перед собой, вперёд |
А щетки по стеклу шуршат. Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик. Все капельки смести хотят. Вжик – вжик – вжик. | Руки согнуты в локтях перед собой, ладошки вперёд, движение вправо, влево («дворники») |
«Бим- бим- бим! Бим- бим- бим!» Мы громко, громко все гудим: «Бим- бим- бим!» | Изображают нажатие кнопки сигнала на руле |
Пускай автобус наш трясет. Вот так вот! Вот так вот! Мы едем, едем все вперед Вот так вот! | Полу присед Обходят круг («едут») |
Мы громко, громко все гудим: «Бим- бим- бим!» | Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. |
Наступил долгожданный день. Мы с мамой едем на площадь Искусств. Когда я туда пришла, то увидела большого, неподвижного, каменного мужчину.
- Кто это? – спросила я
- Это А. С. Пушкин – великий русский поэт, - ответила мама
- А почему он такой огромный и стоит на одном месте, как будто замер?
- Потому что это памятник.
- А что такое памятник?
- Памятник - от слова память. Его создают для того, чтобы люди знали и помнили историю известных людей, живших в разное время или исторические события, которые происходили в нашей стране. Это объёмное изображение, его можно рассмотреть со всех сторон. Памятник очень большой и величественный, поэтому его называют монументальной скульптурой. Ими украшают улицы, площади, парки и скверы города.
- А кто делает такие скульптуры?
- Их создаёт скульптор в своей мастерской. В его руках кусок глины или камня превращается в произведение искусства.
Речь с движением «Скульптор»
Скульптор знает своё дело, Лепит он из глины тело. Вылепляются сперва Руки, ноги, голова, А потом глаза и губы, Уши, волосы и зубы. | Нос один и пара век. Вот стоит эта махина: С виду – будто человек, Только сделанный из глины. Эта дивная фигура Называется скульптура. |
- А из каких материалов выполняют скульптуры?
- Монументальную скульптуру выполняют из твёрдых материалов
Игра «Какая скульптура»
Скульптура из камня, какая… каменная
Скульптура из гранита, какая… гранитная
Скульптура из мрамора, какая… мраморная
Скульптура из бронзы, какая… бронзовая
Скульптура из бетона, какая… бетонная
Скульптура из металла, какая… металлическая
Скульптура из бронзы, какая… бронзовая
Скульптура из чугуна, какая… чугунная
- А скульптура А. С. Пушкина из какого материала сделана?
- Из бронзы, а пьедестал из гранита. Пьедестал или постамент – это основание, на котором устанавливают скульптуру.
«Я подошла к скульптуре поближе и почувствовала себя очень маленькой перед этой величественной монументальной скульптурой. «Да, такую скульптуру в руки не возьмёшь»
«Обойдя памятник вокруг, я подняла голову, чтобы лучше рассмотреть знаменитого поэта, и увидела, что он как будто читает свои стихи: правая рука откинута в сторону, гордо запрокинута голова и сюртук нараспашку».
- Скульптор Михаил Константинович АникУшин создавал скульптуру в своей мастерской 5 лет
- А давно эта монументальная скульптура здесь стоит?
- Открытие памятника состоялось 19 июня 1957 года. Значит памятнику 66 лет.
- А в нашем городе только одна скульптура поэту А.С. Пушкину?
- Нет, конечно. Есть не только скульптуры, но и бюсты. Бюстом называют скульптуру, изображающую верхнюю часть фигуры человека.
Разрезные картинки «Собери скульптуру или бюст А. С. Пушкина»
- А какой самый первый памятник был воздвигнут в нашем городе Санкт – Петербурге?
- Медный всадник — памятник сделан из бронзы, посвященный русскому царю Петру I. Монумент является одним из главных символов города. Императрица Екатерина II повелевает соорудить памятник Петру I. Специально для его создания в Россию был приглашен скульптор Этьен-Морис Фальконе. Всадник на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Скульптор одел русского царя в длинную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным. Вытянутая вперед рука символизирует покровительство всей российской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражается в лавровом венке и мече у пояса. Гранитный постамент – одновременно и вершина горы, как преодоленные на пути препятствия, и вздымающаяся морская волна – символ многочисленных морских побед.
Подвижная игра «Медный всадник»
Дети встают в большой круг. В середине круга – ребенок («Петра I»).
Медный всадник просыпается.
Конь его бежит, старается.
Вдоль Невы на заре
Скачет Петр на коне.
Как живет мой Петербург?
Что построили там, тут?
От меня не убегайте!
На вопрос мой отвечайте!
От тебя мы убежим,
На вопросы отвечать не хотим
Мультфильм «Медный всадник», созданный детьми студии «МультЧайка»
«Живая скульптура на месте замри»
Ветер колышется раз (дети двигаются по залу),
Ветер колышется два (изображая руками «ветер»).
Крутит листву заметает,
В живую скульптуру всех превращает.
(Дети изображают различные статуи, «замерев» на месте).
Скульптура – это объемное изображение птиц, человека, зверей.
Музыка: Юрий Кудинов (Клоун Плюх) Слова: Елена Щепотьева
Глина, мрамор, гипс и медь –
Материалы для скульптуры,
И придётся попотеть,
Высекая всю фигуру.
Чтобы камень ожил вдруг,
Превратился в изваянье,
Он, не покладая рук,
Трудится, ища признанья.
Припев:
Скульптор и ваятель –
Гений и творец,
Нового создатель,
Образа отец.
Пусть его искусство
Радует наш взор,
Пробуждает чувства
Скульптор с давних пор.
Он все время в мастерской
Увлечен своей работой,
И не ищет он покой,
Мастерит и лепит что-то.
Автор памятников он
И прекрасных монументов,
Изваяний полон дом,
Что достойны комплиментов.
Припев.
- Краткая история российских монументов http://www.tsaarinikolai.com/demotxt/Monumentitd.html
- К Международному дню памятников — о самом первом памятнике в Санкт-Петербурге
https://peterburg.center/story/k-mezhdunarodnomu-dnyu-pamyatnikov-o-samom-1-m-pamyatnike-v-sankt-peterburge.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Прогулка с ребенком по историческим местам Усть-Ижоры."
Как правильно организовать прогулку с ребенком по местам Усть-Ижоры....
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Исторические места г.Казани"
Презенация с фотографиями исторических мест города Казани поможет педагогам провести занятие с детьми по ознакомлению их с родным городом, его достопримечательностями....
путешествие по историческим местам города тулы
познакомить детей с Новым музеем оружия...
Многофункциональное методическое пособие «Вооружённые силы – гордость всей России»
Многофункциональное методическое пособие включает в себя: конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста и мультимедийное дидактическое приложение по патриотическому воспитанию. В их содерж...
Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дош
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик». Методы, средства, приемы и услов...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе «Что такое День Победы -это гордость всей страны!»
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников....
Проект информационный в старшей группе компенсирующей направленности «Историческое место –это гордость всей страны»
Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история. Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследи...